"Алфавит", Валерия Свальнова, №44, 2000, ноябрь, с.10

Жулька по имени Белка

Однажды приятельница, впервые увидев меня не в спортивной куртке, а в шубе, решила сделать комплимент:
- О, какая у тебя шуба! Из белки?
- Нет, из Стрелки...
Спонтанно и от смущения возникший каламбур неожиданно заставил задуматься о судьбе четвероногих космонавтов, о которых даже стишки ходили:

Весь мир прочитал
Сообщение в газетах,
Что Белка и Стрелка
Летали в ракетах.

...СТРОГО ГОВОРЯ, ЕЕ ЗВАЛИ НЕ БЕЛКА И даже не Жемчужная и не Снежок – это все ее «космические» псевдонимы, так уж «звездам» положено. На самом деле она отзывалась на незатейливую кличку Жулька. Ее судьба похожа на историю Золушки. И точно так же, как скромная, трудолюбивая девушка из сказки, она не сделалась «штучкой» после обрушившейся на нее славы.

Эту кличку за свой веселый и жуликоватый нрав она получила в виварии, куда попала после отлова в двухлетнем возрасте. Московский шпицоид, а попросту – маленькая белая дворняжка с черными глазками, чем-то похожая на лисичку, Жулька отличалась спокойным характером и контактностью, что и позволило ей выдержать экзамен на место в первом отряде животных-космонавтов. В целях экономии веса собак подбирали мелких, а наша героиня была как раз небольшого роста – около 30 см. Жульке сделали специальные операции – вывели наружу сонную артерию для измерения артериального давления, под кожу вживили электроды, на грудь надели датчик для регистрации дыхания.

Как и у других животных, ее приучали к тесному замкнутому пространству и постепенно, шаг за шагом, уменьшали размеры тренировочной кабины, чтобы свести к минимуму стресс от недостатка движения: ведь собака – существо резвое! Для Жульки и ее партнеров сшили специальные костюмы с карманами, ремешками и застежками для размещения всяких приборов. Как настоящие космонавты, они проходили множество испытаний: их крутили на центрифуге, им создавали условия перегрузки с воспроизведением звука и вибрации стартующей ракеты.

ВЗЛЕТ ЖУЛЬКИНОЙ КАРЬЕРЫ НАЧАЛСЯ В 1960 году. Это уже были не те суборбитальные полеты, когда ракета, набрав высоту 350 км, падала обратно на Землю, а самые настоящие – космические. Как известно, честь впервые земной шар на спутнике выпала собаке Лайке, которую по одной версии поймали накануне в казахской степи. Это историческое событие произошло 4 ноября 1957 года. Газеты пестрели фотографиями Лайки, но мало кто догадывался, что там, на спутнике, она навеки и упокоилась, бедная. Так и не поняв, почему за ней не пришли, а оставили одну «плавать» в воздухе. Дело в том, что к 1957 году космическим кораблям удалось достичь скорости 8 км/сек, но систем для возврата из космоса еще не было. Однако партийные бонзы во что бы то ни стало хотели приурочить полет спутника к 40-й годовщине Октябрьской революции... Ценой жизни Лайки.

Жульке повезло куда больше. К 1960 году уже создали системы, позволяющие головной части ракеты возвращаться на Землю. Теперь Жулька и ее напарница Стрелка летали не в скафандрах, а в небольших герметичных кабинах, установленных на катапультных устройствах. Полеты продолжались 24 часа. По сути, на этих собачках ученые исследовали состояние невесомости, испытывали то оборудование, с которым вскоре полетит Юрий Гагарин. Кстати, первый человек-космонавт после катапультирования камеры приземлился так же, как и собаки, - на парашюте.

И ВСЕ-ТАКИ: ПОЧЕМУ У ЖУЛЬКИ несколько псевдонимов – Жемчужная, Снежок (из-за окраса) и самая знаменитая – Белка? В те годы считалось неприличным писать в газетах не только о собаке с такой кличкой, но и о том, что какой-то четвероногой героине аж три раза удалось побывать в космосе.

Впрочем, если первые два полета прошли для Жульки удачно, то третий чуть не закончился трагически. Это было в декабре 1960-го. После запуска отказала ступень ракеты, обеспечивающая окончательные вывод корабля на орбиту. Головная часть ракеты упала в тайгу в районе Подкаменной Тунгуски. А в то время из соображений секретности аппараты оснащались устройством автоматического уничтожения. Но, к счастью для собак, оно не сработало. После двух суток поисков Жульку вместе напарницей Маркизой (заменившей в тот раз Стрелку) нашли в глубоком снегу и спасли.

- Я взял собаку к себе. Так сказать, на реабилитацию в домашний санаторий, - рассказывает хозяин Жульки академик Олег Георгиевич ГАЗЕНКО, долгие годы возглавляющий Институт медико-биологических проблем. – Она прожила у меня еще12 лет, а это максимальный собачий век. Потомства Жулька не дала- видимо, отразилось падение с космической высоты. А во у Стрелки щенки были. Один по кличке Пушок Хрущев подарил когда-то чете Кеннеди...

Слава не испортила Жульку: как до полетов, так и после она оставалась очень симпатичной и ласковой собакой. На прогулках никогда не дралась. Казалось, что остальные собаки относились к ней с каким-то особым уважением, как будто чувствовали, кто перед ними. Больше всего, по свидетельству академика Газенко, Жулька любила ездить в машине на дачу и в лес – должно быть, сказалась давнишняя привычка к технике. А в остальном это была обычная дворняжка, любящая хозяев и имеющая чувство собственного достоинства.

После смерти Жульки Олег Георгиевич попросил сделать чучело своей любимицы, которое и по сей день стоит в его рабочем кабинете. Конечно немного странный памятник, но другого пока нет...

 

Подборка публикаций о ИМБП за 2000 год