Юрий Гагарин и его товарищи проложили дорогу к звездам, но "звездной болезнью" не страдали - главный космический психолог России

МОСКВА, 12 апреля. /Корр. ИТАР-ТАСС Елена Зубцова/.

Юрий Гагарин и его товарищи проложили дорогу к звездам, но "звездной болезнью" не страдали. "Юрий Гагарин и Герман Титов всегда оставались такими же простыми и доступными, как и до полета. Сказывалось хорошее воспитание и внутренняя культура", - рассказала корр. ИТАР-ТАСС руководитель группы психологической поддержки Института медико-биологических проблем /ИМБП/ РАН Ольга Козеренко.

"У Гагарина была простая манера общения, дружелюбный взгляд. На той волне славы, которая неожиданно обрушилась на него, я ни разу не ощутила ни малейшей тени превосходства или снисхождения", - вспоминает ведущий" научный сотрудник ИМБП Ирина Пономарева, которая готовила к полетам первый отряд космонавтов. По ее мнению, "Гагарин был очень внимательным ко всем, кто его готовил, кто имел отношение к его старту 12 апреля 1961 года".

А еще он был озорником с отличным чувством юмора. "Жизнерадостность и присущее Юре чувство юмора известны всем, кто с ним общался. Ему, например, ничего не стоило поднять вместе со стулом сидящую на нем лаборантку и покрутить ее, приговаривая, что экспериментаторам тоже надо тренировать вестибулярную устойчивость", - рассказала Пономарева. А Козеренко сама стала "жертвой" развеселившихся космонавтов. В ее первый приезд на Байконур Гагарин и Титов неожиданно подхватили с двух сторон под руки худенькую научную сотрудницу и потащили, не обращая внимания на ее шутливое возмущение.

Жизнерадостность помогала космонавтам преодолевать тяжелые испытания подготовки. Так, во время 10-суточной изоляции в сурдокамере Титов читал вслух стихи. А Гагарин "пел обо всем, что видел: об электродах с разноцветными проводами, о супе-пюре и о плавленом сыре". Общительный по натуре, он разговаривал с дежурными лаборантами и, хотя связь была односторонней /его слышали, но в камеру не долетало ни одного звука извне/, нередко своими шутками вызывал улыбки медперсонала, сказала Пономарева.

Козеренко отмечает, что Гагарин "обладал удивительной способностью - в промежутках, не занятых полезной деятельностью, он просто садился и дремал". "Такого качества я больше не встречала ни у кого. Ведь, что ни говори, а длительная изоляция - это стрессовая ситуация, - восхищается главный космический психолог. - Я наблюдала многих ребят, сопровождала их на парашютных прыжках, в горах. Чтобы перед прыжками кто-то сел, расслабился и задремал - такого не было. Обычно предпочитали в шахматы поиграть, что тоже правильно".

<< Подборка публикаций о ИМБП за 2006 год