Новости

Новости за 2005г.

Новости за 2004г.

Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Новости за 2003г..

Новости за 2002г.

Новости за 2001г.

Новости за 2000г.

   

Сентябрь 2004

 

Обзорный стеклянный купол для МКС


01.09.2004

Итальянская компания Alenia Spazio, работавшая по заказу Европейского космического агентства, завершила постройку нового модуля для МКС. И по этому поводу 6 сентября на заводе Alenia Spazio в Турине пройдет специальная церемония сдачи готовой продукции. Этот модуль представляет собой "наблюдательный пункт" для обитателей стации.
На нем имеется многогранный стеклянный купол, через который можно наблюдать не только за поверхностью Земли и звездным небом, но и за внешней поверхностью станции (в частности, во время проведения работ в открытом космосе). Внутри купола находится оборудование, позволяющее управлять работой робота-манипулятора, а также система связи с другими членами экипажа, находящимися на борту МКС в других модулях или работающими в открытом космосе.
Предполагается, что модуль с куполом весом 1,8 тонны будет доставлен на МКС в январе 2009 года. А пока он подготовлен к транспортировке на космодром на мысе Канаверал, где ему предстоит пройти последнюю серию испытаний, после чего его отправят на склад на 4 года (до 2009 года еще много времени).
Следует отметить, что Европейское космическое агентство (ЕКА) изготовило этот купол в соответствии с бартерным соглашением с NASA. По его условиям, в обмен на проектирование и постройку купола "шаттлы" будут возить на МКС европейское оборудование, материалы и приборы для научных экспериментов.
http://novosti.online.ru


Завтра экипажу МКС предстоит выход в открытый космос


02.09.2004

Завтра 3 октября экипаж МКС Геннадий Падалка и Майк Финк должны выполнить последний в своей космической командировке выход в открытый космос. За борт станции они пойдут в российских скафандрах "Орлан", и выходить они будут через шлюзовой отсек "Пирс". Это будет четвертый выход в открытый космос для Финка и шестой для Падалки.
Сначала они должны будут заменить панель насоса системы охлаждения на российском модуле "Заря", гарантийный срок службы которой подходит к концу. Датчики, установленные на этой панели, отслеживают уровень охлаждающей жидкости и ее температуру, а также регулируют поток охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Работа по замене панели должна занять около часа.
Далее космонавтам предстоит установить на четырех поручнях на внешней поверхности модуля "Заря" специальные направляющие устройства, которые не позволят страховочным фалам космонавтов во время их выхода в открытый космос касаться приборов и экспериментальных образцов, установленных на внешней поверхности станции. Эта работа рассчитана примерно на 15 минут.
Ну а затем космонавты приступят к самой длительной операции, на которую отведено 2 часа. На кормовой части модуля "Звезда" они установят три антенны для системы автоматической стыковки европейского грузового корабля ATV, который должен совершить первый вояж на МКС осенью 2005 года. Грузоподъемность этого корабля в 2,5 раза больше, чем у "Прогресса". Во время установки антенн маневровые двигатели станции, ответственные за ее ориентацию в пространстве, из соображений безопасности будут отключены.
Если останется время, то Падалка и Финк сфотографируют материалы, выставленные в открытый космос на японской установке MPAC/SEED. Этот эксперимент проводится в соответствии с коммерческим соглашением между Роскосмосом и Японским космическим агентством. Ну и напоследок космонавтам предстоит установить около шлюзового отсека N2 ограничители для поручней. Эти ограничители не позволят крышке шлюзового отсека ударяться о поручни при открывании.
Все работы планируется выполнить за 6 часов.
http://novosti.online.ru



Экипаж МКС досрочно справился с работами в открытом космосе


06.09.2004

Экипаж Международной космической станции с опережением графика завершил работы в открытом космосе и в 1:55 по московскому времени (4 сентября) вернулся на станцию, сообщает РИА "Новости". Как уточнили в Центре управления полетами, сначала на борт зашел борт-инженер Майкл Финк, а командир экипажа Геннадий Падалка последовал за ним.
Падалка и Финк полностью выполнили все намеченные работы. Ожидалось, что они вернутся на МКС в 2:45 по московскому времени, напоминает агентство.
Космонавты заменили панели регулятора расхода жидкости на российском модуле "Заря", установили четыре направляющие проводки для страховочных тросов американских скафандров EMU на поручни "Зари" и закрепили три предназначенные для причаливания европейского грузовика "Жюль Верн" антенны межбортовой радиолинии на российский модуль "Звезда".
Падалка и Финк четыре раза выходили в открытый космос, напоминает агентство. Изначально программой полета экипажа девятой длительной экспедиции на МКС были запланировано всего два штатных выхода, но из-за трижды переносившейся даты ремонта американского гироскопа эти сроки неоднократно корректировались.
Девятая экспедиция пробудет на МКС до 9 ктября, когда им на смену прибудут россиянин Салижан Шарипов и американец Лирой Чиао, добавляет РИА "Новости".
http://novosti.online.ru

Работающий в открытом космосе экипаж МКС обеспокоен драмой с захватом заложников


06.09.2004

Работающий в открытом космосе экипаж Международной космической станции знает о разворачивающейся на Земле драме с захватом заложников. Об этом, отвечая на вопрос РИА "Новости", сообщил вышедший к журналистам начальник летно-испытательной службы РКК "Энергия" космонавт Александр Александров.
"Экипаж имеет полную информацию с Земли о том, что происходит у нас в стране и за рубежом, поэтому, естественно, они знают о произошедшем", - сказал он.
По словам Александрова, с утра на борт МКС было отправлено сообщение о захвате заложников в Беслане. "Тут нечего скрывать. Экипаж имеет право об этом знать", - сказал он.
"Ситуация на Земле их чрезвычайно беспокоит", - отметил он.
По словам Александрова, работа в открытом космосе проходит спокойно, четко по графику. "Сегодня они идут в графике и у нас нет сомнений, что все запланированные работы будут выполнены", - добавил он.
http://www.rian.ru

Экипаж МКС выйдет в открытый космос внепланово


09.09.2004

Экипаж Международной космической станции (МКС) попросил о проведении пятого, внепланового выхода в открытый космос. Об этом в четверг сообщил по телефону с борта МКС командир девятой основной экспедиции Геннадий Падалка.
"Накопилось немало работы в интересах американского сегмента, американские скафандры ему мы починили с помощью запчастей, доставленных российским "Прогрессом", и теперь ждем решения НАСА о проведении еще одного выхода", - сказал он.
"Мы с Майклом сделали больше, чем было запланировано, однако готовы выйти в космос еще раз, поскольку следующему экипажу это будет труднее", - сказал Падалка. По его мнению, стартующим 9 октября Салижану Шарипову и Лерою Чиао предстоит очень много работы, в частности, по подготовке к приему первого после прошлогодней катастрофы "Колумбии" шаттла, который должен направиться к МКС в марте 2005 года.
Работающие на орбите с апреля Падалка и астронавт НАСА Майкл Финк уже четырежды покидали МКС - два раза по российской программе и два раза для ремонта сломавшегося американского гиродина, обеспечивающего ориентацию станции на орбите. Все выходы были проведены в российских скафандрах "Орлан-М" из-за обнаруженных в мае неисправностей в системе охлаждения американских "космических комбинезонов".
В общей сложности Падалка и Финк провели в открытом космосе более 15 часов. В результате Финк уже в своем первом полете стал рекордсменом НАСА по числу выходов в российских скафандрах. В разговоре Падалка признался, что у него "остаются нереализованными две профессиональные мечты - слетать на шаттле и поработать за бортом в американском скафандре".
http://www.strana.ru

МИЛИЦИОНЕРЫ ИЗБИЛИ КОСМОНАВТА ЗА "ЧЕЧЕНСКУЮ ФАМИЛИЮ"

10.09.2004 / 11:12


Московские милиционеры избили российского космонавта за "чеченскую" фамилию, передает . Полковник Магомед Толбоев - заслуженный летчик-испытатель, Герой России, бывший командир космического корабля многоразового использования "Буран" - испытал на себе, что значит "усиление мер безопасности" в столице.
В ночь на четверг столичные милиционеры у метро "Выхино" остановили его для проверки документов. Выяснив фамилию, милиционеры стали жестоко избивать его, хотя он показал удостоверение помощника депутата Госдумы. Как сообщает ""Московский комсомолец", остановились ретивые стражи порядка только после того, как прохожие побежали вызывать "02".
"Проваливай отсюда, черномазый. И передай своим соплеменникам: все равно мы вас передушим", - раздалось вслед.
"Я мог бы раскидать этих сержантов за секунду. Но я же понимал: потом скажут, что я напал на них первым", - объясняет Толбоев. Поэтому он просто лежал в московской грязи и умолял только, чтобы не били по спине: "Я падал с высоты, у меня весь позвоночник собран из пластмассы". Толбоев запомнил только, что избивали его два сержанта.
В эфире "Эхо Москвы" Тоблоев заявил, что судиться с милиционерами считает ниже своего достоинства. "Я русский офицер, полковник, возиться с этим мусором я не хочу. К тому же их десятки тысяч, все равно с ними ничего не сделаешь", - заявил космонавт.
"Усиливать надо не меры безопасности против граждан, а меры внутри самих структур, чтобы они были более порядочны", - заметил Толбоев.
- А.Ж.

СУБОРБИТАЛЬНЫЙ КОРАБЛЬ ДЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

14.09.2004 / 09:52


На Всемирной выставке ЭКСПО-2005 Россия представит макет многоразового суборбитального корабля для космического туризма, пишет сайт www.vor.ru.
Об этом сообщил представитель экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ) имени Мясищева, где корабль будет построен по заказу ЗАО "Суборбитальная корпорация". "Первый полет ракетоплана может состояться в начале 2005 года. Билет на него будет стоить около 100 тысяч долларов, что в 200 раз меньше, чем заплатил за свой полет на МКС первый космический турист Дэннис Тито, - сказал собеседник агентства.
Ракетоплан сможет подниматься на высоту более 100 километров и позволит пилоту и двум пассажирам ощутить все "прелести невесомости" в течение 5-10 минут. Весь суборбиральный полет от старта до приземления займет около часа. Корабль будет установлен на фюзеляже самолета М-55 "Геофизик", который поднимет корабль на высоту 17 километров. На скорости 750 километров в час ракетоплан будет отстыкован от самолета, включатся его собственные гиперзвуковые двигатели, и корабль направится в самостоятельный полет к нижней границе космоса.
Туристы поднимутся выше стратосферы, и смогут ощутить невесомость. Затем аппарат повернется на 360 градусов, выполнит фигуру "бочка", чтобы пассажиры смогли насладиться космическими видами через иллюминаторы кабины, и начнет управляемый спуск. Посадка на аэродром будет производиться в автоматическом режиме на выпускаемые шасси. В качестве альтернативы возможен вариант приземления аппарата на параплане.
В работе над кораблем также задействованы Центральный аэрогидродинамический и летно-испытательный институты имени Громова в подмосковном Жуковском, московский Институт авиационных материалов, НПО "Молния" и Институт медико-биологических проблем, где кандидаты на полет будут проходить предварительное медицинское обследование. Российское Научно-производственное объединение "Звезда" готовит скафандры и катапультируемые кресла, то есть запасную систему аварийного спасения для пилота и туристов.
- А.Ж.

РАЗРАБОТАН ПРОЕКТ КОСМИЧЕСКОГО ОТЕЛЯ

14.09.2004 / 09:52


В России разработали проект космического отеля. Речь идет о создании корабля "Союз-Дом" и орбитальной станции коммерческо-туристической направленности, пишет сайт www.vor.ru.
Специальный пилотируемый корабль и орбитальная станция должны, по мнению авторов работы - сотрудников и студентов известного московского вуза - МАИ, поставить космический туризм на принципиально новый уровень.
Так, корабль предлагается создать на базе существующего сейчас "Союза", сделав его более уютным и вместительным.
- А.Ж.

ОТКРЫЛИСЬ ЦИОЛКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

14.09.2004 / 14:24


14 сентября с.г. в Калуге открылись традиционные Циолковские чтения. Их работа продлится три дня.
С тезисами докладов, которые будут прочитаны в ходе чтений, можно ознакомиться на сайте Государственного музея истории космонавтики.
http://museum.ru/gmik/readings2004.zip
А.Ж.

ДЕСЯТЫЙ ЭКИПАЖ ГОТОВ ОСТАТЬСЯ НА МКС НА ГОД

15.09.2004 / 09:39


Российско-американский экипаж очередной - десятой основной экспедиции на Международную космическую станцию готов остаться на орбите на год. Об этом заявил сегодня бортинженер экспедиции, россиянин Салижан Шарипов, который вместе с астронавтом НАСА Лероем Чиао готовится отправиться на МКС 9 октября, передает ИТАР-ТАСС.
"Вся наша подготовка с Лероем была ориентирована на годичную экспедицию, и только в сентябре мы получили окончательный вариант плана полета на полгода", - сказал он. По мнению космонавта, "лучше готовиться на год и потом узнать, что летишь на полгода, чем наоборот".
"Морально мы с Чиао готовы провести на орбите целый год", - подчеркнул Шарипов. У экипажа, по его словам, "полная психологическая совместимость". "Лерой - замечательный, легкий в общении человек, он очень близок мне по взглядам и интересам", - подчеркнул космонавт.
Весной российская сторона направила в НАСА предложение продлить с шести месяцев до года срок работы основных экипажей, сказали в Федеральном космическом агентстве (Роскосмосе). Необходимость продления срока пребывания экипажей на орбите представитель Роскосмоса объяснил "мораторием на полеты американских шаттлов, после введения которого на Россию легла вся тяжесть по ротации экипажей и доставке грузов на орбиту".
"В результате Россия лишилась большей части внебюджетных средств, получаемых от полетов европейских астронавтов и космических туристов, которые вкладывались в развитие программы МКС", - подчеркнул он. НАСА пока не поддержало российскую инициативу.
"Официальный представитель НАСА Дебра Ран накануне уведомила нас, что предложение рассматривается. При этом она подчеркнула, что десятую экспедицию нововведение не коснется", - сказал сегодня официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко.
- А.Ж.

УКРАИНА И МНОГОРАЗОВЫЙ КОРАБЛЬ

15.09.2004 / 09:54


Украина предлагает в рамках Единого экономического пространства создать многоразовый пилотируемый космический корабль, передает РИА "Новости".
Замминистра иностранных дел Украины Владимир Макуха сообщил на брифинге в Астане, что Украина внесла на рассмотрение Группы высокого уровня по формированию единого экономического пространства соответствующий проект.
"Этот проект имеет важное значение для сотрудничества в сфере высоких технологий и обеспечит реализацию конкурентных преимуществ, которыми наши страны располагают в космической отрасли", - сказал он.
Макуха сообщил, что в настоящее время ракетно-космическая корпорация "Энергия" начинает производить работы по созданию многоразового пилотируемого корабля "Клипер-Зенит".
"Этот корабль должен прийти на смену кораблям типа "Союз" и предназначен для доставки экипажей численностью до шести человек на низкую околоземную орбиту и возвращения их на землю", - сказал он. Предполагается, что "Клипер" будет использоваться как для автономных полетов, так и для обслуживания орбитальных пилотируемых станций.
По информации Макухи, "проект будет реализован в три этапа". Первый - 2004-2008 годы - экспериментальные запуски "Клипера" в беспилотном варианте. "Финансирование этого этапа составит примерно $15 миллионов", - сообщил замминистра. Второй этап, рассчитанный на 2009 - 2013 годы, предполагает "пилотируемый запуск корабля в рамках государственных космических программ РФ и международных космических программ совместно с НАСА и Европейским космическим агентством". Стоимость работ второго этапа составит около $70 миллионов. Третий этап предполагает "дальнейшее повышение уровня безопасности пилотируемого комплекса на всех этапах его эксплуатации". Предварительная оценка этого этапа - $35 миллионов.
"Мы предполагаем, что к реализации этого проекта будут привлечены достаточно крупные силы: со стороны России - Ракетно-космическая корпорация "Энергия", НПО имени Лавочкина, со стороны Украины и Беларуси - заводы по производству комплектующих, со стороны Казахстана - космодром Байконур", - отметил Макуха.
А.Ж.

КОСМОНАВТЫ ВЫБРАЛИ ДЛЯ СЕБЯ СКАФАНДРЫ

15.09.2004 / 13:57


Экипаж следующей, десятой экспедиции на Международную космическую станцию (МКС), которому предстоит отправиться в космос в октябре, выбрал для работы на орбите костюмы в серо-зеленых тонах, передает "Интерфакс".
"Американский астронавт Лерой Чиао заказал себе два костюма для работы на орбите - серый и серо-голубой, российский же космонавт Салижан Шарипов выбрал костюмы цвета морской волны и голубой", - рассказал в среду директор предприятия "Кентавр-наука", создающего одежду для космонавтов Александр Яров. По его словам, остальные вещи космонавтам для работы на орбите - шорты и тенниски, рубашки "поло" и футболки, а также белье - выбрали российские дизайнеры.
Как заявил Яров, большая часть "космической" одежды уже отправлена на МКС на грузовом корабле "Прогресс", который прибыл на станцию в середине августа. ООО "Кентавр-Наука" является единственным в мире предприятием, производящим одежду для космонавтов. Помимо одежды предприятие делает и специальные приборы, которые помогают космонавтам адаптироваться к невесомости.
А.Ж.

СТАРТ СОЮЗ ТМА-5 МОЖЕТ БЫТЬ ОТЛОЖЕН

15.09.2004 / 13:57


Пресс-служба Федерального космического агентства официально сообщает о возможном переносе запуска пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-5" с космодрома Байконур с 10 основной экспедицией Международной космической станции. Изменение сроков запуска космического аппарата связано с выявленными во время испытаний техническими неисправностями в работе в системе стыковки.
Дата старта ракеты-носителя космического назначения "Союз-ФГ" - "Союз ТМА-5" будет определена дополнительно после устранения неисправностей. Перенос срока запуска может составить от 5 до 10 суток.
- Пресс-служба ФКА.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ МКС БУДЕТ ОБСУЖДАТЬСЯ КОМИССИЕЙ В МОСКВЕ

16.09.2004 / 10:37


Безопасность Международной космической станции (МКС) будет обсуждаться на заседании российско-американской комиссии 21-23 сентября в Москве, передает РИА "Новости". Об этом в ходе Интернет-брифинга в среду сообщил генеральный директор головного института Федерального космического агентства ЦНИИмаш, академик РАН Николай Анфимов.
"Ближайшее заседание нашей совместной комиссии состоится 21-23 сентября в Москве, незадолго до старта очередной, 10-ой экспедиции на МКС. Вместе с экспертами, специалистами и, в частности, с врачами, мы разберемся, насколько опасно или безопасно состояние станции", - отметил он.
По его словам, ЦНИИмаш выдает свои заключения перед каждой пилотируемой экспедицией и рассматривает все имеющие место замечания и неполадки. Совместная комиссия регулярно, четыре раза в год проводит заседания с привлечением специалистов, экспертов, ученых, причем эти заседания проходят и в России, и в США.
"Один из важнейших вопросов - положение дел на станции с точки зрения безопасности. Состояние среды обитания на МКС постоянно контролируется многими датчиками, установленными и на российском, и на американском сегментах. И все они находятся в работоспособном состоянии", - отметил Анфимов.
По его словам, около года назад появились сомнения в качестве питьевой воды в системе "Родник" на российском сегменте, в связи с чем два американских врача отказались подписать соответствующий разрешительный документ.
"Однако анализ проб воды, привезенных на Землю экипажем 7-ой экспедиции Юрием Маленченко и Эдвардом Лу, показал несостоятельность таких подозрений, и сомнения американских врачей были развеяны", - отметил в этой связи Анфимов.
А.Ж.

ЛИДЕРЫ ЕЭП ПОРУЧИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ПРЕДСТАВИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ ЕДИНОЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ ДО 15 ДЕКАБРЯ

16.09.2004 / 00:02


Лидеры ЕЭП поручили правительствам представить предложения по созданию единой ракетно-космической корпорации до 15 декабря 2004 года, передает РИА "Новости". Об этом говорится в решении саммита ЕЭП в Астане.
"С целью координации и объединения научно-технического и производственного потенциалов поручить правительствам разработать вопрос, связанный с созданием единой ракетно-космической корпорации, и представить предложения до 15 декабря 2004 года", - говорится, в частности, в документе.
С предложением о создании такой корпорации выступил в среду на саммите в ЕЭП президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Назарбаев назвал создание ракетно-космической корпорации "первой ласточкой", которая приведет к дальнейшим решениям о создании совместных предприятий по высоким технологиям, благодаря которым ожидается дальнейший импульс развитию науки и производства в странах "четверки".
В свою очередь, президент Украины Леонид Кучма, как один из основных инициаторов создания транснационального авиакосмического концерна, считает, что такое решение принято в интересах всех четырех стран.
"Все по отдельности мы имели уникальный потенциал - это признавал и весь мир, но, к сожалению, на сегодняшний день мы работаем практически каждый сам за себя", - отметил Кучма.
Он считает, что для конкуренции на равных с западными странами "объединение усилий просто необходимо - объединение конкретных возможностей и конкретных мощностей".
По словам Кучмы, предприятия, которые войдут в транснациональную корпорацию в рамках ЕЭП, все они уже сами по себе обладают известным мировым именем. В частности, это украинское конструкторское бюро им.Ильюшина, не менее известные российские предприятия, казахстанский уникальный космодром и не менее уникальная белорусская оптика, отметил Кучма.
А.Ж.

КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "СОЮЗ-ТМА" ДОСТАВИТ В ОКТЯБРЕ НА МКС РОССИЙСКУЮ БЕГОВУЮ ДОРОЖКУ

16.09.2004 / 00:02


Космический корабль "Союз-ТМА" доставит в октябре на Международную космическую станцию (МКС) новую беговую дорожку российского производства. Об этом в ходе Интернет-брифинга сообщил в среду генеральный директор головного института Федерального космического агентства ЦНИИмаш, академик РАН Николай Анфимов, передает РИА "Новости".
"Бегущую дорожку должны доставить на борт МКС на транспортном корабле "Союз ТМА" в октябре этого года", - сказал он.
По словам Анфимова, российская сторона еще в ходе проектирования станции предлагала поставить на борт опробованную и хорошо себя зарекомендовавшую бегущую дорожку, подобную той, которая стояла на российской станции "Мир".
"Но американцы сделали свою, которая регулярно ломается. И теперь космонавты для поддержания физической формы на МКС вынуждены больше использовать эспандеры и велоэргометр", - отметил в этой связи глава ЦНИИмаш.
Он уточнил, что хотя американская дорожка часто выходит из строя и работает с ограничениями, российская дорожка со станции "Мир" не имеет системы виброзащиты корпуса станции от воздействия бегущего человека.
"У американской модели есть специальная платформа, позволяющая гасить возникающие вибрации и изолировать от них корпус станции. Это позволит избежать сокращения ресурса станции вследствие ускорения "усталости" конструкции. Мы предложили поставить нашу дорожку на американскую амортизирующую платформу. Американцы упорно в течение двух лет отказывались, но не так давно, наконец, согласились", - рассказал Анфимов.
Полностью с ответами Анфимова на вопросы корреспондента Авиационно-космической газеты Екатерины Белоглазовой можно ознакомиться на сайте Федерального космического агентства. http://www.federalspace.ru
- А.Ж.

Новый экипаж МКС прошел спецподготовку по безопасности "шаттлов"


20.09.2004

Российско-американский экипаж десятой экспедиции на Международную космическую станцию прошел специальную подготовку по обеспечению безопасности полета первого после катастрофы "Колумбии" шаттла, передает ИТАР-ТАСС.
Об этом заявил сегодня командир экипажа МКС-10, астронавт НАСА Лерой Чиао, который вместе с россиянином Салижаном Шариповым должен отправиться на орбиту с Байконура 9 октября этого года.
Наша основная задача при стыковке - "снимать на видеокамеру причаливание корабля к станции, чтобы отследить, нет ли повреждений на теплозащите шаттла", - пояснил Чиао.
Экипаж МКС готов помогать астронавтам НАСА в проведении различных работ, в том числе и в открытом космосе. "В плане нашего полугодового полета предусмотрена работа по приему экипажа "челнока", - рассказал Шарипов - По внекорабельной деятельности мы проходили подготовку в США как дублеры экипажа шаттла".
"Челнок", по словам Шарипова, должен привезти на орбиту новые американские скафандры EMU. "Если астронавты НАСА не успеют выполнить все намеченные работы за бортом, мы с Лероем выйдем в этих скафандрах и все доделаем", - сказал космонавт.
"Американская сторона подтвердила, что старт первого после гибели "Колумбии" шаттла намечен на март 2005 года", - заявили сегодня в Роскосмосе. С февраля прошлого года, когда произошла трагедия с "Колумбией" в небе над Техасом, единственным средством ротации экипажей и доставки грузов на орбиту стали российские "Союзы" и "Прогрессы".
http://www.pereplet.ru

Неисправность на "Союзе" устранена, но старт к МКС все равно будет отложен


20.09.2004

Специалисты устранили неисправности на пилотируемом "Союзе". Однако в Роскосмосе не исключают, что старт корабля к Международной космической станции (МКС) с тремя космонавтами на борту будет перенесен.
Напомним, что 15 сентября на корабле "Союз", на котором к МКС должен был отправиться его десятый экипаж, взорвался пиропатрон. "Инцидент произошел в монтажно-испытательном корпусе космодрома", - заявил официальный представитель Федерального космического агентства (Роскосмоса) Вячеслав Давиденко.
"Сейчас идет плановая подготовка к запуску "Союза ТМА-5", однако намеченный на 9 октября старт корабля, возможно, будет перенес на пару суток", - подчеркнул он. Окончательное решение будет принято в середине этой недели после тщательной проверки всех систем корабля, отметили в Роскосмосе. "В случае переноса даты старта, - отметил Давиденко, - будет отложено возвращение на Землю работающих с апреля на МКС Геннадия Падалки и Майкла Финка.
"Мы уже извещены о том, что можем задержаться на орбите на сутки-двое", - сказал по телефону с борта МКС Падалка. "Дел на станции очень много, ценен каждый час пребывания на МКС", - добавил он. Командир экипажа, однако, признал, что "очень соскучился по своей семье, особенно по младшей дочке Сонечке".
Полугодовую вахту на орбите у Падалки и Финка готовятся принять россиянин Салижан Шарипов и астронавт НАСА Лерой Чиао, которые сегодня начали сдавать двухдневный предполетный экзамен в подмосковном Звездном городке. Вместе с ними свои знания и навыки экзаменационной комиссии демонстрирует подполковник Космических войск РФ Юрий Шаргин, отправляющийся на МКС с 10-дневной миссией посещения.
http://news.izvestia.ru

Российско - американские экперты обсудят безопасность МКС

21.09.2004

Безопасность Международной космической станции (МКС) будет обсуждаться на заседании российско-американской комиссии 21-23 сентября в Москве. Об этом в ходе Интернет-брифинга сообщил генеральный директор головного института Федерального космического агентства ЦНИИмаш, академик РАН Николай Анфимов.
"Ближайшее заседание нашей совместной комиссии состоится 21-23 сентября в Москве, незадолго до старта очередной, 10-й экспедиции на МКС. Вместе с экспертами, специалистами и, в частности, с врачами, мы разберемся, насколько опасно или безопасно состояние станции", - отметил он.
По его словам, ЦНИИмаш выдает свои заключения перед каждой пилотируемой экспедицией и рассматривает все имеющие место замечания и неполадки. Совместная комиссия регулярно, четыре раза в год проводит заседания с привлечением специалистов, экспертов, ученых, причем эти заседания проходят и в России, и в США.
"Один из важнейших вопросов - положение дел на станции с точки зрения безопасности. Состояние среды обитания на МКС постоянно контролируется многими датчиками, установленными и на российском, и на американском сегментах. И все они находятся в работоспособном состоянии", - отметил Анфимов.
По его словам, около года назад появились сомнения в качестве питьевой воды в системе "Родник" на российском сегменте, в связи с чем два американских врача отказались подписать соответствующий разрешительный документ.
"Однако анализ проб воды, привезенных на Землю экипажем 7-й экспедиции Юрием Маленченко и Эдвардом Лу, показал несостоятельность таких подозрений, и сомнения американских врачей были развеяны", - отметил в этой связи Анфимо
http://www.rian.ru

НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В РОСКОСМОСЕ

21.09.2004 / 09:29


Приказами руководителя Федерального космического агентства прошли назначения начальников управлений Роскосмоса.
На должность начальника управления автоматических космических комплексов и наземных комплексов управления Федерального космического агентства назначен ДМИТРИЕВ Геннадий Анатольевич.
На должность начальника управления пилотируемы программ Федерального космического агентства КРАСНОВ Алексей Борисович.
ДМИТРИЕВ Геннадий Анатольевич (биографическая справка) Родился 18 июня 1957 года в городе Рыбинск Ярославской области. После окончания средней школы поступил в Военную академию им. Ф.Э.Дзержинского, которую окончил в 1979 году по специальности "электронно-вычислительная техника".
Службу проходил на различных должностях Военно-космических сил. В 1997 году, в связи с реформированием ВКС, с должности начальника Центрального командного пункта ВКС был уволен из рядов Вооруженных Сил РФ.
С 1997 о 1998 гг. работал в региональном информационно-техническом таможенном управлении Государственного таможенного комитета России. С 1998 по 2003 гг. работал в Центре программных исследований Росавиакосмоса ( с 2000 г. - Центр космических наблюдений).
С 2003 по 2004 гг. - директор научно-технологического центра космического мониторинга Земли ФГУП "РНИИ КП".
Г.А.Дмитриев стоял у истоков организации эксплуатации комических средств дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) - становления оператора ДЗЗ.
Кандидат технических наук, Заслуженный испытатель космической техники РФ. Женат, двое детей.
КРАСНОВ Алексей Борисович (биографическая справка)
Родился 13 апреля 1959 года. После окончания средней школы № 355 (г. Москва) в 1975 г. Работал лаборантом кафедры автоматики Московского энергетического института, с 1976 г. - студент первого курса факультета теоретической физики Московского инженерно-физического института (МИФИ), с 1977 по 1982 гг. - студент факультета электронной техники Московского энергетического института (МЭИ) по специальности инженер электронной техники.
С 1982 года работал инженером во Всесоюзном центре проблем информации, с 1986 по 1988 гг. - инженер Внешнеторгового объединения "Машприборинторг", в 1987 году закончил факультет повышения квалификации Академии внешней торговли при Министерстве внешней торговли СССР.
С 1988 г. По 1992 г. Работал в МИД СССР, Российской Федерации, третьим секретарем Посольства СССР и затем Российской Федерации в США, г. Вашингтон, курировал вопросы научно-технического сотрудничества по линии ГКНТ СССР, Российской Академии наук, в том числе в области космоса.
С 1992 года работал в Российском космическом агентстве главным специалистом Международного отдела, а с 1993 года - заместителем начальника Управления международного сотрудничества, в 1999 году работал в этой же должности в Российском авиационно-космическом агентстве и, с 2004 года - в Федеральном космическом агентстве (Роскосмос). 15 сентября 2004 г. Назначен начальником Управления пилотируемых программ Роскосмоса.
В 1993-2000 гг. является ответственным секретарем Комитета по космосу российско-американской Комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству "Черномырдин-Гор", с 1993 по 1994 гг. вел переговоры с НАСА по программе "Мир-Шаттл", с 1994 года возглавлял переговоры по Меморандуму о взаимопонимании с НАСА по созданию международной космической станции (МКС) и являлся заместителем главы официальной российской делегации на переговорах по межправительственному соглашению по МКС. В этой же период вел переговоры с США по межправсоглашению об участии России на международном рынке космических услуг по запускам, по технологическим гарантиям, участвовал в переговорах по вступлению России в международный режим по контролю за нераспространением ракетной технологии (РКРТ), с 1997 года возглавлял одну из групп технических экспертов на переговорах с США по экспортному контролю, созданных в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации, с 2002 года - член официальной делегации Российской Федерации в многосторонних механизмах экспортного контроля.
В 1993-1994 гг. вел переговоры и участвовал в подготовке контрактов РКА-НАСА по совместной пилотируемой программе "Мир-Шаттл", участвовал в переговорах и работал в органах управления программой МКС.
В период 1992 г. По настоящее время принимал участие в переговорах по ряду межагентских соглашений ("Конус-Винд", "О порядке беспошлинного ввоза товаров", СЕЙДЖ, "Марс-Север Орбитер" и др.).
Избран членом-корреспондентом Международной академии астронавтики, действительным членом академии космонавтики им. Циалковского, членом экспертно-консультативного Совета Центра политических исследований (ПИР-Центра), участвовал в ряде международных конференций, автор более 10 научных статей.
Награжден рядом правительственных и ведомственных наград.
Владеет английским языком.
Женат. Имеет сына 22 года.
Пресс-служба ФКА.

В марте 2005 года к МКС отправится шаттл "Дискавери"


23.09.2004

Старт первого после гибели "Колумбии" шаттла намечен на 6 марта 2005 года, стыковка с Международной космической станцией (МКС) - на 8 марта.
Об этом сообщил журналистам бортинженер 10-й основной экспедиции на МКС Салижан Шарипов. "В плане нашего полета указаны эти даты старта шаттла к МКС и стыковки его со станцией", - сказал он.
По словам Шарипова, он и командир 10-й экспедиции на МКС астронавт НАСА Лерой Чиао "проходили специальную подготовку и в Хьюстоне, и в Звездном городке по приему шаттла и оказанию необходимой помощи его экипажу".
"Первым к МКС отправится шаттл "Дискавери", на борту которого будет экипаж из 7 человек", - добавил Чиао. Задача экипажа шаттла - "выполнить тест по повреждению крыльев корабля и их ремонту на орбите". "Мы будем оказывать помощь экипажу по работе с манипулятором и проведению трех выходов в открытый космос", - сказал Чиао.
В интервью ИТАР-ТАСС астронавт НАСА рассказал, что вместе с Шариповым он прошел специальную подготовку по обеспечению безопасности полета первого после катастрофы "Колумбии" шаттла. "Наша основная задача при стыковке - снимать на видеокамеру причаливание корабля к станции, чтобы отследить, нет ли повреждений на теплозащите шаттла",- пояснил Чиао.
Экипаж МКС готов помогать астронавтам НАСА в проведении различных работ, в том числе и в открытом космосе. "В плане нашего полугодового полета предусмотрена работа по приему экипажа "челнока", - сообщил Шарипов. - По внекорабельной деятельности мы проходили подготовку в США как дублеры экипажа шаттла".
По словам Шарипова, "челнок" должен привезти на орбиту новые американские скафандры. "Если астронавты НАСА не успеют выполнить все намеченные работы за бортом, мы с Лероем выйдем в этих скафандрах и все доделаем", - сказал космонавт.
С февраля 2003 года, когда произошла трагедия с "Колумбией" в небе над Техасом, единственным средством ротации экипажей и доставки грузов на орбиту стали российские "Союзы" и "Прогрессы".
http://www.vesti.ru

Экипаж МКС намерен выполнить два выхода в открытый космос


23.09.2004

Новый экипаж Международной космической станции (МКС) выполнит два выхода в открытый космос.
Об этом сообщил российский космонавт Салижан Шарипов на пресс-конференции в Звездном городке.
"Первый выход намечен в конце декабря 2004 года. В нашу задачу входит установить на внешней поверхности российского сегмента станции универсальное рабочее место, смонтировать специальные антенны и установить видеокамеру", - отметил он. По его словам, второй выход в космос планируется осуществить в конце февраля 2005 года. В ходе него экипаж МКС установит на российском стыковочном узле устройство, необходимое для обеспечения стыковки со станцией нового европейского грузового корабля, стартующего на орбиту в конце 2004 года.
http://www.gazeta.ru

Длинные руки внешней политики доходят до космоса


24.09.2004

Ограничения на закупки технологий могут вышибить США с космической станции. Закон 2000 года, ограничивающий приобретение Америкой российских технологий, ставит под сомнение будущее США на международной космической станции (МКС): не исключено, что с апреля 2006 года американские астронавты не смогут находиться на станции.
Закон закрывает НАСА возможность платить России за доставку астронавтов в орбитальную лабораторию, а российские космические чиновники утверждают, что не могут позволить себе возить американцев бесплатно после того, как будет выполнено соглашение об 11 бесплатных рейсах.
Дилемма может разрушить инициативу президента Буша по новой отправке людей на Луну, а впоследствии - и на Марс, поскольку США не смогут пользоваться станцией для изучения влияния, которое длительное пребывание в невесомости оказывает на организм человека.
Конгресс задал НАСА вопрос о том, как агентство планирует выходить из тупика, но НАСА решений пока не предложило. Чиновники НАСА заявили, что изучают вопрос о том, позволяет ли существующее двустороннее соглашение приобретать российское оборудование, не нарушая закона, но признали наличие серьезных проблем в сфере права и национальной безопасности.
Ограничения, введенные Законом о нераспространении в Иране 2000 года, запрещают США покупать в России что-либо для космической станции, если президент США не подтвердит, что Россия не экспортирует в Иран ядерные, химические или биологические оружейные технологии.
Закон, появившийся в недрах республиканского конгресса как средство ужесточения реакции президента Клинтона на российскую поддержку ядерных амбиций Ирана, был принят единогласно и по-прежнему пользуется поддержкой представителей обеих партий.
Но до недавнего времени его, в сущности, игнорировали. По двустороннему соглашению 1996 года Россия должна бесплатно предоставить 11 космических кораблей "Союз" для доставки американских астронавтов и российских космонавтов с Земли на космическую станцию. 11-й бесплатный "Союз" должен отправиться в полет в октябре 2005 года, а его возвращение на Землю планируется на апрель 2006 года. После этого Россия намерена включать в число пассажиров только тех, кто платит.
По словам представителей администрации, в ближайшие намерения Буша не входит подтверждение хорошего поведения России или приостановка действия закона на основании угрозы "потери жизни или получения тяжких телесных повреждений" астронавтами.
Конгресс и администрация согласны с тем, что закон не оставляет таких лазеек, как приобретение российских технологий через третью страну или заключение нового соглашения о бартере. Предложение демократов о внесении поправок в закон за 17 месяцев поддержали только три конгрессмена.
Это означает, что США, с 1985 года вложившие в станцию 33,5 млрд. долларов, не смогут пользоваться МКС, если Россия не изменит свою политику.
США смогут отправлять астронавтов на станцию на короткое время после того, как снова вступят в строй шаттлы, что намечено на будущий год. Но экипажи шаттлов не смогут оставаться надолго, поскольку в доке станции может находиться только "Союз", играющий роль "спасательной шлюпки" на случай, если понадобится эвакуировать экипаж.
Опасения конгрессменов по поводу России восходят к началу 1990-х годов, когда Москва дала добро на строительство атомной электростанции вблизи иранского города Бушер. "Ее подлинная задача - производство атомного оружия, - заявил в телефонном интервью автор закона 2000 года, конгрессмен Дана Рорабейчер. - Иран является крупным производителем нефти и газа. Ему не нужна атомная электростанция".
Закон, появившийся на волне подозрений, что отношения Клинтона с тогдашним президентом России Борисом Ельциным заставляют американского президента смотреть на иранские связи сквозь пальцы, требует от президента введения торговых санкций против любой иностранной структуры, помогающей Ирану приобретать ядерные, химические или биологические оружейные технологии.
В настоящий момент администрация Буша решила апеллировать к доброй воле России и ее желанию укрепить свои позиции лидера и "надежного партнера среди стран, совершающих космические полеты", сообщил источник в администрации.
Признаков того, что уговоры будут иметь успех, мало. Пресс-секретарь Российского авиационно-космического агентства Константин Крейденко заявил, что, хотя "ведутся рабочие дискуссии" о приобретении Америкой "Союза", "американцы не просили о бесплатных полетах" и они станут невозможными с 2005 года.
"С этого момента, - сказал Крейденко, - мы не сможем отправлять людей в космос бесплатно".
http://www.nrs.com

С 4 по 8 октября в Ванкувере главы космических агентств РФ и США обсудят эксплуатацию МКС и освоение дальнего космоса


24.09.2004

С 4 по 8 октября 2004 года в Ванкувере (Канада) состоится встреча глав космических агентств России и США. Об этом сообщил в четверг руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
"Встреча с руководителем НАСА Шоном О'Кифом пройдет в Ванкувере с 4 по 8 октября. На ней планируем обсудить не только вопросы дальнейшей эксплуатации МКС, но и проблемы освоения дальнего космоса, экологические вопросы по космическому мусору и ряд других проблем", - сказал Перминов, отвечая на вопрос РИА "Новости".
По его словам, американские партнеры подтвердили также сроки возобновления полетов многоразовых кораблей шаттл на МКС. "Пришло известие, что в марте 2005 года полеты шаттлов будут восстановлены. Мы расчитываем, что на встрече в Ванкувере наши партнеры нам это подтвердят, для России это очень важно", - сказал Перминов.
http://www.rian.ru

Новый научный модуль ФГБ-2 будет запущен и пристыкован к МКС в 2007 году - глава Роскосмоса


24.09.2004

Новый научный модуль ФГБ-2 будет запущен и пристыкован к Международной космической станции (МКС) в 2007 году, сообщил в четверг глава Роскосмоса Анатолий Перминов.
"Финансирование достройки этого модуля, находящегося в Центре Хруничева, начнется в 2005 году", - сказал Перминов, отвечая на вопрос РИА "Новости".
По его словам, накануне состоялся его визит в Центр Хруничева, где он обсудил ряд вопросов с президентом Южной Кореи Но Му Хеном, осматривавшим это известное предприятие российской космической отрасли.
"Президент Республики Корея подтвердил, что первый корейский космонавт пройдет подготовку в России и полетит с нашей помощью на МКС уже в 2007 году", - сказал Перминов.
http://www.rian.ru

Состоялась встреча руководства Роскосмоса с космонавтами


24.09.2004

Вчера в здании Федерального космического агентства состоялась встреча руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова с космонавтами, стартующими 11 октября к Международной космической станции.
Выступление руководителя Федерального космического агентства Анатолия Николаевича Перминова на встрече-чаепитии с экипажем МКС-10/ЭП-7 и дублирующим экипажем МКС-10
"Уважаемые Салижан Шакирович, Валерий Иванович, Юрий Георгиевич, господа Лерой Чиао и Уильям МакАртур!
Сегодня подведены итоги очередного этапа подготовки экипажей 10-й основной экспедиции и 7-ой экспедиции посещения Международной космической станции.
Вашему экипажу предстоит длительный полугодовой космический полет, во время которого вы должны выполнить:
* большой объем работ по обслуживанию бортовых систем станции и ее дооснащению,
* провести два выхода в открытый космос,
* произвести разгрузочно-погрузочные работы трех транспортных кораблей "Прогресс",
* а также выполнить достаточно обширную программу научно-технических и медико-биологических экспериментов.
Несмотря на короткий срок пребывания на МКС Юрия Шаргина, его программа также насыщена. Это технические и эксплуатационные работы, а также программные эксперименты.
В эти дни вся страна наблюдала за тем, как вы сдавали экзамены, в каких "сложнейших" ситуациях оказывались. Ваши инструктора для этого постарались. Вы с честью справились со всеми нештатными ситуациями. Конечно, их не должно быть, но мы уверены - возникни они - вы справитесь с ними и на орбите. Успешно пройденный экипажами очередной этап тренировок, вселяет в нас уверенность того, что поставленные перед вами задачи будут выполнены полностью и с высоким качеством.
Сегодня не вызывает сомнений, что от слаженной работы всего экипажа, уровня его подготовки на Земле и взаимопонимания зависит дальнейшее состояние МКС, а, следовательно, и возможность реализации перспективных планов ее использования.
Хочу поблагодарить всех специалистов Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и ракетно-космической промышленности за кропотливый труд, результаты которого мы видим сегодня.
Разрешите пожелать вам успешно пройти оставшийся объем тренировок. Успешного вам запуска, плодотворной работы на орбите и мягкой посадки. Удачи вам".
Не нарушая традиций прошлых лет, руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов вручил членам основного экипажа МКС-10 и ЭП-7 памятные подарки "Официальный хронограф космонавтов" - часы швейцарской компании ФОРТИЗ и прибор "КОСМОНАВИГАТОР"
Членам дублирующего экипажа МКС-10 была вручена книга "Взгляд из космоса".
По традиции, в ответ космонавты подарили руководителю Роскосмоса большую фотографию со своими автографами.
http://www.federalspace.ru

Эксперимент на МКС поможет создать лекарство от СПИДа


24.09.2004

Новый экипаж МКС проведет на борту эксперимент, который поможет ученым создать лекарство от СПИДа.
"Мы выступаем только исполнителями, а наши заказчики - коллектив ученых на Земле. В нашу задачу входит создать на борту станции необходимые условия. Мы везем на МКС капсулы, установим их на место, перемешаем образцы и будем наблюдать, в каком состоянии они находятся, и обязательно поддерживать необходимый температурный режим", - сказал Салижан Шарипов.
Вместе с тем Шарипов подчеркнул, что в задачу экипажа не входит создание вакцины от СПИДа. "Результаты наших исследований появятся значительно позже, и не в космосе, а на Земле", - сказал он.
http://www.polit.ru

Перенесена дата запуска космического корабля "Союз ТМА-5"


28.09.2004

Сегодня Федеральное космическое агентство, после доклада генерального директора РКК "Энергия" Ю.П.Семенова руководителю Роскосмоса А.Н.Перминову, приняло решение о назначении новой даты проведения запуска пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-5".
В связи с выявленной неисправностью в процессе заключительного цикла комплексных испытаний пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-5", проводимого на космодроме Байконур, принято решение о переносе запуска с 11 октября на более поздний срок.
Точная дата и время запуска будут определены дополнительно.

http://www.federalspace.ru

Новый экипаж МКС дважды выйдет в открытый космос


28.09.2004

Новый экипаж Международной космической станции выполнит два выхода в открытый космос.
Первый выход в космос намечен на конец декабря 2004 года. В задачу Салижана Шарипова и Лероя Чиао входит установка на внешней поверхности российского сегмента станции универсального рабочего места, монтировка специальной антенны и установка видеокамеры.
Второй выход в космос планируется осуществить в конце февраля 2005 года. В ходе него экипаж МКС установит на российском стыковочном узле устройство, необходимое для обеспечения стыковки со станцией нового европейского грузового корабля под названием "Жюль Верн". Оба выхода будут выполнены в российских скафандрах "Орлан-М". По предварительным данным первый выход в космос назначен на 28 декабря, второй - на 21 февраля. Также сообщается, что первый космонавт из Космических войск РФ Юрий Шаргин не будет заниматься военными опытами, а примет участие в обычной научной работе.
http://novosti.online.ru

НИКОЛАЙ БУДАРИН НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ "ЗА ЗАСЛУГИ ПЕРЕД ОТЕЧЕСТВОМ"

28.09.2004 / 10:59

 


Как сообщила 27 сентября пресс-служба главы российского государства, президент В. Путин подписал Указ о награждении орденом "За заслуги перед Отечеством" II степени инструктора-космонавта-испытателя РКК "Энергия" Николая Бударина "за заслуги перед государством в исследовании космического пространства и проявленные при этом мужество и высокий профессионализм".
А.Ж.

В ЦЕНТРЕ КЕННЕДИ ПОДСЧИТЫВАЮТ УЩЕРБ ОТ "ДЖЕННИ"

28.09.2004 / 10:07


Директор Космического центра имени Кеннеди Джеймс Кеннеди (James Kennedy) сообщил, что пронесшися над космодромом ураган "Дженни" причинил меньший ущерб, чем ураган "Фрэнсис", обрушившийся на мыс Канаверал некоторое время назад. Так на здании вертикальной сборки сорвано всего 30 облицовочных плиток по сравнению с 820 во время предыдущего удара стихии.
Однако, прекращение работ на космодроме во время ураганов ставит под сомнение, по словам Кеннеди, "возможность возобновления полетов кораблей многоразового использования в марте следующего года".
А.Ж.

Глава Роскосмоса попробовал себя в роли командира "Союза ТМА"


28.09.2004

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов посетил с рабочим визитом Звездный городок, где смог попробовать себя в роли командира космического корабля "Союз ТМА".
"Руководитель Роскосмоса внимательно изучил принципы работы комплексных тренажеров, а в одном из них - космическом корабле "Союз ТМА" он даже занял место командира корабля, удобно разместившись в кресле-ложементе", - рассказал РИА "Новости" в понедельник официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко.
По его словам, герой России, полковник Валерий Корзун подробно рассказал Перминову о предназначении основных приборов на панели управления корабля, а также об алгоритме действий экипажа на разных участках полета в ближайшие несколько часов после старта. "Моя комплекция вполне подходящая, но думать о моем космическом полете мне нужно было раньше", - прокомментировал свои впечатления глава космического ведомства России.
Вместе с тем, основной целью визита Перминова в испытательный центр подготовки космонавтов имени Гагарина было ознакомление с состоянием испытательной и тренировочной базы Центра, изучение проблемных вопросов, а также планов и перспектив развития этого уникального подразделения ВВС.
"Работая на территории Центра, Анатолий Перминов посетил, в частности, современную, во многом уникальную тренажно-лабораторную базу", - отметил Давиденко.
Глава Роскосмоса также осмотрел тренажеры Международной космической станции, гидролабораторию, ознакомился с рационом питания космонавтов, побывал в планетарии. Именно там космонавтам в течение 20 индивидуальных занятий прививаются глубокие знания карты звездного неба и навыки ориентации по звездам в сложных ситуациях.
http://www.rian.ru

НОВЫЙ ГОД НА МКС СОСТОИТСЯ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ РОССИИ

28.09.2004 / 10:31


К новому году запасы кислорода и продовольствия на Международной космической станции практически закончатся, сообщает сайт http://novosti-online.ru со ссылкой на агентство Associated Press. Именно поэтому НАСА вынуждено полагаться на успешный запуск к МКС российского грузового корабля, намеченный на декабрь, заявил представитель агентства в пятницу.
Недостаток пригодного для дыхания воздуха связан с поломкой основного генератора кислорода на МКС, которая произошла две с половиной недели назад. Экипаж станции продолжает предпринимать пока безуспешные попытки починить его, и вынужден использовать неприкосновенные запасы кислорода. На стартующем к МКС 11 октября "Союзе-ТМ" с новым экипажем МКС места для нового запаса кислорода нет, но на своем борту он несет запасные части для ремонта генератора.
23 декабря с Байконура должен быть запущен российский грузовой корабль с новыми запасами воздуха и продовольствия. Если до того времени генератор кислорода починить не удастся, или старт грузового корабля в силу каких-либо причин будет отложен или не состоится, то МКС придется покинуть. Согласно политике НАСА, экипаж должен оставить станцию, когда запаса кислорода на ней останется на 45 дней, то есть как раз в конце декабря.
Источником кислорода в сломавшемся российском генераторе служит использованная космонавтами вода. Новый, усовершенствованный генератор для отправки на орбиту Россия сможет построить не раньше, чем в следующем году. Аналогичный агрегат производства США появится лишь через два года.
Российские космические аппараты стали единственным средством транспорта к МКС после того, как США приостановили использование своих шаттлов из-за катастрофы челнока Columbia 1 февраля 2004 года. Тогда погибли все семь человек, находившиеся на борту корабля.
А.Ж.

Орден для главы Роскосмоса


29.09.2004

Руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Указ подписан президентом России Владимиром Владимировичем Путиным.
Перминов удостоен этой награды "за большой вклад в развитие отечественной космонавтики и укрепление обороноспособности страны".
http://www.federalspace.ru

Космическая плантация дает новые всходы


29.09.2004

На МКС получены ростки третьего поколения гороха, выращенного в орбитальных условиях. Командира нынешней экспедиции МКС Геннадия Падалку журналисты уже называют знатным космическим агрономом. В 1999 году на станции "Мир" он вырастил первые колосья пшеницы.
Космический земельный надел невелик, посевные площади до тетрадного листа не дотягивают, это в три тысячи раз меньше дачных "шести соток". Это - земной дублер космической оранжереи. На МКС - точно такая же. Здесь готовят следующий эксперимент, на очереди японская листовая капуста и редис. Главные требования к растениям-претендентам на космический полет - компактность и неприхотливость. Расти придется при скудном освещении и поливе, вода в космосе на строгом учете. Освещение оранжереи и два компьютера, которые следят за ростом растений, потребляют всего-навсего 60 ватт.
Раз в неделю космонавты отправляют данные на Землю, вместе с фотографиями плантации. На станции сейчас зацветает уже третье поколение выращенного здесь гороха. Всего шесть растений, на каждом - по три стручка. Немного, но вполне достаточно для того, чтобы уже считать доказанным - в космических условиях растения не становятся мутантами.
Эксперимент начался 15 месяцев назад, этого достаточно, чтобы пилотируемый корабль долетел до Марса. Ученые уже могут назвать возможные растения-претенденты.
Фиолетовые цветы заметно оживили интерьер станции. Но собирать третий урожай будет уже следующий экипаж Салижана Шарипова, который стартует к МКС 11 октября.
http://www.1tv.ru

Академия космонавтики представит результаты анализа космической стратегии России и рекомендации по дальнейшему развитию отечественной космонавтики


30.09.2004

4 октября 2004 г., в день годовщины начала космической эры, открытой запуском в нашей стране первого в мире искусственного спутника Земли, Российская Академия космонавтики им. К.Э.Циолковского (РАКЦ) представит основные результаты проведенного комплексного исследования состояния работ и стратегических направлений развития отечественной космонавтики до 2035 г.
В настоящий момент в отечественной ракетно-космической отрасли сложилась переломная ситуация. В связи, в частности, с существенным недофинансированием космической деятельности в 1990-х гг., для решения в перспективе возрастающего объема задач требуется принятие ряда стратегических решений.
Завершен период "выживания" космической отрасли, когда стратегическое планирование можно было откладывать на будущее, поскольку речь шла о возможности дальнейшего существования. Сегодня, по завершении основных переходных процессов в обществе и экономике, низшая точка кризиса уже пройдена, и откладывать определение стратегических направлений развития космонавтики нельзя. Безотлагательного реагирования требуют и новые аспекты военной и комплексной безопасности.
Наши партнеры на Западе уже определились с основными направлениями своей космической стратегии на ближайшие десятилетия. Этот фактор должен приниматься во внимание и при стратегическом планировании российской космической программы.
По результатам работ, проведенных во исполнение решения Президиума РАКЦ от 27 января 2004 г., Академией выработаны конкретные предложения, определяющие оптимальные пути развития космической деятельности в нашей стране в первой половине XXI века. Описаны основные направления реформирования системы планирования и управления космической деятельностью, а также ключевые технологии, позволяющие обеспечить сохранение Россией статуса ведущей космической державы.
При подготовке итогового доклада Академия работала совместно с Роскосмосом, Министерством Обороны, Российской Академией наук, российскими вузами и ведущими научно-исследовательскими и промышленными организациями, включая ЦНИИМаш, Институт космических исследований РАН, 4-й НИИ Минобороны, Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина, ГКНПЦ им. М. В. Хруничева, НПО им. С. А. Лавочкина и другие предприятия и организации. Выводы и практические рекомендации доклада уже учитываются при разработке текущих и среднесрочных планов и программ и могут послужить основой для стратегического планирования космической деятельности Российской Федерации.
В пресс-конференции в ИА "Интерфакс" планируют принять участие президент Академии В. П. Сенкевич, главный ученый секретарь, вице-президент Академии И. В. Мещеряков, академик РАН Б. Е. Черток, член-корреспондент РАН М. Я. Маров, генеральный директор НПО им. С. А. Лавочкина К. М. Пичхадзе, летчики-космонавты А. А. Серебров и В. В. Поляков и другие. Журналистам будут представлены основные результаты проведенных работ.
Пресс-конференция начнется 4 октября 2004 г. в 12.00 в помещении информационного агентства "Интерфакс" (1-я Тверская-Ямская ул., д.2).
Аккредитация представителей СМИ по телефонам 250-8832 и 250-3434.
Все вопросы по деятельности Академии космонавтики просьба направлять по адресу racts@tsniimash.ru или обращаться по телефонам 513-4441, 168-0636, 513-4102.
http://www.federalspace.ru

На Байконуре идет подготовка к пилотируемому запуску "Союза-ТМА" к МКС


30.09.2004

На космодроме Байконур продолжается подготовка к запуску пилотируемого корабля "Союза-ТМА" к МКС, сообщил РИА "Новости" официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко.
"Специалисты байконурского филиала и головного предприятия самарского "ЦСКБ-Прогресс" выполнили сборку первой и второй ступени ракеты-носителя "Союз-ФГ". Проводена сборка схемы для проведения пневматических испытаний", - сказал он.
Запуск десятой экспедиции на МКС по техническим причинам переносился уже дважды - с 9 на 11 октября, а 28 сентября Роскосмос объявил, что старт снова перенесен - на этот раз на неопределенное время.
Новая дата старта станет известна 1 октября, после заседания совместной технической комиссии. При этом, как стало известно РИА "Новости", наиболее вероятная дата старта - 14 октября 2004 года.
http://www.rian.ru

"Союз ТМА-5" соберут из "Прогресса"


30.09.2004

При устранении неисправностей космического корабля "Союз ТМА-5", который должен доставить на МКС экипаж десятой экспедиции, будут использованы детали от грузового корабля "Прогресс М-51", сообщает газета "Коммерсантъ".
Как уже писала "Лента.Ру", во вторник планировавшийся на 11 октября запуск "Союза" был отложен на несколько дней из-за обнаруженной неисправности в двигательной установке спускаемого аппарата.
Неисправное оборудование демонтируется и будет заменено на аналогичное, снятое со стоящего на сборке в РКК "Энергия" грузового корабля "Прогресс М-51", который в конце декабря должен доставить на МКС жизненно необходимые запасы кислорода.
В настоящее время запуск "Союза" планируется назначить на 14 октября, однако точная дата старта будет определена коллегией Федерального космического агентства в пятницу.
Это уже второй перенос старта, первоначально планировавшегося на 9 октября: две недели назад отказ возник в системе стыковки космического корабля. Тогда неисправную аппаратуру также заменили на снятую с "Прогресса".
http://novosti.online.ru

Россия терпит катастрофу с МКС


30.09.2004

В начале октября к Международной космической станции отправится очередной, 10-й по счету экипаж в составе россиян Салижана Шарипова и Юрия Шаргина и американца Лероя Чиао. Продолжительность полета Шарипова и Чиао составит 180 суток, Шаргин вернется на землю через неделю. Полет будет выполнен на российском космическом корабле "Союз-ТМ А", который после катастрофы "Колумбии" остается единственным средством доставки людей на МКС.
После трагической гибели американского космического челнока у экспертов накопилось много неприятных вопросов о судьбе пилотируемой космонавтики, которая является побочным продуктом развития военной космонавтики времен "холодной войны". Ведь легендарная ракета Р-7, на которой взлетел и первый спутник, и первый человек, предназначалась прежде всего для доставки ядерного оружия. Первые орбитальные станции "Салют" были спроектированы на базе военных наблюдательных станций "Алмаз"; именно для их доставки на орбиту была создана мощная двухступенчатая ракета "Протон", которая до сих пор находится в строю.
Военная космонавтика и сегодня доминирует в сдерживании развязывания войны и применения ядерных сил. Космические средства защиты повышают эффективность действия вооруженных сил в 1,5-2 раза и во столько же уменьшают расходы на оборону. Без их использования невозможно решить такие задачи, как предупреждение о ракетном нападении, связь и управление стратегическими ядерными силами. Пилотируемая же космонавтика с самого начала служила прежде всего пропагандистским целям, основой которых в СССР стало желание утереть нос американцам и доказать всему миру преимущества социалистического строя. Поначалу это удавалось, но безудержная космическая гонка привела к тому, что победу в ней одержали более богатые и практичные американцы. Это стало ясным после их высадки на Луну и создания космического корабля многоразового действия "Спейс Шаттл". Поняв, что американцев не догнать в освоении Луны и дальних планет, СССР решил вложить все свои средства в пилотируемую космонавтику и эксперименты на орбитальных станциях, последней из которых стал "Мир".
Сегодня Россия занимает на МКС доминирующее положение, поскольку без наших "Прогрессов" и "Союзов" существование станции невозможно. Однако это выгодное с точки зрения престижа положение невыгодно нам с экономической точки зрения. Основное финансирование работ, производимых Роскосмосом, ведется за счет внебюджетных средств. На большинстве предприятий ведомства госзаказ не превышает 5-15%, и лишь на РКК "Энергия" он составляет 30% от общей суммы финансовых поступлений. В начале прошлого года было полностью остановлено производство на одном из крупных предприятий ракетно-космического комплекса России - Воронежском механическом заводе, из-за отсутствия заказов на ракеты "Протон" и "Союз". Сотни специалистов и рабочих были вынуждены искать работу на других предприятиях города.
Что же касается МКС, то многие российские сегменты станции построены на деньги американцев, и ее дальнейшая судьба также зависит от них. Однако США решили изменить свои приоритеты в сторону развития национальной военной космической программы и скорректировать расходы по МКС. В частности, НАСА отказалось от создания корабля-спасателя, который был рассчитан на 7 человек, а также строительства жилого модуля своего сегмента. По плану НАСА, на МКС в течение ближайших 3-4 лет будет присутствовать не более трех человек в составе экипажа длительной экспедиции. Это не устраивает российскую сторону, поскольку в меморандуме, принятом в начале реализации проекта строительства МКС, оговаривалось, что только у России будет постоянное присутствие трех космонавтов; национальные космические агентства Европы, Японии и Канады также рассчитывали на постоянное присутствие своих астронавтов на борту станции и реализацию научных программ.
Россия предложила использовать на МКС новый модуль "Пирс", к которому будет можно пристыковать как минимум два пилотируемых корабля, что позволит иметь на станции экипаж из шести человек. Однако пока одобрения со стороны НАСА это предложение не получило, а следовательно, и средств для него выделено не будет.
Каждый полет астронавтов Европейского космического агентства "в третьем кресле" "Союза-ТМ А" дает России дополнительно около $12 млн, каждый турист - около $20 миллионов. Эти средства идут на поддержание программы строительства российских космических кораблей для полетов на МКС. Однако эти деньги - мертвому припарка. Каждый запуск "Союза" стоит России несколько десятков миллионов долларов. До конца года будет запущено 5 или 6 таких носителей, на круглую сумму порядка $150-210 миллионов. В конце года к ним предстоит прибавить $115 млн за аренду Байконура. Если же учесть еще и те средства, которые нужно заплатить Казахстану и ряду российских регионов за испорченную экологию земель, на которые падают отработанные ступени ракет с остатками ядовитого гептила, то поневоле начнешь задумываться, а надо ли нам это. Однако этим затраты на космическую деятельность не ограничиваются. Например, зачем содержать целый Звездный городок, огромный Центр управления полетами в Королеве для наблюдения за двумя космонавтами, которые не знают, чем себя занять на орбите? На все на это необходимы огромные средства, а бюджет Роскосмоса в 2005 г. составит всего $800 млн, причем отдельной статьи по финансированию МКС в нем нет, так что средства придется отнимать у других космических программ, не менее важных для нашей страны, или брать взаймы у США.
Но последнее маловероятно. НАСА утвердило план дальнейшей эксплуатации Международной космической станции, согласно которому будет сокращено количество экспедиций, а также число научных экспериментов, проводимых на борту. Взамен агентство намерено уделять больше внимания автоматическим запускам исследовательских спутников, разработанных странами-партнерами. Эти меры позволят США к 2010 г. полностью отказаться от использования шаттлов, а в 2015 г. американцы планируют начать подготовку к пилотируемым полетам на Луну.
Это означает, что достроенная лишь наполовину Международная космическая станция никогда не будет существовать в том виде, в каком предполагалось изначально. Таким образом, МКС станет космической обузой для нашей страны, как своя ноша, которую тяжело нести, но жалко бросить. Зачем тогда, спрашивается, мы утопили "Мир", остаточная стоимость которого составила порядка $2,5 млрд и на котором еще можно было летать? Ответа нет. Народ безмолвствует.
Что же делать в этом случае? Бросить все космические исследования? Нет. Надо развивать непилотируемую космонавтику, которая приносит прямую выгоду. Это запуск спутников связи, зондов для поиска нефти и других полезных ископаемых, теле-, радио-, а также метеорологических космических аппаратов.
Космос только тогда начнет служить людям, когда в нем будут решаться глобальные проблемы, в частности, создание устройств для передачи энергии Солнца на нашу планету. А поддерживать космический престиж ради престижа и иметь миллионы людей, живущих за чертой бедности, - это подло.
http://www.utro.ru

Государство заботится о космосе на словах

30.09.2004

Несмотря на громкие заявления ряда российских чиновников о необходимости возрождения отечественной ракетно-космической отрасли, ситуация с ее финансированием существенно не меняется.
Увеличение расходов на оборону в российском бюджете на следующий год никак не отразится на финансовом состоянии НПО "Энергомаш" - одного из ведущих мировых производителей ракетных двигателей. Такое заявление сделал вчера генеральный директор и генеральный конструктор НПО "Энергомаш" Борис Каторгин. Похоже, что, несмотря на громкие заявления различных высокопоставленных чиновников о необходимости возрождения российской ракетно-космической отрасли, ситуация на большинстве предприятий остается прежней - самую значительную долю финансовых поступлений обеспечивают зарубежные контракты и "гражданская" составляющая производства. Для НПО "Энергомаш" такой "кормушкой" является подписанный в 1997 г. контракт с американской корпорацией Lockheed Martin на поставку в течение десяти лет 101 двигателя РД-180 для ракет-носителей Atlas-3 и Atlas-5. Общая сумма сделки составляет более 1 млрд долл. По сравнению с этими объемами помощь государства, которое, к примеру, в прошлом году с большой помпой выделило "Энергомашу" 16 млн руб. для закупки высокоточных станков, выглядит насмешкой. Поэтому неудивительно, что работы по большей части перспективных проектов, таких как программа "Волга" (создание многоразового кислородно-метанового ракетного двигателя), строительство нового ракетного двигателя РД-191 (предназначен для установки на семействе новых ракет-носителей "Ангара"), движутся, по словам г-на Каторгина, "не удовлетворяющими нас темпами".
НПО "Энергомаш" - ведущее российское предприятие по разработке мощных жидкостных ракетных двигателей. Российские объекты, от первого искусственного спутника Земли, первого космического корабля с человеком на борту до орбитальной станции "Мир", сверхмощной ракеты "Энергия" с космическим кораблем "Буран" и элементов Международной космической станции, оснащены двигателями НПО "Энергомаш". В частности, на российском и зарубежном рынках "Энергомаш" известен как разработчик и изготовитель двигателей для ракет-носителей "Союз", "Протон", "Зенит", "Циклон", "Космос", а также для американских носителей Atlas-3 и Atlas-5. Долгие годы "Энергомаш" работал с надежным заказчиком - Министерством обороны. Но в начале 90-х государство прекратило финансирование и оставило предприятие с неоплаченными заказами и огромными долгами. По рассказам сотрудников НПО, "свет в конце туннеля" забрезжил было перед вторым сроком президентства Бориса Ельцина. В 1996 г., накануне своих перевыборов, первый российский президент посетил предприятие, пообещав ему разнообразные налоговые льготы и послабления, покрытие долгов и прочие блага. До сих пор в выставочном центре "Энергомаша" висит большая фотография Бориса Ельцина, а также подробный фотоотчет о той единственной поездке российского лидера на предприятие. Правда, особенно порадоваться подарку работники НПО не успели - вскоре после удачных выборов Ельцин отменил все обещанные льготы. Единственное, что осталось от "подарков" президента, - это данная предприятию возможность продавать свою продукцию за рубеж.
Именно масштабный контракт с США на поставку двигателей РД-180 и стал в итоге одним из тех "спасательных кругов", которые помогли предприятию выжить. Сейчас, по словам Бориса Каторгина, поставлено уже 23 таких двигателя, 8 из которых установлены на ракеты-носители, и поставка еще 50 двигателей уже оплачена "Энергомашу". Что касается расширения международного сотрудничества, то, по словам Бориса Каторгина, НПО хочет "расширять свой потенциал на международной арене", но дальше переговоров дело пока не заходит. Правда, в числе партнеров "Энергомаша" в будущем может оказаться Южная Корея - напомним, что недавно в рамках встречи российского президента с корейским лидером Но Му Хеном было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в области космоса, что, по словам г-на Каторгина, "дает зеленый свет" для возможных будущих контрактов. Дело в том, что Южная Корея хочет создать собственную систему космического запуска, в чем ей может помочь Россия в лице НПЦ им. Хруничева и НПО "Энергомаш" (предполагается, что для этого будет построен космодром в Корее, а также осуществлен запуск российско-корейского космического экипажа). Предполагаемый доход российской стороны оценивается в 200 млн долл.
Помимо работы по "американскому" контракту в этом году, по словам Бориса Каторгина, "Энергомаш" провел сертификацию модернизированного двигателя для ракеты-носителя "Зенит" РД-171М - три таких двигателя были поставлены на Украину на ПО "Южмаш" (где собираются ракеты "Зенит"). Кроме того, после некоторого затишья НПО намерено возобновить работы по двигателю для семейства новых ракет-носителей "Ангара" - РД-191. На данный момент изготовлено уже три таких двигателя и проведено одиннадцать испытаний общей продолжительностью около 670 секунд. "Уже в октябре мы проведем ряд совещаний по этому вопросу", - сказал Борис Каторгин, признав, однако, что никаких существенных изменений в финансировании данного проекта не произошло. Еще одна перспективная разработка "Энергомаша" - принципиально новый ракетный двигатель РД-704, работающий на трех компонентах топлива и позволяющий повысить эффективность ракет-носителей. "Принципиальное отличие этого двигателя в том, что он будет работать на трех компонентах топлива - к традиционному сочетанию керосина и кислорода будет также добавлен водород", говорит Борис Каторгин. Проблема данного двигателя заключается в том, что "под него" до сих пор нет ракеты-носителя. Предшественник данного двигателя - трехкомпонентный криогенный двигатель РД-701 был разработан в НПО "Энергомаш" для многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС). Работы дошли до стадии испытания элементов и маломасштабных моделей камеры сгорания. Судьба МАКС довольно грустна - проект не получил государственной поддержки, несмотря на все попытки, предпринимаемые организацией-разработчиком. Впрочем, по мнению г-на Каторгина, трехкомпонентные двигатели будут широко использоваться в космической технике будущего. "Это перспективная разработка, которая понадобится в будущем. Та страна, которая сможет наиболее активно использовать этот принцип, будет двигаться вперед в области освоения космоса", - сказал он. Судя по нынешнему уровню активности нашего государства, вряд ли она станет "той самой" страной.
Еще одна тема, которой коснулся в своем выступлении Борис Каторгин, - создание интегрированной структуры на базе НПО "Энергомаш". Напомним, что в июле этого года в Федеральном космическом агентстве (ФКА) состоялось очередное координационное совещание по этому вопросу. Идея интеграции предприятий, специализирующихся на ракетно-космическом двигателестроении, бродит в недрах ФКА уже давно. Цели данного мероприятия, как всегда, исключительно благие - как говорится в отчете совещания, объединение необходимо для "сохранения научно-технического потенциала РФ", "повышения конкурентоспособности ее продукции" и т. д. Для этого предполагается под эгидой "Энергомаша" объединить КБ "Химавтоматика", КБ "Воронежский механический завод" (ВМЗ), Усть-Катавский вагоностроительный завод, КБ "Факел", а также КБ "Химмаш" имени Исаева и ряд других предприятий. Впрочем, по мнению Бориса Каторгина, создание такой корпорации - задача очень сложная, так как вышеперечисленные предприятия ранее никогда не работали над совместными проектами, не ставили общих целей и задач. "В октябре действительно было проведено совещание по этому вопросу, однако до каких-то конкретных действий пока дело не дошло, - говорит г?н Каторгин. - Вообще, увидеть положительное зерно в этом объединении довольно трудно". В отчете о совещании пункт о дальнейших действиях по созданию холдинга прописан очень туманно. "Очередным этапом работы станет подготовка проекта указа президента", - говорится в нем. По мнению же Бориса Каторгина, прежде чем говорить о создании холдинга, необходимо решить вопрос о преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Причем даже после акционирования госпредприятий на создание холдинга уйдет как минимум полгода, считает он.
http://www.rbcdaily.ru

Намерение ЕКА построить новый космический корабль не рассматривается Россией с точки зрения конкуренции - Фрадков


30.09.2004

Намерение Европейского космического Агентства (ЕКА) построить новый космический транспортный корабль не рассматривается Россией с точки зрения конкурентной борьбы в этом сигменте. Такое мнение высказал журналистам в ходе рабочего визита в Нидерланды премьер-министр РФ Михаил Фрадков.
"Мы считаемся одним из лидеров космической отрасли, включаемся в современные проекты, кооперируемся с зарубежными партнерами. Наоборот, то, что разрабатывают европейские партнеры является прибавкой к нашим знаниям", - заявил Михиаил Фрадков после посещения центра ЕКА недалеко от Гааги.
http://www.rian.ru

 


Источник используемых материалов - сайт www.spacenews.ru