<<< Вернуться

На правах рукописи

Хашба Беслан Георгиевич

Совершенствование врачебно-летной экспертизы при заболеваниях сосудов головного мозга у пилотов гражданской авиации

Специальность:
14.00.32 - авиационная, космическая и морская медицина

Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата медицинских наук

Москва - 2009

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию"

Научный руководитель:
доктор медицинских наук, профессор Разсолов Николай Александрович

Официальные оппоненты:
доктор медицинских наук, профессор Хоменко Михаил Николаевич
доктор медицинских наук Тизул Алексей Яковлевич

Ведущая организация: Федеральное Государственное учреждение "7 Центральный военный клинический авиационный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации.

Защита диссертации состоится "17" декабря 2009 г. на заседании диссертационного совета Д 002.111.01при ГНЦ РФ - ИМБП РАН по адресу: 123007, г. Москва, Хорошевское шоссе, д. 76 а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГНЦ РФ – ИМБП РАН
Автореферат разослан "_____"____________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета Д 002.111.01
доктор биологических наук Левинских М.А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы.

В системе медицинского обеспечения полетов первостепенное значение имеют вопросы сохранения здоровья и профессионального долголетия пилотов, ранней диагностики, эффективной профилактики, лечения различных заболеваний и реабилитации лиц летного состава. Условия профессиональной деятельности требуют от организма пилота высокой надежности в процессе выполнения полетного задания (Комендантов Г.Л., 1983 и др.).

На современном этапе развития авиации наиболее существенными факторами, определяющими характер деятельности летного состава, и в частности пилота, являются психофизиологические характеристики летного труда, заданный режим работы, высокий темп восприятия и переработки информации, значительное нервно-эмоциональное напряжение в полете (Ушаков И.Б., 2002).

Высокий профессиональный уровень пилотов среднего и старшего возрастов определяет целесообразность их использования на летной работе, несмотря на некоторые отклонения в состоянии здоровья и начальные формы заболеваний (Бобровницкий И.П. с соавт., 1996; Вартбаронов Р.А. с соавт., 1991). У большой части пилотов после 50 лет диагностируется атеросклероз сосудов головного мозга, возникает угроза острого нарушения мозгового кровообращения и, как следствие, возможность отказа работоспособности (Власов В.В., 1996; Крапивницкая Т.А., 1996; Лапа В.В., Козлов В.В., 1996; Туктарова С.У., 2003).

Задачей врачебно-летной экспертизы является раннее обнаружение признаков заболевания, их профилактика и своевременное лечение. Это позволит пилотам среднего и старшего возрастов дольше оставаться на летной работе (Книга В.В., 2003; Быстрова А.Г. с соавт., 2005).

Врачебно-летная экспертиза при атеросклерозе сосудов головного мозга в настоящее время основывается на данных неврологического обследования пилотов, клинико-лабораторных и инструментальных методах обследования, которые оценивают степень сохранности мозгового кровообращения, а также нервно-психических функций, которые обеспечивают высокий уровень профессиональной работоспособности.

Поэтому, кроме клинических методов, необходимо изучение особенностей личности пилотов, уровня интеллекта, степени дезадаптации с целью назначения и своевременного проведения лечебно-профилактических мероприятий. Это обстоятельство диктует необходимость внедрения в гражданской авиации дополнительных методов обследования пилотов в целях врачебно-летной экспертизы. Одним из таких подходов является совершенствование их клинико-психологического обследования.

Цель исследования: совершенствование диагностики и повышение качества врачебно-летной экспертизы при атеросклерозе сосудов головного мозга у пилотов гражданской авиации.

Задачи исследования:

  1. Изучить коэффициент интеллекта и индивидуально-личностные особенности у пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга.
  2. Оценить коэффициент интеллекта и индивидуально-личностные особенности у здоровых пилотов (первая контрольная группа).
  3. Выявить индивидуально-личностные особенности у больных с дисциркуляторной атеросклеротической энцефалопатией (вторая контрольная группа).
  4. Определить диагностическую ценность клинико-психологического обследования пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга и обосновать его применение в практике врачебно-летной экспертизы.

Новизна полученных результатов

Проведена сравнительная оценка коэффициента интеллекта и индивидуально-личностных свойств у пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга, у здоровых пилотов гражданской авиации, а также у пациентов с дисциркуляторной атеросклеротической энцефалопатией. Установлено, что коэффициент интеллекта (IQ) у здоровых пилотов и пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга превышал общепопуляционный показатель. Однако по сравнению со здоровыми пилотами (контрольная группа) у пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга отмечалось снижение показателей средних значений IQ по "зрительно-пространственному" (IQ1) и "вербальному" (IQ3) тестам при сохранении достаточных показателей по "числовому" (IQ2) тесту. У пилотов, признанных негодными к летной работе, прогрессирование атеросклеротического процесса привело к снижению показателя, характеризующего уровень интеллекта (IQ1).

У пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга отмечено преобладание пассивной личностной позиции, тревожности; у них определялись черты сензитивности, тенденция представить себя в более выгодном свете, ригидность установок.

Впервые при обследовании пилотов с помощью индивидуально-типологического опросника (ИТО) установлено, что у пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга по сравнению с группой здоровых пилотов были достоверно снижены значения по шкале экстраверсии - (5,28±0,24 баллов; р<0,01). По шкале тревожности среднее значение показателя достигало (4,76±0,20 баллов; р<0,01), выявлялась акцентуация по шкале интроверсии (5,46±0,21 баллов). Ни у здоровых пилотов, ни у пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга не наблюдалось превышения показателей по шкалам, доходящих до уровня дезадаптации.

По данным изучения индивидуально-типологических свойств личности у пациентов с дисциркуляторной атеросклеротической энцефалопатией (вторая контрольная группа) наблюдалось повышение показателей до уровня выраженной акцентуации по шкалам интроверсии (7,30±0,27 баллов; р<0,01) и тревожности (7,25±0,27 баллов; р<0,01), в то время как по шкале сензитивности отмечалось повышение значений до уровня дезадаптации (8,05±0,28 баллов; р<0,01).

Теоретическая значимость работы.

Установлено, что у пилотов с начальными проявлениями атеросклероза сосудов головного мозга сохраняются когнитивные функции и индивидуально-личностные особенности, что позволяет им продолжать летную работу.

Практическая значимость

Разработан алгоритм клинико-психологического обследования пилотов при атеросклерозе сосудов головного мозга для совершенствования диагностики и повышение качества врачебно-летной экспертизы.

Метод ИТО может быть рекомендован к использованию в качестве информативного (дополнительного) метода исследования личности пилотов при проведении врачебно-летной экспертизы. Результаты клинико-психологического обследования повышают диагностические возможности врачебно-летной экспертизы и ее надежность.

Положения, выносимые на защиту.

  1. При клинико-психологическом обследовании у пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга выявлено снижение коэффициента интеллекта и изменение индивидуально-личностных особенностей, которые не препятствуют продолжению профессиональной деятельности.
  2. У пилотов с атеросклерозом сосудов головного мозга, признанных негодными к летной работе, отмечено снижение коэффициента интеллекта по сравнению с пилотами, признанными годными.
  3. Оценка индивидуально-типологических характеристик пилотов гражданской авиации позволяет количественно оценить базисные свойства личности и может быть использована как дополнительный метод при клинико-психологическом обследовании пилотов в практике врачебно-летной экспертизы.

Апробация работы.

Основные результаты и положения диссертации докладывались и обсуждались: на Международной конференции "Психиатрия чрезвычайных ситуаций" (Москва, Россия, 27-28 октября 2005 г.); 5-й Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции "Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология" (Москва, Россия, 23 мая 2007 г.); 6-й Юбилейной Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической конференции "Амбулаторная и больничная психотерапия и медицинская психология" (Москва, Россия, 28 мая 2008 г.); на XLIII Нaучных чтeниях, пocвящeнных paзpaбoткe нacлeдия и paзвития идeй К.Э. Циoлкoвcкoгo "К.Э. Циолков-ский: исследование научного наследия. Идеи К.Э. Циолковского и проблемы космонавтики" (Калуга, Россия, 16-18 сентября 2008 г.); на XLIV Научных чтениях памяти К.Э.Циолковского (Калуга, Россия, 15-17 сентября 2009 г.).

Диссертация апробирована нa coвмecтнoй нaучнoй кoнфepeнции кaфeдpы aвиaциoннoй и кocмичecкoй мeдицины ГOУ ДПO "PМAПO Pocздpaвa" и Цeнтpaльнoй вpaчeбнo-лeтнoй экcпepтнoй кoмиccии гpaждaнcкoй aвиaции (ЦВЛЭК ГA) 04 мaя 2009г. и на заседании секции Ученого Совета ГНЦ РФ - ИМБП РАН по "Космической медицине" 22 июня 2009 г.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 17 печатных работ, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы (глава 1), описания методов исследования (глава 2), результатов собственных исследований (глава 3), их обсуждения и заключения (глава 4), выводов и практических рекомендаций. Материалы изложены на 206 страницах и иллюстрированы 32 таблицами и 18 рисунками. Библиография содержит 241 наименования, из них 180 отечественных и 61 зарубежных.

Полный текст автореферата (в формате MS Word, 595 Kb)

<<< Вернуться