"Аэрокосмический курьер", 2001, N 4-5 июль-октябрь с. 42-44 Анатолий Григорьев - директор ГНЦ РФ "Институт медико-биологических проблем" РАН, академик РАН Дмитрий Малашенков - старший научный сотрудник ГНЦ РФ "Институт медико-биологических проблем" РАН "Наука о жизни" в космосе Современный этап развития пилотируемой
космонавтики характеризуется тенденцией к интеграции научно-технических
и интеллектуальных ресурсов различных стран при подготовке и реализации
перспективных ко
смических программ. Создание и эксплуатация Международной космической станции (МКС), изучение Солнечной системы и Вселенной, планы освоения Луны и пилотируемого полета на Марс свидегельствуют об успешном решении к настоящему времени многих сложнейших гехнических проблем, определяющих прогресс космонавтики. Естественно, возникает вопрос о том, в какой мере в настоящее время решены основные медицинские и биологические проблемы, связанные с участием человека в реализации космических проектов будущего столетия, готов ли человек как биосоциальное существо к осуществлению предстоящих беспрецедентных по своему масштабу и сложности космические миссии. Космонавт в космическом корабле работает в техногенной среде, деятельность и пребывание в которой обусловливают значительную дополнительную нагрузку на его организм. Компенсация неблагоприятных факторов техногенной среды космического корабля на организм космонавта (электромагнитные излучения, шумы и вибрация, вредные примеси в воздушной среде) продолжает оставаться важной проблемой космической экологии. Увеличение продолжительности и сложности программ пилотируемых космических полетов приводит к повышению требований к космонавту и заставляет по-новому оценить значение "человеческого фактора" в системе "космонавт - космический корабль", поставить его во главу угла. В течение 40 лет, прошедших после полета первого космонавта, в космосе побывало более 400 космонавтов и астронавтов, а продолжительность полетов увеличилась от 108 мин до I года и более (438 сут.). Благодаря многолетним исследованиям, проведенным Институтом медико-биологических проблем (ИМБП) совместно с рядом других научных и промышленных коллективов страны, в ходе космических полетов и в процессе модельных наземных экспериментов, были определены основные факторы риска в пилотируемых космических полетах, изучены закономерности адаптации организма человека к факторам космического пространства и выявлены основные системы организма, наиболее подверженные изменениям из-за влияния условий полета, решены многие проблемы обитаемости в условиях герметично замкнутого пространства космических аппаратов. На основании результатов проведенных исследований была создана эффективная система медицинского обеспечения (СМО) безопасности пилотируемых космических полетов (КП), которая включает в себя эффективные методы и средства профилактики неблагоприятных сдвигов в организме под влиянием факторов КП различной продолжительности. Составной частью СМО являются также системе медицинского отбора, подготовки космонавтов и их медицинской реабилитации после длительных КП, в разработку которой наряду с ИМБП большой вклад внесли многие организации и в первую очередь - Центральный военный научно-исследовательский госпиталь, Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО, Центр полготовки космонавтов им. Ю.Л. Гагарина и Научно-производственное объединение "Звезда". Наиболее значимыми результатами использования СМО являются: - усовершенствование методов и средств контроля, диагностики и прогнозирования состояния здоровья и работоспособности космонавтов на разных этапах полета; - повышение эффективности системы профилактики неблагоприятных
изменений организма в полете и после его окончания, оптимизация методов
и средств управления функциональным состоянием и работоспособностью членов
экипажа, в том числе при осуществлении внекорабельнои деятельности ; - разработка методов и средств обеспечения радиационной
безопасности космонавтов; |
Медицинское обследование на борту "Мир" |
Врач-космонавт Валерий Поляков при завершении рекордного 438-суточного полёта |
|
Испытания новой модификации пневмовакуумного костюма "Чибис" |