ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
ПОЛЕТЫ
ИННОВАЦИОННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
НОВОСТИ

К 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ КРУПНЕЙШЕГО ФИЗИОЛОГА, ТАЛАНТЛИВОГО ОРГАНИЗАТОРА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ОДНОГО ИЗ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РАДИОБИОЛОГИИ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ МЕДИЦИНСКИХ НАУК СССР, ЗАСЛУЖЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ НАУКИ РСФСР, ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ, ДОКТОРА МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ЛЕБЕДИНСКОГО (1902-1965)

Андрей Владимирович родился 12 мая 1902 года в Санкт-Петербурге в семье известного ученого В.К. Лебединского. В 1924 году окончил Военно-медицинскую академию (ВМА) и служил в учреждениях Красной Армии. С 1928 по 1953 годы работал преподавателем, старшим преподавателем, заместителем начальника и начальником кафедры физиологии ВМА, а с 1953 по 1954 годы - начальником кафедры физиологии Военно-морской медицинской академии.

Одновременно с работой в академиях А.В. Лебединский заведовал в разные годы физиологическим сектором психофизиологической лаборатории Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота, физиологической лабораторией Ленинградского офтальмологического института им. Л.Л. Гиршмана, физиологическим сектором Института мозга им. В.М. Бехтерева, теоретическим сектором Ленинградского научно-исследовательского нейрохирургического института им. А.Л. Поленова.

В 1954 году Андрей Владимирович был приглашен в Москву в качестве директора Института биофизики Минздрава СССР. Он возглавил работы по исследованию биологического действия ионизирующего излучения и биологической оценке ядерного оружия, испытания которого проводились с участием сотрудников института в условиях полигона. В 1962-1963 годах А.В. Лебединский заведовал кафедрой физиологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

1 января 1964 года Андрей Владимирович возглавил созданный Институт медико-биологических проблем Минздрава СССР. Перед коллективом института стояла задача объединить усилия военных и гражданских ученых для решения проблемы обеспечения программы пилотируемых космических полетов. К сожалению, уже в 1965 году А.В. Лебединским скоропостижно скончался.

Андрей Владимирович Лебединский был одним из ближайших учеников академика Л.А. Орбели. Многогранность научных интересов позволила ему внести существенный вклад в развитие различных областей физиологии, биофизики, радиобиологии, космической биологии и медицины. Для научной деятельности А.В. Лебединского было характерно стремление к выявлению физических закономерностей в биологических процессах, к использованию биофизических методов исследования. Этот подход был характерен для работ не только в области нормальной физиологии, но и в иных прикладных дисциплинах.

В последние годы жизни Андрей Владимирович с большим увлечением работал в области космической биологии и авиакосмической медицины. Наряду с решением важных практических задач в области медико-биологического обеспечения космических полетов под руководством А.В. Лебединского проводились работы по изучению влияния на организм различных сопутствующих космическим полетам экстремальных факторов, вопросов обитаемости, проблем радиационной безопасности космических полетов. Многие идеи А.В. Лебединского в области космической медицины остаются актуальными и в настоящее время.

Андрей Владимирович Лебединский известен как видный общественный деятель. В 1955-1958 годах он был представителем СССР в Научном комитете ООН по атомной энергии, где активно проводил политику по прекращению ядерных испытаний и запрещению ядерного оружия. А.В. Лебединский вел большую научно-общественную работу, являясь членом правления Московского общества физиологов, председателем научного совета по проблемам радиобиологии и спецфизиологии при АН СССР. Он активно работал в Обществе по распространению научных знаний. А.В. Лебединский являлся заместителем редактора журналов «Радиобиология» и «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины», членом редколлегий журнала «Атомная энергия», раздела «Радиобиология» Большой медицинской энциклопедии, членом редакционного совета Физиологического журнала СССР, членом редакции «Excerpta medica».

За заслуги перед Родиной Андрей Владимирович Лебединский был награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями. Многочисленные ученики Лебединского, российская научная общественность, отмечая 120-летие со дня рождения Андрея Владимировича, вспоминают его как яркую личность, выдающегося ученого и организатора науки.