ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
www.imbp.ru
НОВОСТИ

Круглый стол в ИМБП

Под конец 2018 года в ИМБП РАН прошел круглый стол, на котором руководители Института провели встречу с представителями ведущих информационных агентств.

РИА НОВОСТИ

Россия и США рассматривают вопрос о проведении эксперимента с частичной изоляцией экипажа на Международной космической станции для имитации полета в дальний космос, сообщил журналистам директор Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН академик Олег Орлов.

«Сегодня, с американскими коллегами обсуждается возможность проведения на МКС экспериментов, связанных с частичной изоляцией экипажа», - сказал Орлов.

По его словам, такой эксперимент помог бы смоделировать полет в дальний космос «для того, чтобы какие-то элементы автономного обеспечения полетом начинать разрабатывать».

ИМБП уже долгое время проводит аналогичные эксперименты на Земле. Сейчас идет серия исследований SIRIUS. Короткий этап, во время которого экипаж заперли для имитации полета на Луну и обратно на 17 дней, прошел в 2017 году. В первой неделе марта 2019 года стартует четырехмесячное исследование. Также запланированы восьмимесячный и три годовых этапа. Рассматривается возможность проведения эксперимента продолжительностью дольше года. В каждом этапе принимает участие смешанный как по национальному, так и по гендерному составу экипаж.

ТАСС

Мыши могут быть отправлены в первый полет вокруг Луны для изучения влияния космических факторов на организм. Об этом журналистам сообщил директор Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН академик доктор медицинских наук Олег Орлов.

«Мы официально выдвинули предложение в рамках разработки сверхтяжелого носителя, где предполагается полет к Луне макета пилотируемого космического аппарата... Макет организовать, как биологический спутник, для того, чтобы в условиях реального полета вокруг Луны по тому сценарию, который будет заложен для пилотируемых полетов, провести упреждающие исследования на биологических объектах», - сказал он, добавив, что это пока только предложение и официального решения нет. Ученый также отметил, что именно по такому пути шли ученые, которые готовили к первому полету Юрия Гагарина.

Заместитель директора ИМБП Владимир Сычев уточнил, что если появится возможность использовать перспективный транспортный пилотируемый корабль «Федерация», то ученые хотят послать на нем к Луне мышей. Грызуны выбраны основным объектом исследования, потому что они хорошо изучены. «И поскольку корабль достаточно большой, мы будем стараться увеличить и количество животных. Для того, чтобы получить достоверные результаты, нужно проводить очень много однотипных экспериментов, тогда мы будем уверены в достоверности результата», - сказал он.

«Федерация» разрабатывается в ракетно-космической корпорации «Энергия». Корабль предназначен для доставки людей и грузов как на околоземную орбиту, так и в дальний космос. Численность экипажа «Федерации» составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, а в составе орбитальной станции - до года.

Как ранее сообщили в пресс-службе РКК «Энергия», в настоящее время для проведения автономных и комплексных испытаний выпущен основной объем рабочей конструкторской документации. Развернуто изготовление макетов отсеков корабля, включая конструкцию и бортовые системы. Начало летных испытаний «Федерации» в беспилотном варианте запланировано на 2023 год.

ИНТЕРФАКС-АВН

Российские и американские ученые заинтересованы в совместном изучении влияния радиации на человека при полетах в дальний космос, сообщил журналистам директор Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН академик Олег Орлов.

«Радиационный фактор является одним из серьезных факторов риска в межпланетных полетах, поэтому заслуживает внимания ученых и специалистов. С Дубной (где расположен Объединенный институт ядерных исследований) нас связывают давние творческие дружеские и отчасти организационные взаимоотношения. Это одна из тех организаций, на которую мы опираемся в решении вопросов радиационной биологии», - сказал О. Орлов.

Он отметил, что в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) есть лаборатория радиобиологии, специалисты которой заинтересованы в изучении вопросов, связанных с радиационной безопасностью будущих полетов в дальний космос.

«Мы, зная об интересе наших американских коллег, пригласили их в этом году посетить Дубну. Они были приняты руководством, посмотрели те установки, которые могут быть использованы для совместных исследований, посетили лабораторию радиационной биологии», - сказал О. Орлов.

Он сообщил, что по итогам переговоров с представителями НАСА был подтвержден взаимный интерес к совместной работе над решением проблемы космической радиации.

«Мы, как головная организация с российской стороны, как-то будем стараться объединить усилия нашей Дубны с участием НАСА или американских университетов для создания некоего совместного сотрудничества в этом направлении. Мы договорились с НАСА, что продумаем конкретные шаги в этом направлении, сроки и так далее и будем выходить на совместные программы в этих исследованиях», - сказал О.Орлов.

Он заявил, что уверен в возможности решить эту проблему, однако предстоит большая работа по многим направлениям.

РИА НОВОСТИ

До половины экипажа наземного эксперимента по имитации полета на Луну «SIRIUS-18/19» могут составить женщины, сообщил журналистам официальный представитель Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Марк Белаковский.

«У нас 9-10 января врачебно-экспертная комиссия, которая выберет 10 человек, которые с 14 января начнут тренировки. Экипаж будет 6 человек. По нашему общему с американскими коллегами подходу, должно быть не менее 2 девушек, а лучше 3», - сказал Белаковский.

Он напомнил, что в этом экипаже командиром будет космонавт Евгений Тарелкин. Кроме того, в экипаж должен будет войти российский врач и не менее двух иностранцев. «В конце февраля мы проведем «сухой прогон», когда отобранные 6 человек три дня вместе поработают внутри объекта. И на первой неделе марта будет старт», - добавил Белаковский.

Ранее сообщалось, что НАСА определило двух американцев, которые также примут участие во втором этапе эксперимента SIRIUS.

Как добавил директор института академик Олег Орлов, ИМБП считает, что все экипажи, как во время наземных экспериментов, так и во время будущих полетов в дальний космос, должны быть смешанными в гендерном плане.

«Мы как раз изучаем возможность гендерно смешанных экипажей. Потому что здесь и вопросы психологии, социальных взаимоотношений, вопросы выполнения функций. Такая задача ставится. Именно над этим мы работаем», - отметил Орлов.

ТАСС

Генетический подход может использоваться в будущем при отборе космонавтов, сообщила журналистам заместитель директора Института медико-биологических проблем (ИМБП) член корреспондент РАН Людмила Буравкова.

«Что касается генетических исследований, здесь тоже можно выделить две большие платформы или два больших направления. Первое - это исследование генетики человека с точки зрения использования ее в отборе… Второе - это попытка исправить эти генетические ошибки, насколько это стоит исправлять до полета», - сказала она.

Как уточнила ученый, сейчас при отборе космонавтов в основном изучается состояние здоровья, резервы организма и его реакция на экстремальные воздействия. «Можно заглянуть глубже и посмотреть, а что там, на генетическом уровне», - отметила ученый, добавив, что в этом случае главное не ошибиться, потому что генетика человека очень сложна и пластична.

По словам Буравковой, у любого здорового человека могут быть неправильные гены, которые купируются другими. «Это нужно исследовать, сомнений нет. Насколько это нужно использовать при отборе, обсуждения сейчас идут, потому что нельзя отказать и не включить в отряд космонавта, у которого нашли какой-то ген, но он купирован», - отметила она.

Как пояснила замдиректора ИМБП, начать ученые планируют с применения генетического подхода в отборе биологических объектов.

ИНТЕРФАКС-АВН

Вопрос повышения автономности систем жизнеобеспечения космических кораблей для полетов в дальний космос отрабатывается на Международной космической станции, сообщил журналистам заместитель директора по науке Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН космонавт Олег Котов.

«Чем дальше мы летим в космос, тем большая автономность систем нам нужна. Доведение автономности до 95-98% практически по всем направлениям - одна из задач, которую надо решить. Сразу этого сделать не удастся, она решается всем мировым сообществом последовательно, по отдельным элементам, часть задач отрабатывается на МКС как полигоне для отработки таких технологий», - сказал О. Котов.

Он пояснил, что системы жизнеобеспечения космонавтов должны соответствовать поставленным задачам.

В свою очередь, другой заместитель директора по науке ИМБП РАН Владимир Сычев пояснил, что степень сложности и автономности систем обеспечения жизнедеятельности исследователей Луны зависит от ряда факторов.

«Одно дело, когда у вас объект посещается на несколько дней, соответственно, после посещения он находится в автономном режиме. Это одна система. Другая система нужна, когда у вас человек пребывает длительное время. Это системы с разными требованиями и возможностями», - сказал ученый, отметив, что универсальную систему создать невозможно.

РИА НОВОСТИ

Российские ученые хотят исследовать не только лунный грунт, но и лунную пыль, соответствующая заявка уже подана создателям аппарата «Луна-Грунт» (Луна-28), сообщил заместитель директора Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Владимир Сычев.

Он отметил, что исследовать лунную пыль нужно из-за её чрезвычайной опасности для человека.

«На самом деле, ситуация, я бы сказал, даже не с грунтом, а пылью, не очень простая. Пыль имеет структуру «ёжика», который если попадает в легкие, не будет выводиться. Это очень опасно. Лунную пыль надо исследовать с точки зрения безопасности», - добавил Сычев.

«Луна-28» - часть российской программы по исследованию Луны. Отправка станции к спутнику Земли планируется после 2025 года. До неё будут отправлены «Луна-25» (посадочный аппарат в 2021 году), орбитальный аппарат «Луна-26» в 2022 году и посадочного аппарата «Луна-27» в 2023 году.

Последний раз отечественная станция запускалась к Луне в 1976 году. Это была советская «Луна-24».

ТАСС

Запуск российского биологического спутника «Бион-М2» будет перенесен на 2023 год в связи с включением в проект французского научного оборудования. Об этом сообщил журналистам заместитель директора Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН, руководитель проекта «Бион» Владимир Сычев.

«По «Биону» пока речь идет о 2022 годе, но в связи с тем, что у нас сейчас идет разговор о включении в проект французских специалистов с их оборудованием по регистрации физиологических параметров у животных, скорее всего, [полет] придется переносить на 2023 год, потому что работа требует дополнительного времени», - сказал он.

На биологическом спутнике на рекордную высоту в 800 км будут запущены 75 мышей. Основной акцент в исследованиях сделают на влиянии космической радиации. «Биологические объекты будут впервые на такой высоте, не считая полетов американцев на Луну. Мы попытаемся понять, что дает увеличение дозовой радиационной нагрузки на организм животных», - отметил ученый.

По имеющейся в настоящее время информации, полет в дальний космос может повлечь серьезные изменения в организме на молекулярном уровне. «Результаты, которые мы получили на первом "Бионе", очень настораживают. Они говорят о том, что воздействие факторов космического полета - это не только физиологические изменения, но и изменения, которые могут коснуться более глубоких структур на молекулярном, генетическом уровне», - сообщил Сычев.

Помимо Франции, к российскому биологическому эксперименту хотят присоединиться другие иностранные коллеги. «Заявок у нас где-то к полусотне. В исследованиях хотят участвовать американцы, немцы, есть предложения от китайских и малайских коллег», - уточнил руководитель проекта.

«Бион» - серия российских космических аппаратов, предназначенных для проведения биологических исследований, в том числе изучения воздействия радиации и невесомости на живые организмы. Первый подобный аппарат под названием «Космос-605» был запущен еще в 1973 году. В 2013-м на орбиту вывели первый спутник из серии «Бион-М».

Ссылки: