"Российская газета", 1999, 19 марта, С.27

Рожденные среди звезд

Эксперимент с перепелиными яйцами стал поистине уникальным в научной программе 27-й международной космической экспедиции. Почему? Оказывается, подобные попытки устроить "биологический роддом" на орбите предпринимались и раньше, однако ни одна из них не увенчалась успехом. И вот наконец удача улыбнулась командиру экипажа россиянину Виктору Афанасьеву, бортинженеру французу Жан-Пьеру Эньере и космонавту-исследователю словаку Ивану Белле. Причем именно Иван выполнял роль "отца-наставника" необычных подопечных. Впрочем обо всем по порядку.

...Проблема репродукции - а проще размножения живых организмов в космосе - волнует ученых мира вот уже много лет. Причем возникла она сразу, как только встал вопрос о создании биологических систем жизнеобеспечения на космических станциях, которые будут стартовать к дальним планетам, и прежде всего к Марсу. И в самом деле: если космонавты научились-таки выращивать пшеницу в звездных оранжереях, то почему, скажем, птицы не могут служить источником получения таких высококаларийных продуктов, как яйца?

Активными проводниками этой идеи выступили, в частности, наш доктор наук Евгений Шепелев и академик из Словакии Бодя Коломан. Специалисты сразу решили: лучше всего для продуктивного "освоения" космоса годятся одомашненные японские перепела. Прежде всего у них маленький вес - не больше ста граммов. При правильном же содержании они каждый день способны выдавать по яйцу, которые намного питательнее и витаминизированнее куриных. Короче, в 1978 году был осуществлен пробный "перепелиный запуск" на биоспутнике "Космос-1129". Увы, он не очень получился: приземление вышло слишком жестким, и почти все яйца побывавшие в космосе разбились. Тем не менее эмбрионы в руки ученых попали. Стало ясно: зарождение на орбите возможно.

Чтобы избежать незадачи в следующих полетах, конструкторы придумали инкубатор, который позволил бы изучить полный цикл эмбрионального развития в условиях невесомости - от яйца до птенцов. В 90-м - первая победа: на борту российского орбитального комплекса вывелись восемь перепелят. Но, к сожалению, жили они не долго. В том же году был проведен еще один любопытный опыт: вместе с экспедицией посещения на "Мир" прилетели взрослые птицы - два самца и две самки. Вез их Геннадий Стрекалов в специальном контейнере. Птички находилися в сеточных "гамаках", которые предохраняли от резких колебаний. В общей сложности космическое путешествие пернатых длилось девять дней. И все это время они прекрасно себя чувствовали. Пили, ели. Причем аппетит у них был отменный. "Это настоящие троглодиты" - смеялся Стрекалов. Ларчик же открывался просто: обычно птицы клюют сухой корм и отдельно пьют воду. А здесь еда была пастообразной и содержала "связанную" воду. Вот и казалось: мало.

Чтобы посмотреть, как будет себя чувствовать перепел в невесомости, одного выпустили из "гамака". Конечно, нормально летать он почти не смог - была нарушена координация движений, птицу буквально "закручивало", как в вихревом потоке. В состоянии ли взрослые птицы адаптироваться к сусловиям полета? Скорее всего - да. Однако вопрос пока так и остается открытым.

- Все-таки очень хотелось бы точно знать, как гипокинезия воздействует на перепелов и их репродуктивную функцию, - говорит ведущий научный сотрудник Государственного научного центра - Института медико-биологических проблем, кандидат биологических наук Тамара Гурьева.
- Мы подали соответствующий проект на Международную космическую станцию, и он принят.

Ну а на 27-ю международную экспедицию ученые с самого начала возлагали очень большие надежды. Готовясь к ней, словацкие специалисты сделали прекрасный транспортный инкубатор, куда заложили сразу шестьдесят оплодотворенных яиц. Сроки эмбрионов были разные - от 13 до 14 суток. Задача стояла такая: провести остаток развития эмбрионов в инкубаторе, получить птенцов и постараться максимально сохранить их до возвращения на Землю. Для этого на орбиту был доставлен специальный блок для "новорожденных" - центрифуга, которая делала до 110 оборотов в минуту, создавая для перепелят привычную силу тяжести. Причем двенадцать малышей должны были посадить в индивидуальные клеточки.

Вот записи из дневника Тамары Сергеевны, который она вела вовремя полета экипажа по сообщениям Ивана Беллы: "23 февраля. После 16:00 начали выводиться птенцы. Первых - восемь. В 21.15 Белла пересадил их в спецблок". И тут случилось непредвиденное: центрифуга... сломалась. Помещенные туда птенцы погибли. Тех, которые вылупились позже, уже просто размещали в инкубаторе. 24 февраля на борту "Мира" находилось уже около сорока пищащих "космонавтов".

Конечно, выжили не все. Изначально планировалось, что экипаж заложит на возврат десять птенцов. Однако благополучно приземлились только три. Причина? В спускаемом аппарате оказалась на редкость низкая температура - всего лишь одиннадцать градусов тепла.

Как бы там ни было, но сегодня ученые имеют поразительный результат. Впервые в истории живые существа не только родились в космосе, но и , прожив там несколько дней, вернулися на Землю.

- Картина теперь у нас полная - от зарождения жизни в космосе до "родов" и приземления, - делится Тамара Гурьева: - Без преувеличения материал, который мы получили, уникальный и послужит на благо всей науки.

Наталия ЯЧМЕННИКОВА

Подборка публикаций о ИМБП за 1999 год