"ИТАР-ТАСС"

Еще лет двадцать назад каждый второй мальчишка мечтал стать космонавтом. Теперь малыши хотят быть президентами страны или, как минимум, банка. Зато в космос устремились их папы и дедушки.
Недавно побывавший на международной космической станции /МКС/ 60-летний ДеннисТито буквально продолжил дорогу к звездам многим землянам. В российские космические организации стали обращаться десятки богатых иностранцев и наших соотечественнике" с просьбой организовать им аналогичную космическую экскурсию. Правда, пока никаких официальных переговоров с ними не ведется. Контракты можно будет заключать лишь после того, как страны-участницы МКС решат все процедурные вопросы относительно туристов на борту станции. На это, возможно, уйдет несколько месяцев.
Но тем временем потенциальные космонавты могут сделать первый шаг на пути к орбите - пройти специальное медицинское обследование. Как говорят в Российском научном центре "Институт медико-биологических проблем" /ИМБП/ РАН, уже более 30 лет занимающемся отбором профессиональных космонавтов, совсем не обязательно, пройдя проверку здоровья, лететь в космос. На всех может просто не хватить кораблей. В любом случае, комплексное обследование не только покажет, выдержит ли данный человек пребывание в невесомости, но и расскажет много нового о его организме
В ИМБП коммерческое обследование, стоящее несколько десятков тысяч долларов, уже прошли американский режиссер, автор "Терминатора" и "Титаника", Джеймс Камерон, и южноафриканский бизнесмен Марк Шаттлеуорд. Сейчас такой же проверке подвергаются четверо солистов поп-группы "На-На", исследование которых, растянувшееся из-за постоянных гастролей, должно завершиться в сентябре.

ТАКИХ БЕРУТ В КОСМОНАВТЫ

В начале космической эры, когда люди только начинали летать в космос, требования к здоровью будущих "небожителей" были самыми строгими. Из 100 кандидатов на полет медотбор проходили лишь двое. Отсюда и пошло выражение "здоров как космонавт".
Но абсолютно здоровых людей не бывает, у каждого можно найти тот или иной "недостаток". Поэтому постепенно требования к здоровью космонавтов стали смягчаться, и на сегодняшний день они вполне "гуманные", - рассказал корр. "Итогов" заведующий отделом медицинского отбора космонавтов ИМБП Юрий Воронков.
Например, одной из "жертв" врачей в начале 70-х годов стал Юрий Батурин, тогда работавший в НПО "Энергия". Его "забраковали" из-за близорукости. Но прошло 20 лет, и Батурин успешно выдержал все медкомиссии, дважды побывал на орбите.
-Мы не просто пошли на послабления для будущих космонавтов. Выявляя какую-либо болезнь, мы стремимся вылечить ее поправить здоровье человека и для работы в космосе, и для его обычной земной жизни, сейчас можно скорректировать очень многие вещи в организме, о которых даже сам кандидат на полет мог и не догадываться до проверки.
Правда, на сегодняшний день у врачей России, США и Европейского космического агентства требования к здоровью будущих космонавтов различные. Это не значит, что кто-то более строг, а кто-то более мягок, просто врачи имеют разные точки зрения на ту или иную проблему со здоровьем. Пока российским и американским медикам удалось согласовать свои критерии медотбора только по сердечно-сосудистой системе и желудочно-кишечному тракту. В будущем планируется выработать некий единый международный стандарт здоровья для космонавтов.
Пока же в России придерживаются своих критериев отбора. Один из них - рост кандидата на полет, поскольку от этого зависит размер индивидуального скафандра, который смогут , изготовить на предприятии "Звезда". Нижней планки по росту нет, но людей выше 188 сантиметров в космос сейчас не берут.
Сразу "отпадают" и люди с тяжелыми патологиями. Так, на орбиту не смогут отправиться те, кто имеет душевные недуги, страдает клаустрофобией, перенес инфаркт или кому поставлен диагноз онкологического заболевания и СПИДа.
Для остальных углубленное мед. обследование занимает две недели, которые лучше провести в стационаре. За это время врачи изучают своих "пациентов" от кончиков пальцев на ногах до кончиков волос. Подобной "диспансеризации" нет ни в одной "обычной" поликлинике или больнице, поскольку космическая медицина может выявить даже незначительный "дефект", не имеющий никакого значения в земной жизни, но который способен сыграть негативную роль на орбите.
Один из наиболее сложных этапов проверки - исследование вестибулярной системы. Каждый знает, что, пожалуй, самым неприятным ощущением в невесомости может быть "укачивание", но намного более сильное, чем в автобусе или на пароходе. Для врачей главное - обнаружить патологию в вестибулярной системе человека, о которой он не сможет слетать в космос. Для этого "подопытному" приходится пройти с десяток проверок - от элементарного топтания на месте с закрытыми руками и вытянутыми руками /при этом замеряется градус отклонения от "прямого пути/ до самых изощренных исследований.
Медики стараются "заставить" будущего космонавта испытать те же ощущения, которые его ждут на орбите. Например, человека "катают" на вращающемся вокруг своей оси кресле, заставляя при этом еще и наклонять голову вперед-назад и влево-вправо. Хорошо, если "подопытный" выдержит подобное испытание минут пятнадцать. Потом требуется полежать часок-другой на "доске"-качелях, которые двигаются взад-вперед всегда параллельно полу. Еще следует некоторое время полежать в закрытой со всех сторон "трубе", вращаясь подобно шашлыку на шампуре.
После всех этих "удовольствий" врачи предлагают кандидатам на полет проверить следящее движение глаз, ведь на орбите космонавтам приходится и выполнять множество сложных действий, требующих внимания и точности движений, например, стыковку корабля со станцией. Для этого необходимо примерно полчаса следить за светящейся точкой, двигающейся по самой непредсказуемой траектории по специальной "линейке". При этом на будущего космонавта одевают очки с вмонтированной в них миниатюрной видеокамерой, которая фиксирует движение глаза во всех плоскостях с точностью до одной четвертой углового градуса.
Конечно, будущим космонавтам приходится пройти и множество других врачей. У кандидатов на полет проверяются работа всех внутренних органов, слух, зрение, нервная система...
- Все наши исследования просто невозможно перечислить. Их результаты всегда индивидуальны. И также индивидуально мы подходим к каждому конкретному диагнозу. Что-то подлечиваем, а о чем-то просто забываем, потому что для полета в космос это непринципиально. Главное o составить точный прогноз, как скажется та или иная особенность организма во время орбитальной экспедиции, - сказал Воронков.
Несмотря не столь сложный медотбор, сами специалисты ИМБП не считают его непреодолимым препятствием на пути к звездам.
- Для людей, которые хотят полететь в космос, важнее всего быть умными, с четкой мотивацией, суперцелеустремленными. Дэннис Тито доказал, что обладая всеми этими качествами вполне можно достичь и самых больших высот в прямом смысле этого слова, - говорит Воронков.

 

Подборка публикаций о ИМБП за 2001 год