"Полёт" N4 2001

Моруков Борис Владимирович - лётчик-комонавт, заведующий отделом ГНЦ РФ - ИМБП доктор мед. наук.

Некоторые итоги полета SТS106 на Международную космическую станцию

Участник полета на МКС рассказывает о задачах, стоявших перед международный экипажем в этом полете, и о ходе выполнения программы работы экспедиции.

Программа развертывания Международной космической станции (МКС) в 1999 г. предусматривала проведение промежуточных экспедиций многоразовых транспортных космических кораблей типа "Шаттл" для поддержания деятельности систем станции, длительное время находящейся в беспилотном режиме. Необходимость этих полетов была продиктована задержкой старта российского служебного модуля, системы которого должны обеспечивать длительное пребывание экипажей на МКС.
Изначально планировалось проведение экспедиции 2А.2 (полет SТS-101), которая должна была стать первой экспедицией после стыковки служебного модуля и комплекса, включавшего функциональный грузовой блок (ФГБ), или модуль "Заря", и американский модуль NОDЕ-1. Однако после нештатных запусков в 1999 г. ракеты "Протон" старт служебного модуля был отложен.

В связи с этим возникла необходимость еще одной дополнительной экспедиции "Шаттла" к МКС. В задачи этой экспедиции входили подъем орбиты МКС, доставка грузов на станцию и проведение ремонтно-восстановительных работ, в первую очередь системы электроснабжения в модуле"Заря".
Для решения поставленных задач экипаж экспедиции 2А.2 был разделен по следующему принципу: члены экипажа, ответственные за обеспечение автономного полета "Шаттла", были включены в состав новой экспедиции, которая получила название 2А.2А (полет 5Т8-101), а члены экипажа, в большей степени связанные с работами в российском сегменте, были включены в состав экспедиции 2А.2Б (полет 5Т5-106). Экспедиции должны были стартовать на одном и том же транспортном корабле "Атлантнс" в мае и сентябре 2000 г. соответственно. Окончательно сроки экспедиции 2А.2Б были определены после успешного старта и стыковки служебного модуля (модуль "Заря") и транспортного грузового корабля "Прогресс М1-3" в июле и августе этого года.
В состав экипажа 2А.2Б, который был сформирован в январе 2000 г.. вошли Терренс Уилкатт - командир экипажа. Скоп Алтман - пилот, Эдвард Лу - специалист полета-1. Ричард Мастраккио - специалист гюлега-2, Дэнчэл Барбанк - специалист полета-3. Юрии Малснченко - специалист полета-4. Борис Моруков -специалист полета-5 (рис. 1).
Задачи полета 2А.2 также были разделены между ними экспедициями. При этом появилась возможность расширить круг задач на каждом из них. В частности, в экспедиции 2А.2Б был проведён значительно больший объем работ по установке в служебном модуле оборудования, доставленного в грузовом модуле "Спейсхэб" корабля "Атлантис" и на "Прогрессе".
Основными задачами полета 5Т5-106 (экспедиция 2А.2Б) были:

  • дооснащение систем служебного модуля российско-го сегмента МКС;
  • объединение систем электропитания, управления и телевидения модуля "Звезда" и комплекса модулей "Заря" и NODE-1
  • доставка и размещение грузов, необходимых для обеспечения длительных экспедиции на МКС:
  • ремонтно-восстановительные работы и замена блоков по истечении ресурса их работы;
  • наблюдение и космическая съемка поверхности Земли;
  • проведение научных исследований.

    Подготовка членов экипажа 8Т5-106 включала не только комплекс тренировок для полета на "Шаттлах", но и подготовку по задачам экспедиции в российском сегменте МКС. Подготовка проводилась как в Космическом центре (КЦ) им. Джонсона (г. Хьюстон, США), так и в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Кроме того, экипаж проходил подготовку на макете модуля "Заря" в РКК "Энергия" и ознакомился с реальным изделием на Байконуре. В ходе тренировок большое внимание уделялось подготовке к внекорабельной деятельности, при этом тренировки в гидролабораториях России и США проводились с использованием американских скафандров по интегрированному российско-американскому протоколу.
    На завершающей стадии подготовки экипажа 5Т8-106 к полету 2А.2Б на Международную космическую станцию были проведены следующие мероприятия:

  • изучение систем модуля "Спэйсхэб" в КЦ им. Кен-неди (Флорида);
  • комплексные тренировки по основным этапам полета;
  • тренировки по комплектованию грузов, доставляе-мых на "Атлантисе" и "Прогрессе", и их размещению на МКС;
  • проверка готовности оборудования и систем "Атлан-тиса";
  • тренировки по аварийному покиданню "Атлантиса" на стартовой позиции;
  • комплексная тренировка по графику предстартового периода и проверке систем связи.

    Несмотря на очень загруженную программу полета, экипаж 5Т5-106 выполнял научные исследования, которые включали медико-биологические эксперименты в до- и послеполетном периоде и ряд технических, медицинских и биотехиологических экспериментов во время полета, в частности:

  • исследования влияния микрогравитации на реактивацию латентной вирусной инфекции. Экипаж в течение всего полёта проводил сбор проб слюны для этого эксперимента;
  • исследование симпатогенеза в условиях микрогравитации:
  • исследование дифференциации культуры почечных клеток и условиях микрогравитации. В обязанности экипажа во время полета входили контроль параметров среды в биореакторе и периодическое введение новых исходных данных в компьютер, контролирующий ход эксперимента;

  • Внешний вид МКС

  • изучение влияния микрогравитации на рост кристаллов белка. Участие экипажа в этом эксперименте ограничивалось переносом биокристаллизатора из модуля "Спейсхэб" в ФГБ для экспонирования в условиях микрогравитации. Доставка биокристаллизатора на Землю была осуществлена экспедицией ЗА в октябре 2000 г.;
  • контроль параметров среды обитания на МКС, который включал забор проб воздуха, периодические замеры содержания СО2, температуры, влажности и скорости движения воздуха, а также оценку акустичес-кой обстановки, освещенности и запахов в модулях.

    Старт экспедиции 2А.2Б состоялся 8 сентября 2000 г. с космодрома Космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал. В первый день полета в течение нескольких часов после выведения космического корабля "Атлантис" на орбиту экипаж проводил реконфигурацию систем корабля для орбитального участка полета, активизировал системы жизнеобеспечения, устанавливал необходимое оборудование, снимал и складировал скафандры и кресла, а также активизиро-вал системы грузового модуля "Спейсхэб".
    Второй день полета был посвящен подготовке к стыковке с Международной космической станцией (рис. 2), расконсервации грузового модуля "Спейсхэб". Кроме того, была проведена проверка манипулятора и внешних камер телевизионной системы. Юрии Маленченко и Эдвард Лу, ответственные за проведение внекорабельной деятельности, начали ПОДГОТОВКУ скафандров и оборудования к выходу в открытый космос.
    На третий день полета основным событием была стыковка с МКС, которая как сообщалось в печати была проведена при отказе одного из датчиков ориентации. Следует отметить, что комплексные тренировки по сближению и стыковке до полёта проводились очень интенсивно. При этом инструкторы вводили по нескольку нештатных ситуации для каждой тренировки, и экипаж был готов к любому развитию событий. Поэтому ход стыковки воспринимался экипажем как штатная ситуация, где каждый четко знал и выполнял свои функции. Это позволило успешно завершить один из ответственных этапов полета.
    Всю вторую половину дня экипаж готовился к проведению внекорабельной деятельности, на среднюю палубу были перенесены все оборудование и инструменты для выхода. Грузовой модуль "Спейсхэб" был закрыт, при этом давление в "Шаттле" было сброшено примерно до 525 мм рт. ст., что позволило сократить время дыхания чистым кислородом для членов экипажа, принимающих участие в выходе в открытый космос. Эта процедура является штатной при работе в американских скафандрах, давление в которых меньше, чем в российских (для профилактики кессонной болезни с целью "вымывания" азота из крови -десатурации - применяется как уменьшение общего давления, так и дыхание чистым кислородом).
    Основной работой в четвертый день полета был выход в открытый космос, в котором принимали участие Юрий Маленченко и Эдвард Лу. Выход продлился 6 ч 14 мин, в течение которых были проложены кабели между модулями "Заря' и "Звезда" с целью объединения систем электропитания, управления, передачи информации и телевидения. На поверхности модуля "Звезда" был установлен магнитометр для исследования геомагнитного поля Земли. В ходе внекорабельной деятельности была раскрыта вручную одна из мишеней на модуле "Звезда", которая не полностью раскрылась после выведения модуля. Хотя в дальнейшем не было нужды в использовании этой мишени, операция по ее раскрытию была необходимой для обеспечения безопасности при внекорабельной деятельности в последующих экспедициях.
    После завершения выхода в открытый космос был выполнен комплекс работ по консервации скафандров. Между модулем "Спейсхэб" и жилым отсеком "Атлантиса" было выравнено давление и грузовой модуль был вновь открыт, все оборудование и инструменты были уложены на штатные места, а члены экипажа начали подготовку к следующему рабочему дню.
    Пятый день полета был первым днем работы экипажа на борту МКС. Перед открытием люков общее давление в "Шаттле" было вновь поднято до обычного значения, что уменьшило перепады давления между станцией и "Атлантисом" и сократило время его выравнивания при входе в станцию. Процедура входа в станцию была многократно отработана на тренировках, экипаж был разделен на несколько функциональных групп, каждая из которых выполняла предписанные ей задачи по скоординированному временному графику. Командир экипажа Терри Уилкатт и Юрии Малеичснко шли впереди, они работали с люками и клапанами, им помогал Эдвард Лу. В задачи этой группы входило также включение освещения, проверка пультов и активация оборудования. За ней следовали Борис Моруков и Дэн Барбанк. Они прокладывали воздуховоды, организовывали межмодульную вентиляцию. Б. Моруков проводил забор проб воздуха и делал замеры температуры, влажности и содержания СО2 в различных зонах комплекса. Скотт Алтман проводил видеосъемку и при нашей помощи прокладывал кабели систем связи и телевидения из "Атлантиса" в МКС. Рик Мастраккио обеспечивал управление американским модулем с помощью компьютеров "Шаттла" и готовился к транспортировке первых грузов из "Спейсхэба".
    Самым волнующим моментом было открытие люка в служебный модуль, который встретил нас солнечным светом через открытые иллюминаторы. После модуля "Заря", забитого грузами, доставленными предыдущими экспедициями, "Звезда" поразила нас простором и чистотой, характерной для нового, незаселенного помещения. Мы очень скоро сняли защитные очки и маски, которые были надеты в соответствии с американскими требованиями безопасности, и приступили к работе в модуле. Юрию Маленченко предстояло открыть еще три люка и войти в транспортный грузовой корабль "Прогресс".
    После того как была налажена вентиляция и проверены пульты модуля "Заря", начались работы с системами и оборудованием. Были сняты и залеплены стыковочные конусы с люков "Прогресса" и модуля "Заря", что позволило впоследствии свободно транспортировать грузы. Также была демонтирована система дистанционной стыковки ФГБ (система ТОРУ) и перемещены блоки, предназначенные для установки на следующий день.
    Шестой день полета и второй день работы на станции был посвящен в основном установке оборудования на модуле "Звезда" и ремонтно-восстановительным работам системы электропитания на модуле "Заря". В ходе этих работ были установлены две батареи электропитания и блоки зарядно-разрядных устройств в служебном модуле, в ФГБ были заменены две батареи электропитания и два блока управления системы энергоснабжения. Перенос грузов из модуля "Спейсхэб" и грузового корабля "Прогресс" был организован таким образом, чтобы грузопотоки не пересекались и не мешали работам по установке оборудования. Эти работы продолжались практически в течение всего периода нахождения корабля "Атлантис" в составе комплекса МКС. Наша экспедиция доставила на борт МКС более двух тонн грузов, в первую очередь крупные блоки систем электропитания и жизнеобеспечения, без которых, из-за ограничения массы, стартовал модуль "Звезда". Также были доставлены вода, питание, одежда и средства личной гигиены для первой основной экспедиции и многое другое, что будет необходимо для эксплуатации МКС в пилотируемом режиме.
    Седьмой и восьмой дни полета были посвящены в основном переносу и размещению грузов. В этой работе принимали участие Гик Мастраккио - ответственный за "Спейсхаб". Борис Моруков, разгружавший "Прогресс" Дэн Барбанк, который помогал нам в зависимости от ситуации, а также практически все другие члены экипажа, включая командира и пилота. Эд Лу и Юрий Маленченко продолжали работать с установкой оборудования систем электропитания и жизнеобеспече-ния. Следует отметить, что большинство крупных блоков, доставленных на "Прогресс" и в грузовом отсеке "Шаттла", сразу же устанавливались на штатные места. В эти дни также были демонтированы рамы российских скафандров для внекорабельной деятельности "Орлан". Скафандры были размещены в местах, предназначенных для их хранения, а элементы рам, нужных только на этапе выведения, перенесены в "Прогресс". Таким образом, для экипажа долговременной экспедиции были освобождены каюты и значительное пространство в рабочем отсеке модуля "Звезда".

  • Перенос тренажёра "бегущая" дорожка из "Шатлла" в служебный модуль

    Российские члены экипажа Юрий Маленченко и Борис Моруков включили и проверили систему связи модуля "Звезда", было проведено тестирование системы пакетной связи, которая будет иметь важное значение для передачи информации на борт МКС особенно на начальном этапе развертывания станции. Была также апробирована новая электронная система инвентаризации оборудования и грузов, которая в будущем должна сэкономить много времени постоянным обитателям МКС.

    STS - 106. Сборка тренажёра "бегущая дорожка"

    Экипаж приложил немало усилий, чтобы разгрузить напряженный график работы участников первой основной экспедиции и облегчить их бытовые условия в первые дни пребывания на станции. В течение седьмого и восьмого дней полета был подготовлен к эксплуатации туалет, установлены основные средства профилактики неблагоприятного влияния невесомости - велоэргометр и "бегущая дорожка" (рис. 3, 4). Монтаж "бегущей дорожки" занял практически весь восьмой день полета для трех членов экипажа - Скотта Алтмана, Бориса Морукова и Эда Лу. Этот тренажер представляет собой сложное инженерное сооружение, так как включает систему, изолирующую вибрации и микроускорения, возникающие при беге в некоторых режимах. "Чистота" микрогравитации впоследствии будет необходима для проведения технологических экспериментов на МКС. Правильность монтажа и технические характеристики "бегущей дорожки" были проверены на девятый день полета Эдом Лу и Борисом Моруковым. Мы включили дорожку и протестировали в нескольких режимах, однако окончательное заключение о ее достоинствах и эксплуатационных характеристиках можно сделать только после тренировок в течение продолжительного времени.
    Девятый день стал для нашего экипажа днем прощания с Международной космической станцией. Всю первую половину дня экипаж проверял размещение грузов и оборудования, переносил все ненужное в "Прогресс", готовил системы станции к консервации. Приятно было видеть плоды своего труда, которые в первую очередь проявлялись в том, что станция приобрела жилой вид. После обеда начался ответственный, хотя немного грустный, этап покидания станции, который включал комплекс операций, обеспечивающих функционирование станции в беспилотном режиме. При этом все фиксировалось на фото- к видеопленку, чтобы передать всю информацию о реальном положении грузов и состоянии систем участникам последующих экспедиции. Командир Терри Уилкатт и Юрии Маленченко завершали каждую стадию этого процесса закрытием соответствующего люка и проверкой герметизации стыков.
    На десятый день полета утром "Атлантис" отстыковался от станции и облетел вокруг нее. При этом были проведены детальное фотографирование и видеосъемка наружной поверхности комплекса. Полученная при этом информация чрезвычайно важна для конструкторов, специалистов по управлению полетами и внекорабельной деятельности. Облет вокруг станции, который длился более часа, позволил сделать снимки удивительно красивых видов МКС на фоне различных участков Земли при изменяющейся освещенности.
    После облета этот день стал для экипажа днем отдыха, который мы использовали для того, чтобы налюбоваться Землей, сделать фотографии не только по заданиям Центра управления полетом, но и для соб-ственного удовольствия. Вечером этого дня каждому из нас была предоставлена возможность встречи с семьей, пока только на экране компьютера.
    Одиннадцатый день экипаж готовился к посадке, особенно напряженным он был для командира корабля и пилота, хотя работы хватало на всех. Мы установили посадочные кресла, разместили возвращаемые грузы и оборудование на предписанные места и закрыли люки в грузовой отсек "Спейсхэб". Проверка систем "Атлантиса" после реконфигурации показала, что корабль готов к посадке, хотя до последнего момента были сомнения, что Земля разрешит посадку во Флориде, в связи с погодными условиями.
    Двенадцатый день был днем возвращения на Землю - это, конечно, ответственный, волнующий этап, хотя лично для меня он прошел неожиданно легко и очень быстро, видимо, потому, что интенсивная работа в этот день просто не оставляла времени для эмоций. Условия посадки на "Шаттле" довольно мягкие, перегрузки нельзя даже сравнить с теми, что пришлось испытать на этапе подготовки. Хотя сразу после посадки последствия двенадцати суток полета, конечно, проявились, адаптация к земным условиям заняла у некоторых из нас несколько дней.
    Посадка корабля "Атлантис" состоялась ранним утром 20 сентября 2000 г. на мысе Канаверал. Первыми нас встретили врачи, и несколько часов после приземления были посвящены обследованиям и медицинским экспериментам. На следующий день после перелета из Флориды в Хьюстон нас ожидали небольшая официаль-ная церемония и первые встречи со специалистами.
    В течение 10 дней после приземления российские члены экипажа принимали участие в разборе результатов полета вместе с американскими астронавтами и специалистами, после чего возвратились в Москву. Нас ожидали встречи со специалистами РКК "Энергия", Центра им. Хруничева, российскими и американскими специалистами по подготовке экипажа, а также с участниками первой основной экспедиции на МКС. Продолжались и совместные обсуждения с американскими членами экипажа, правда, уже на телеконференциях. Наша работа получила высокую оценку специалистов.

    Подборка публикаций о ИМБП за 2001 год