Новости

Новости за 2005г.

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Новости за 2004г..

Новости за 2003г.

Новости за 2002г.

Новости за 2001г.

Новости за 2000г.

   

Январь 2005

 


ЭАМЕРИКАНСКИЕ АСТРОНАВТЫ УВЕРЕНЫ В БЕЗОПАСНОСТИ "ШАТТЛОВ"

09.01.2005
Астронавты NASA, которым в мае предстоит совершить полет на космическом корабле многоразового использования Discovery, уверены в его безопасности, пишет сайт Lenta.ru. Об этом в пятницу заявила командир экипажа Эйлин Коллинз (Eileen Collins).
Она полагает, что подготовка к полету проходит гладко, сообщается на сайте CNN. "Я совершенно уверена, что нас не постигнет судьба экипажа "Коламбии", - заявила Коллинз на пресс-конференции в космическом центре имени Кеннеди в штате Флорида.
По ее словам, обшивка топливных баков, приведшая к гибели Columbia, была усовершенствована, а сам корабль оснащен дополнительными средствами безопасности. Кроме того, все семь членов экипажа отрабатывают приемы экстренного ремонта термостойкой облицовки корабля для предотвращения возможных инцидентов в будущем. Discovery станет первым космическим челноком, поднявшимся в воздух за последние два года. Решение о приостановке полетов шаттлов было принято после катастрофы шаттла "Коламбия" в феврале 2003 года, в результате которой погибли семь астронавтов.
Комиссия по расследованию происшествия установила, что во время взлета шаттла отвалившийся фрагмент обшивки его топливного бака повредил крыло, что привело к нарушению термозащиты "Коламбии" и к взрыву шаттла при его вхождении в плотные слои атмосферы.
- А.Ж.

ДЖОРДЖ БУШ ТРЕБУЕТ РАЗРАБОТАТЬ В США КОНЦЕПЦИЮ ТЯЖЕЛЫХ РАКЕТОНОСИТЕЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА

11.01.2005


Джордж Буш отдал распоряжение министру обороны США и главе НАСА о концептуальной разработке новых тяжелых ракетоносителей для освоения космоса, передает РИА "Новости". Об этом сообщило управление Белого дома по науке и технике, опубликовавшее данные о подписанной президентом еще 21 декабря директиве о "новой национальной политике" США в области космических транспортных систем для обеспечения военного, гражданского, научного и коммерческого выхода в космос.
В документе, в частности, указывается, что руководители Пентагона и НАСА должны представить главе государства сравнительные выкладки и рекомендации по использованию для освоения космоса ракетоносителей, созданных как на базе уже существующих тяжелых военных ракет, так и нового тяжелого ракетоносителя или систем на основе "шаттлов". При этом глава Белого дома должен получить рекомендацию о "самом предпочтительном варианте, наиболее отвечающем будущим потребностям в области тяжелых носителей", говорится в документе. В подписанной Бушем "новой национальной политике" подчеркивается также, что для США важно осуществлять "программу по развитию технологий для космического транспортного потенциала следующего поколения".
Для этого в течение ближайших двух лет руководители Пентагона и НАСА обязаны будут представить в Белый дом концептуальные разработки, технологические планы и инвестиционную стратегию по обеспечению вывода на земную орбиту различных космических аппаратов, за исключением аппаратов для пилотируемых полетов. При этом предусматривается проведение научно-исследовательских работ по таким транспортно-космическим системам, которые обеспечат новые возможности передвижения в космосе. В этой связи в документе перечислены исследования в таких областях как "автоматическое сближение и стыковка, а также способность вывести, отремонтировать и снять с земной орбиты грузы или космические аппараты". НАСА и министерству энергетики США поручено также заняться исследовательскими работами в области использования в космосе "ядерной энергии и других усовершенствованных технологий движения для более быстрого, более дешевого и более безопасного освоения космоса внутри Солнечной системы и за ее пределами".
По данным управления Белого дома по науке и технике, необходимость принятия этого документа вызвана тем, что в январе 2004 года Бушем была выдвинута инициатива, в соответствии с которой "США приступают к энергичной программе по освоению космоса для продвижения американских научных, оборонных и экономических интересов".
- А.Ж.



Эксперимент на МКС - космонавтам "прописали" очки


11.01.2005

Экипажу Международной космической станции ученые "прописали" очки. "В ходе российско-европейского эксперимента ETD (Eye Tracking Device) Салижан Шарипов проведет час в специальных очках для точного отслеживания движения глаз", - сообщил ИТАР-ТАСС начальник сектора целевых нагрузок подмосковного Центра управления полетами Олег Волков.
Очки соединены с компьютером, на экране которого появляются различные предметы. "Космонавт смотрит на них, а специальная компьютерная программа определяет смещение фокуса взгляда от так называемой плоскости Листинга", - рассказал ученый.
"Плоскость названа в честь немецкого физиолога Листинга, доказавшего, что именно на фронтальной плоскости, проходящей через центр вращения глаза, фокусируется взгляд человека", - пояснил Волков.
"Цель исследования - изучить влияния длительной микрогравитации на зрительные функции организма человека", - уточнил ученый. По его словам, результаты эксперимента позволят оптимизировать режим работы космонавтов на орбите.
Планируется, что за полгода работы на МКС Шарипов проведет семь сессий этого эксперимента через каждые три недели полета. Разработанный учеными Европейского космического агентства и Института медико-биологических проблем Российской академии наук эксперимент будет проводиться в течение трех длительных экспедиций на МКС. Первым испытуемым стал предшественник Шарипова - Геннадий Падалка.
http://novosti.online.ru

Экипаж МКС замерит уровень шума в отсеках станции


11.01.2005

Российско-амекриканский экипаж международной космической станции (МКС) - Салижан Шарипов и Лерой Чиао - с помощью специального прибора замерит уровень шума в отсеках станции. Об этом РИА "Новости" сообщил во вторник официальный представитель ЦУП Валерий Лындин.
"Это штатная операция, в ходе которой экипаж должен будет определить зашумленность в разных закоулках станции с помощью переносного шумомера американского производства", - отметил он.
Ранее на МКС уже были смонтированы специальные виброизоляторы, снижающие уровень шума и вибрацию от бортовых вентиляторов. Эту кропотливую работу выполнил предыдущий экипаж - Геннадий Падалка и Майкл Финк.
Проблема повышенного шума на МКС существует с самого начала ее постройки. Многие космонавты, побывавшие на станции, в частных беседах рассказывали о шуме механизмов, в которых присутствуют трущиеся детали.
"Некоторым экипажам приходилось спать в берушах - непрекращающийся звук ночью кому угодно подействует на нервы", - отметил представитель ЦУП.
По его оценке, после установки виброизоляторов уровень шума на станции значительно снизился.
http://www.rian.ru

Высота полета МКС будет увеличена на 8,5 километра


11.01.2005

Высоту полета Международной космической станции (МКС) увеличат в субботу на восемь с половиной километров, сообщил во вторник РИА "Новости" официальный представитель ЦУП Валерий Лындин.
"Коррекция орбиты МКС намечена на 15 января. Двигатели в 18.10 мск придадут станции один единственный импульс, что позволит поднять высоту ее полета примерно на восемь с половиной километров", - отметил он.
Обычно высоту полета станции, ежесуточно приближающейся к Земле на 100-150 метров, за одну операцию увеличивают на 4-5 километров. На этот раз станцию "подтянут" на целых 8,5 километра. Отчасти это будет сделано для того, чтобы компенсировать недобор высоты, допущенный 17 ноября 2004 года. Тогда МКС не добрала 2,7 километра из-за неточно выбранной схемы подачи топлива в двигатели.
Как ранее сообщил РИА "Новости" руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев, подводя итоги работы технической комиссии, "мы все проверили и выяснили, что наши наземные математические стенды, на которых всегда предварительно проводятся необходимые расчеты, не все могут уловить". По словам Соловьева, "из-за этого была применена не та схема подачи топлива с более низким давлением и, хотя двигатели отработали положенное время, их тяга составила около 40% от расчетной".
Руководитель полетом российского сегмента МКС заверил, что наземные моделирующие стенды будут доработаны. "Стендовая программа должна быть доработана - в нее будут добавлены новые математические модели", - сказал Соловьев.
Нынешняя коррекция орбиты полета международной станции - плановая операция, которая проводится с целью подготовки к стыковке с очередным грузовым кораблем. "На этот раз ожидается прибытие космического грузовика "Прогресс М-52", - уточнил Лындин. "Перед его запуском в феврале намечена еще одна плановая коррекция", - добавил он.
http://www.rian.ru

Генератор кислорода на МКС в очередной раз починен


11.01.2005

Генератор кислорода "Электрон", который установлен на МКС, ломался уже неоднократно. В последний раз он преподнес сюрприз экипажу в первый день нового 2005 года.
Как оказалось, генерация кислорода прекратилась из-за того, что в трубопроводах генератора образовались пузыри воздуха. Первые попытки экипажа - Салижана Шарипова и Лероя Чиао (Leroy Chiao) - починить генератор были безуспешными. Наконец инженеры российского ЦУПа, несмотря на всеобщие выходные, разобрались с причиной неполадок и велели экипажу заправить свежим электролитом один из блоков генератора. "Борьба" с генератором кислорода продолжалась до 6 января и с тех пор он работает нормально.
Напомним, что на случай выхода из строя генератора кислорода на борту МКС имеются баллоны с кислородом, доставленные грузовым кораблем "Прогресс" (их запаса хватит на 57 дней), и специальные шашки, выделяющие кислород при горении. Так что угрозы для жизни и здоровья экипажа во время неполадок с "Электроном" не было.
http://novosti.online.ru

 

Космос: политика и коммерция


12.01.2005

Российско-Американское сотрудничество клонится к закату?
Заявление главы Российского космического агентства (РКА) Анатолия Перминова о том, что "с 2006 года будем доставлять американских астронавтов на орбиту только на коммерческой основе", вызвало по эту сторону Атлантики острое раздражение. Причем не только в агентстве НАСА.
Последние два года российские "Союзы" подвозят американцев до МКС на безвозмездной основе. Видимо, в НАСА рассчитывали, что так оно и будет дальше, пока шаттлы опять не начнут летать в космос. Планируется их старт на май 2006 года - вроде бы не так уж и долго придется платить. И средств у НАСА хватило бы - годовой бюджет у него около 16 миллиардов долларов. Но идут разговоры о том, что к намеченному сроку агентство не справится со своими трудностями, которые начались два года назад, когда шаттл "Колумбия" сгорел при возвращении в плотных слоях атмосферы.
Сейчас весь флот шаттлов стоит на приколе - до тех пор, пока все они не будут проверены до последнего винтика. И, стало быть, мощнейший концерн НАСА еще неизвестно какое время будет зависеть от "бедного родственника" - иначе на МКС не попадешь. Это, конечно, достаточная причина для раздражения, но местные обозреватели полагают, что переход на "рыночные отношения" не самоцель, а следствие глубинных процессов, большей частью политических.
"После того как на смену космической гонке времен "холодной войны", - пишет "Вашингтон таймс", - в середине 1970-х годов пришли совместные американо-российские экспедиции, космическое сотрудничество двух ядерных держав стало барометром их отношений. МКС была в некотором роде символом окончания "холодной войны" и предполагала долгосрочное партнерство между бывшими соперниками".
Отмечается, что в последние четыре года президенты Джордж Буш и Владимир Путин упорно работали над сохранением этого партнерства. Так почему же логический переход на коммерческие рельсы в США воспринимается столь трагически? А потому, что это якобы "месть" за ту роль, которую Вашингтон сыграл в президентских выборах в Украине, поспособствовав приходу к власти прозападного лидера. "Ющенко, - констатирует та же "Вашингтон таймс", - не скрывает, что намерен добиваться скорейшего приема Украины в Европейский союз и даже в НАТО. Это будет самым сильным ударом по влиянию России в Евразии и на пространстве бывшего СССР".
Так что, мол, заявление Перминова - это скорее сигнал о том, что эпоха американо-российского космического сотрудничества быстро подходит к концу, утверждает резко консервативная по духу газета, исключающая версию, что на самом деле это обыкновенное приглашение к пересчету взаимных финансовых обязательств и торгу. Космос сегодня - это не только политика, но и во все большей степени коммерция.
http://www.trud.ru

Запуск "шаттла" Discovery назначен на 14 мая


12.01.2005

Руководство NASA официально назвало дату и время запуска "шаттла" Discovery, которому первому после долгого перерыва предстоит отправиться в космос. Итак, старт "шаттла" Discovery миссии STS-114 назначен на 14 мая.
Запуск должен состояться со стартовой площадки 39B в 16:11 по местному времени (15 мая в 0:11 по московскому времени).
Экипаж Discovery будет состоять из 7 человек. Командиром будет Эйлин Коллинз (Eileen Collins), единственная пока женщина-астронавт NASA, которая уже командовала экипажем "шаттла". Это было в июле 1999 г., когда "шаттл" Columbia выводил на орбиту рентгеновский космический телескоп Chandra. Для Коллинз это будет четвертый полет в космос. Пилотом Discovery будет Джеймс Келли (James Kelly). Кроме них на борту "шаттла" будет 5 специалистов: японский астронавт Соичи Ногучи (Soichi Noguchi), Стивен Робинсон (Stephen Robinson), Эндрю Томас (Andrew Thomas), Венди Лоуренс (Wendy Lawrence) и Чарльз Камарда (Charles Camarda). В программе этой миссии - стыковка с МКС и три выхода в открытый космос.
http://novosti.online.ru