"Хорошёвка", 1999, № 9, С. 1, 6

Хорошёвка - родоначальница космического будущего
В нашем районе состоялся уникальный эксперимент

Ещё совсем недавно космические исследования были привилегией узкого круга профессионалов. Где-то там, в секретных лабораториях, в закрытых НИИ, в манящей таинственности Звёздного городка рождались и воплощались в жизнь головокружительные проекты. А нам лишь рассказывали со страниц газетных передовиц и экранов телевизоров: запущен очередной спутник, вышла на орбиту новая космическая станция, космонавты N. и X. отсчитывают свои трёхсотые сутки в космосе…
Но времена изменились. С одной стороны, космические старты перестали вызывать массовую эйфорию, превратившись в часть повседневности. С другой, учёные, занимающиеся проблемами исследования космического пространства, вышли "в народ" и начали привлекать к своей работе не только нынешних и будущих космонавтов, но и людей, напрямую с космосом не связанных.

1 октября в Хорошёвском районе, в Государственном научном центре Российской Федерации "Институт медико-биологических проблем" в рамках исследовательской программы SFINCSS-99 стартовал уникальный эксперимент. Сотрудники института Татьяна Агапцева, менеджер одной из компьютерных компаний Игорь Туровский и корреспондент газеты "Комсомольская правда" Александр Милкус на неделю стали космонавтами - поселились в Наземном экспериментальном комплексе, в герметическом модуле, практически целиком воспроизводящем обстановку космической станции. Наблюдали за жизнью "на орбите" этой так называемой "группы посещения" представители космических агентств четырёх участвующих в эксперименте сторон - Канады, Японии, России и стран Европейского Союза.

В герметическом модуле всё как в действующем космическом корабле. Кроме разве что микрогравитации, здесь полностью воспроизведены параметры окружающей среды - газовый состав, атмосферное давление, температура и влажность воздуха, уровень шума. Как и настоящие космонавты, трое добровольцев находились в замкнутом пространстве, в полной изоляции от внешнего мира. При этом их контакты с обслуживающем персоналом (врачами, инженерами, техниками) проводились с учётом ограничений, обусловленных сеансами связи во время реальных космических полётов: радиопереговоры и общение по компьютерной сети - только 30 минут через каждый час.

За время своего недельного затворничества "группа посещения" приняла участие в 89 медицинских, научных и технических экспериментах, провела тестирование ряда медицинских средств, таких, например, как защитные респираторы, электроды для ЭКГ, самофиксирующиеся эластичные бинты, различные пластыри, наклейки и тому подобные вещи, предоставленные известной международной корпорацией ЗМ. Медицинская продукция ЗМ уже давно знакома российским космонавтам, а в задачи группы входит определение возможностей их использования на международной космической станции.

Вдобавок исследователи-добровольцы выполнили ряд работ, которые обычно выполняют космонавты, находящиеся на орбите, - операции по стыковке и управлению кораблём, разгрузочные работы, санитарно-гигиенические процедуры. Пришлось даже сымитировать отдельные элементы внекорабельной деятельности…

Кроме того, у каждого члена "группы посещения" было и своё, персональное задание. Татьяна Агапцева была занята проблемами телемедицины, Игорь Туровский - работой компьютерного оборудования и локальных вычислительных систем, а Александр Милкус - исследованием параметров микроклимата и общим освещением хода эксперимента.

На протяжении двух последних лет Институт медико-биологических проблем по поручению Российского космического агентства (РКА) проводит опытно-конструкторские работы. За время экспериментов сотрудники института успели прийти к довольно интересным выводам. Например, ни для кого не секрет, что космонавты живут в совершенно ином, нежели "земляне" режиме - физическая и интеллектуальная нагрузка у них колоссальная, рабочие часы нередко приходятся на ночное время, выходные - нечастые, график - плавающий, да ещё и в открытый космос приходится выходить до трёх раз в неделю. Работа в таком режиме может неблагоприятно сказаться на физическом и психическом состоянии здоровья, существенно повысить риск развития заболеваний.

До сих пор на российской орбитальной станции "Мир" использовался регламентированный режим работы и отдыха. Но данные многочисленных экспериментов позволили специалистам Института медико-биологических исследований выдвинуть гипотезу "Фазовой структуры протекания адаптационных процессов в группе людей, в течение длительного времени находящихся в замкнутом гермообъёме с управляемой средой обитания". В переводе на общедоступный язык это значит: каждые два месяца у космонавта, находящегося на орбите, наступает "переходный период". Его организм перестраиваться, начиная по-новому регулировать все функции жизнедеятельности. Эта перестройка может привести и даже наверняка приводит к снижению надёжности работы человека.

Если данная гипотеза подтвердится, привычный взгляд на организацию труда космонавтов придётся пересмотреть - и ввести для них не чётко регламентированный, как сейчас, а гибкий рабочий график. В результате это не только благоприятно скажется на состоянии самих космонавтов, но и повысит уровень безопасности работы космических станций.

Другая проблема, занимающая учёные умы из Института медико-биологических исследований - совместная деятельность людей, различающихся по национальному признаку, сроку пребывания на орбите и степени адаптации к полёту, находящихся к тому же в относительно изолированных друг от друга блоках космических станции. Полёты международных экипажей, в частности, полёты по программе Мир/NASA, показали: проблема эта довольно серьёзная. Однако в мировой практике моделирование и изучение феномена "международной станции" пока не проводилось.

Институт предложил провести изучение психологических особенностей взаимодействия нескольких экипажей, работающих по самостоятельным полётным программам. В исследованиях будут участвовать психологи из России, США, Канады, Японии, Норвегии, Франции, Чехии. Им предстоит выявить основные "камни преткновения", возникающие в ходе работы нескольких экипажей, и выработать практические рекомендации космонавтам - как преодолеть всевозможные барьеры, как добиться полной слаженности в "производственных" действиях и гармонии в личных взаимоотношениях.

Всё чаще астронавты и космонавты разных стран будут летать на орбиту в составе одной международной группы. Но для начала им предстоит научиться жить и работать вместе. Сейчас в наземном экспериментальном комплексе института уже смоделированы российский и другие национальные сегменты космической станции будущего. И впервые в экспериментах наших учёных будут принимать участие представители зарубежных космических агентств. Причём не только в качестве учёных, но и в качестве испытателей в составе основных экипажей и "групп посещения".

Что ж, космос - единственное место, где одна часть человечества ещё не успела вступить в вооружённый конфликт с другой. Возможно, совместные эксперименты и научные исследования - это как раз то, что способно удержать "космические" страны в рамках мирного сотрудничества. А "звёздные войны" пусть остаются только на экране.

И спасибо за это люди скажут Хорошёвке.

Елена ПОЛОВЦЕВА

Подборка публикаций о ИМБП за 1999 год