ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
www.imbp.ru
НОВОСТИ

Ровно 30 лет назад, 15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полёт многоразового орбитального корабля «Буран». Это был один из самых грандиозных проектов позднего СССР, над которым работали лучшие научные коллективы страны, 1246 предприятий, 86 министерств и ведомств. Отечественным ученым и инженерам удалось создать машину, способную в автоматическом режиме выполнять поставленные задачи на высоте до 500 км над поверхностью Земли и произвести посадку при отсутствии экипажа. «Буран» был кораблем, опередившим свое время. Технологии, созданные при его разработке, позволили вывести советскую промышленность на новый уровень и создать предпосылки для научно-технического прогресса в современной России.

14 ноября 2018 года в Государственном научном центре Институте медико-биологических проблем состоялось заседание ученого совета института, посвященное юбилейной дате. С докладом о многоразовой космической системе «Энергия-Буран» выступила Евгения Николаевна Ярманова - заместитель Главного конструктора, начальник комплекса Главного конструктора ИМБП. Евгения Николаевна, работая на экспериментальном машиностроительном заводе им. В.М. Мясищева, принимала непосредственное участие в создании средств медико-биологического обеспечения для орбитального корабля «Буран».

15 мая 2018 года Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство образования и науки Российской Федерации было преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Министерству науки и высшего образования переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов.

Решением Комиссии по военно-промышленным вопросам при Совете министров СССР от 18.12.1986 года № 349 ИМБП был определен головной организацией по медико-техническому сопровождению создания «Бурана», включая обеспечение высокой работоспособности и сохранение здоровья его экипажей. Институтом с целью выполнения поставленных перед ним задач были разработаны как наземные стенды, так и бортовые средства и методики (медицинский контроль, профилактика неблагоприятного воздействия факторов полета, радиационный контроль, санитарно-гигиеническое обеспечение и средства оказания медицинской помощи).

В ходе проведенных исследований были определены пределы переносимости человеком перегрузок при спуске космического корабля на Землю по самолетному типу и возможность ручного управления спуском после 7-суточного пребывания пилота в условиях невесомости. Усовершенствована программа по профилактике вестибулярных и двигательных нарушений, проведен анализ возможных уровней ЭМП и осуществлена подготовка технического задания на аппаратуру для их измерения. Был получен уникальный научный материал для понимания огромной значимости градиента нарастания перегрузок. Специалистами ИМБП были оценены степени опасности и риска на всех участках полета орбитального челнока. Вплоть до закрытия программы отрабатывались системы обеспечения жизнедеятельности и терморегулирования многоразовых кораблей на технологическом макете.

Сотрудники института участвовали в инженерно-психологическом и эргономическом сопровождении многоразового корабля. Для программы «Буран» И.П. Волк, Р.А. Станкявичюс, А.В. Щукин, А.С. Левченко, М.О. Талбоев, В.В. Заболоцкий, У.Н. Султанов, Ю.П. Шеффер и другие прошли в клинике ИМБП первичный медицинский отбор и регулярно проходили ежегодные переосвидетельствования. Институт участвовал в сопровождении горизонтально-летных испытаний аналога орбитального корабля «Буран» в части оценки психофизиологической напряженности операторской деятельности в ручном и автоматическом режимах управления посадкой.