Новости

Новости за 2005г.

Новости за 2004г.

Новости за 2003г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

Новости за 2002г..

Новости за 2001г.

Новости за 2000г.

   

Февраль 2003

Экипаж МКС напоследок активно занимается научными экспериментами

Сейчас на МКС находится шестой долговременный экипаж в составе Кена Бауэрсокса, Николая Бударина и Дональда Петтита. Судя по всему на станции они пробудут как минимум до начала мая. И им на смену прилетят уже только два человека - Юрий Маленченко и Эдвард Лу.
Такое решение было принято в связи с катастрофой "шаттла" Columbia и запретом на запуски всех остальных "шаттлов" до выяснения причин этой аварии. Понятно, что планы дальнейшего строительства станции замораживаются до начала полетов "шаттлов". А экипаж пришлось сократить, чтобы сэкономить на грузах, для доставки которых на станцию остались только российские корабли "Прогресс" и "Союз", грузоподъемность которых намного меньше, чем у "шаттлов".
Очевидно, что следующий экипаж будет занят в основном поддержанием станции в работоспособном состоянии, и времени на научные эксперименты у них будет гораздо меньше или не будет совсем.
Так что нынешний экипаж можно считать последним "полноценным" экипажем МКС. Эта троица сейчас активно занимается научными экспериментами по программе своей экспедиции. В основном это эксперименты по физике и физиологии. Новое оборудование и материалы для этих экспериментов доставил на МКС грузовой корабль "Прогресс", прилетевший 4 февраля.
В частности "Прогресс" доставил на станцию запчасти для вышедшей из строя герметичной камеры с перчатками Microgravity Science Glovebox (MSG), предназначенной для проведения в условиях невесомости экспериментов с жидкостями, горящими и испаряющимися веществами. Из-за ее поломки были отложены многие эксперименты, и сейчас Дональд Петтит пытается наверстать упущенное.
Ну а исследования по физиологии не прекращались на борту МКС никогда. Для этого в лабораторном модуле Destiny установлено несколько приборов для измерения параметров работы различных органов астронавтов, в том числе состояния их мышц и костей. Кроме того, экипаж станции снимает показания с радиационных мониторов и фотографирует поверхность Земли.
текст: Е. Волынкина
(по материалам NASA)

26.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

NASA опубликовало требования к кораблю-спасателю для МКС

Сбылись чаяния американских аэрокосмических компаний, которые надеются получить контракт на разработку космического корабля, предназначенного для доставки экипажа на МКС и спуска астронавтов оттуда.
Пока этот корабль называется орбитальным космопланом (Orbital Space Plane). NASA опубликовало список предварительных требований, которым он должен удовлетворять, и на этот документ должны будут опираться в своих проектах разработчики.
Во-первых, новый космоплан должен быть запущен в эксплуатацию не позднее 2010 г. и прослужить он должен как минимум до 2020 г. Его вместимость должна быть не меньше четырех человек. Внутри него должны быть созданы все условия для безопасного возвращения на Землю не только здоровых, но и заболевших или раненных астронавтов. Кроме того, этот корабль должен уметь в случае аварийной ситуации быстро отчаливать от МКС.
По сравнению с "шаттлами" новый космоплан должен требовать меньше времени для подготовки к полету, а на орбите он должен быть более маневренным.
Что касается безопасности, то, как записано в требованиях, риск потери экипажа должен быть ниже, чем у российского корабля "Союз", который сейчас используется в качестве корабля-спасателя, ну и, конечно же, надежнее "шаттла". В цифрах эта надежность выражена следующим образом: минимально допустимый порог надежности - 95%, а желаемый - 99%.
текст: Е. Волынкина
(по материалам SpaceRef)

20.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Экипаж МКС готов остаться на орбите хоть на год, если потребуется

Нынешний шестой по счету экипаж МКС в составе Кена Бауэрсокса (Ken Bowersox), Николая Бударина и Дона Петтита (Don Pettit) сейчас занимается разгрузкой корабля "Прогресс", доставившего на станцию очередную порцию грузов. На днях с помощью двигателей "Прогресса" был проведен подъем орбиты МКС приблизительно на 10 км, и теперь ее параметры составляют 385 на 409 км.
На этой неделе состоялась первая после катастрофы "шаттла" Columbia пресс-конференция экипажа МКС. Во время этой пресс-конференции Кен Бауэрсокс в частности сказал, что после этой катастрофы американский ЦУП сократил им рабочую программу, чтобы у экипажа было время пообщаться со своими семьями и получить необходимую эмоциональную поддержку.
Уже ясно, что нынешнему экипажу придется задержаться на орбите. Раньше предполагалось, что их смена прилетит на "шаттле" Atlantis в первых числах марта, но после катастрофы "шаттла" Columbia все запуски были отложены на неопределенное время. Следующий экипаж может прилететь на МКС пока только на корабле "Союз", но когда это произойдет, пока неизвестно.
Нынешний экипаж станции прекрасно понимает возникшие проблемы, но считает, что исследования космоса нужно продолжать и уже сообщил в ЦУП о своей готовности остаться работать на орбите на год и даже дольше, если это потребуется. Причем, как было сказано Кеном Бауэрсоксом, они будут рассматривать эти "сверхурочные" как награду, а не как неизбежные тяготы труда астронавта.
Экипаж МКС уже в курсе, что, скорее всего, им на смену прилетят только два человека. Нынешние обитатели станции уверены, что оставлять МКС без присмотра нельзя и что даже в усеченном составе будущий экипаж сможет выкроить время для проведения научных исследований (во всяком случае, для исследований влияния на организм человека длительного воздействия невесомости время всегда найдется).
Е. Волынкина
(по материалам SpaceRef)

13.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Состав экспедиций на МКС сократили до двух человек

До возобновления полетов американских шаттлов экипажи основных экспедиций на Международную космическую станцию будут состоять из двух человек. Об этом заявил в среду "Интерфаксу" представитель Росавиакосмоса.
Ранее экспедиции на МКС состояли, как правило, из трех человек. "В данной ситуации, с экономической стороны, наиболее целесообразен состав экипажа из двух человек", - отметили в Росавиакосмосе.
Состав седьмой экспедиции на МКС пока не определен, однако уже принято официальное решение, что экипаж полетит на российском корабле "Союз".
"Необходимо подобрать подготовленных и опытных людей. Американская сторона предложит несколько своих кандидатур, российская - своих, из которых можно будет сделать выбор. В любом случае, в состав экспедиции должен войти один астронавт NASA и один российский космонавт", - сказал представитель Росавиакосмоса.
Напомним, что полеты американских космических кораблей многоразового использования были прекращены в связи с катастрофой шаттла Columbia, произошедшей 1 февраля 2002 года.
Шестая постоянная экспедиция, в которую входят американцы Кеннет Бауэрсокс (Ken Bowersox), Дональд Петтит (Donald Pettit) и российский космонавт Николай Бударин, работает на МКС с 3 декабря 2002 года.

13.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Судьба МКС в руках российских космонавтов

В ближайший год обеспечение работы Международной космической станции будет зависеть от России. Такое мнение высказали в понедельник в Российском авиакосмическом агентстве.
"Несмотря на то, что официально НАСА не определило срок отсрочки полетов своих оставшихся трех кораблей-шаттлов "Атлантис", "Индевор" и "Дискавери", вполне вероятно, что они останутся на земле в течение года и вся тяжесть обеспечения работы Международной космической станции ляжет на плечи России", - рассказали РИА "Новости" в Росавиакосмосе.
Между тем, источник не исключил, что полеты шаттлов могут быть возобновлены и раньше прогнозируемых сроков. Однако, это произойдет лишь в том случае, если подтвердится версия гибели "Колумбии" из-за коррозии левого крыла.
"Если дело в ней, то полеты других шаттлов можно разрешить, так как их корпус изготовлен из некоррозийных сплавов", - отметил источник.
Он напомнил, что коррозия крыла "Колумбии" была замечена еще в 1983 году и заставил НАСА перейти на новые сплавы при изготовлении других шаттлов. Коррозия на "Колумбии" была обнаружена и в 1999 году при капитальном ремонте корабля.
Вместе с тем, источник в Росавиакосмосе подчеркнул, что все версии катастрофы требуют изучения и, "похоже, быстрых результатов в расследовании не получить".

12.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Следующий американец полетит на МКС на российском "Союзе"

Следующая экспедиция к МКС с участием американского астронавта будет отправлена на российском корабле "Союз".
Как заявил на пресс-конференции в Москве директор пилотируемых программ NASA в России Джеймс Ньюмен, агентство уже начало серию консультаций с Росавиакосмосом о включении в состав российского экипажа американского космонавта.
Как сообщает "Интерфакс", во время пресс-конференции Джеймс Ньюмен заявил также, что хотя МКС может работать в беспилотном режиме, присутствие человека на борту крайне желательно.
Напомним, что после катастрофы шаттла Columbia были приостановлены полеты всех американских пилотируемых кораблей. На прошлой неделе российский "Прогресс" доставил на МКС очередную партию грузов, а во вторник с его помощью космическая станция будет выведена на новую орбиту.
Кроме того, в понедельник же информационные агентства сообщили, что руководство NASA обратилось к Росавиакосмосу с просьбой обеспечить в этом году дополнительный запуск грузового корабля "Прогресс" к Международной космической станции и даже готово профинансировать его. Чуть позже представитель Росавиакосмоса заявил, что пока конкретных просьб со стооны NASA не поступало, но переговоры на эту тему уже ведутся.

11.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

"Прогресс" толкнет МКС на новую орбиту

Российский транспортный корабль "Прогресс" изменит орбиту Международной космической станции. Эта операция начнется во в 14:34 по московскому времени, передает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу Центра управления полетами.
Двигатели "Прогресса" поднимут орбиту МКС на 10 километров. Ранее предполагалось, что этот маневр совершит американский шаттл, старт которого к станции был намечен на начало марта. Однако после гибели шаттла Columbia всех полеты кораблей этого класса были отменены.
Напомним, что "Прогресс" пристыковался к МКС 4 февраля. Он доставил на станцию более 2,5 тонн грузов. Сейчас орбита МКС поддерживается на высоте порядка 400 километров от Земли.

10.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Руководство МКС обсуждает возможные варианты существования станции

Руководители проекта МКС после катастрофы "шаттла" Columbia вынуждено кардинально пересмотреть ближайшие планы работ на станции. Пока запуски "шаттлов" отменены до выяснения причин гибели Columbia, и когда они начнутся, пока неизвестно. Поэтому пока замораживаются все работы по дальнейшему строительству МКС. Но это еще полбеды. В конце концов, станция и в нынешнем своем состоянии вполне работоспособна, и в ней можно вести научно-исследовательские работы. Теперь встал ребром вопрос о смене экипажей и доставке грузов для обитателей станции.
В начале марта нынешний шестой долговременный экипаж станции должен был забрать "шаттл" Atlantis. Понятно, что в указанные сроки этот полет не состоится. Для возвращения на Землю на МКС имеется корабль "Союз". Эти корабли, имеющие полугодичный гарантийный срок работы в космосе, периодически меняют. Такой рейс должен был состояться в конце апреля этого года, и на нем с недельным визитом на МКС должны были прилететь Геннадий Падалка, испанский астронавт Педро Дюк (Pedro Duque) и кто-то третий (возможно, очередной турист).
С туристами Росавиакосмос решил пока повременить и с кратковременными визитами на МКС тоже. Уже почти решено, хотя официально никаких заявлений пока не сделано, что менять шестой экипаж седьмым будут посредством "Союза". Пока под вопросом и численность седьмого экипажа. Возможно, она будет сокращена до двух человек, чтобы сэкономить продукты, воду и кислород.
Нынешний шестой экипаж МКС - Кеннет Бауэрсокс (Kenneth Bowersox), Николай Бударин и Дональд Петтит (Donald Pettit), вообще-то, не собирались возвращаться на Землю на корабле "Союз", хотя соответствующую подготовку в Звездном городке они проходили. Поэтому им придется хотя бы немного потренироваться. Продуктов, воды и прочего им, в крайнем случае, хватит до конца июня.
Седьмой экипаж, в составе которого числились Юрий Маленченко, Александр Калери и американец Эдвард Лу, тоже не планировал лететь на МКС на "Союзе". К тому же они собирались заниматься научными исследованиями и достройкой станции. Строить в ближайшее время ничего не надо будет, поэтому планы придется перекраивать. Если же экипаж сократят до двух человек, то одного из наших, скорее всего, Александра Калери, вычеркнут. Ну а Европейское космическое агентство может надолго забыть о планах отправки на МКС своего "долговременного" астронавта.
текст: Е. Волынкина
(по материалам Spaceflight Now)

10.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Росавиакосмос: Россия и США еще не договорились о судьбе МКС

В Росавиакосмосе опровергли сообщения о достижении договоренностей с NASA в вопросе дальнейшего обслуживания МКС. Пресс-секретарь Росавиакосмоса Сергей Горбунов подтвердил, что в Вашингтоне идут консультации по этому поводу, но указал, что о якобы достигнутом соглашении, по которому обслуживать МКС пока будут только "Союзы" и "Прогрессы", число которых будет увеличено за счет дополнительного финансирования со стороны США, в Росавиакосмосе ничего неизвестно.

07.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

МКС может остаться необитаемой

В связи с катастрофой шаттла "Колумбия" на Россию ляжет большая нагрузка по обеспечению деятельности МКС. Такое мнение высказал заместитель генерального директора РКК "Энергия", директор российской части программы МКС Валерий Рюмин.
"Нам для продолжения экспулатации МКС, для бесперебойной отправки экипажей и их деятельности на борту МКС надо иметь в год где-то 6 грузовых кораблей "Прогресс" и 2-3 пилотируемых корабля "Союз",- сказал Рюмин в интервью "Российской газете" в номере за вторник.
Отвечая на вопрос, готова ли Россия к этому, Рюмин отметил: "Если будут деньги, то технически мы ко всему готовы, в том числе и производить необходимое количество кораблей". Однако сейчас "пока запускаем в год не более двух "Союзов-ТМА" и трех "Прогрессов". Это все, чем мы реально располагаем",- сказал заместитель гендиректора РКК "Энергия".
Рюмин предположил, что США могут полностью заморозить программу полетов "шаттлов" на МКС на полтора-два года. При этом он не исключил, что "перерыв в полетах может быть и меньше, если станет понятно, что причина катастрофы носит случайный характер и быстро поправима". Рюмин напомнил, что после гибели астронавтов "Челленджера" в 1986 году американцы прервали пилотируемые полеты на 32 месяца.
Заместитель гендиректора РКК "Энергия" допускает возможность, что станция на какое-то время останется необитаемой, хотя называет этот вариант самым нежелательным. "Станция проектировалась с учетом постоянного присуствия там экипажа. Конечно, она в состоянии летать и без космонавтов, но это крайне нежелательно",- заявил он.
При этом Рюмин отметил, что существуют разные варианты развития событий и все они будут тщательно обсуждаться. Он сообщил, что в апреле с Байконура стартует корабль "Союз" с новым экипажем, который сменит 6-ю основную экспедицию, работающую сейчас, сообщает РИА "Новости".
По данным "Российской газеты", американские "челноки" доставляли на МКС 80% пассажиров и 90% грузов.

05.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Грузовой корабль "Прогресс" успешно состыковался с МКС

Вчера 4 февраля в 17:50 по московскому времени, грузовой корабль "Прогресс М-47" успешно состыковался с Международной космической станцией. Стыковка прошла в автоматическом режиме, и сейчас "Прогресс" находится у кормового стыковочного отсека модуля "Звезда".
Теперь экипажу станции - Кену Бауэрсоксу, Николаю Бударину и Дональду Петтиту - предстоит разгрузить "Прогресс". На его борту находится около 900 кг топлива, 50 кг кислорода, питьевая сода, продукты питания, одежда для экипажа, средства гигиены, оборудование и материалы для бортовых систем станции, средства для технического обслуживания и ремонта, видео- и фотоаппаратура, посылки для экипажа, аппаратура и материалы для проведения научных экспериментов, в том числе для тех, которые будут выполняться в интересах Европейского и Японского космических агентств.
Доставленных запасов воды, продовольствия, кислорода и прочих необходимых для жизни вещей экипажу должно хватить на три месяца. Изначально предполагалось, что новый экипаж доставит на станцию "шаттл" Atlantis. Однако после катастрофы "шаттла" Columbia все запуски "шаттлов" до выяснения ее причин были отменены. Пока никакого официального решения о дальнейшей эксплуатации МКС не принято, но, скорее всего, нынешнему экипажу станции придется задержаться на орбите. Имеющихся на МКС ресурсов должно хватить до конца июня, и экипаж уже выразил готовность поработать на станции, сколько потребуется.
(по материалам пресс-релиза РКК "Энергия")

05.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )

Jules Verne - европейский грузовик для полетов на МКС

Европейское космическое агентство объявило том, что изготовлено уже около 90% оборудования для первого европейского автоматического транспортного космического корабля Jules Verne, который, как предполагается, сможет отправиться к Международной космической станции (МКС) в сентябре 2004 г.
Всего таких кораблей планируется изготовить 8 штук. Комплектующие и оборудование для первого из них собирались и тестировались в 10 европейских странах, в том числе и в России, где в РКК "Энергия" были изготовлены стыковочный узел и система заправки топливом, а также электроника для них.
Корабль Jules Verne назван в честь знаменитого писателя-фантаста Жюля Верна. Он сможет доставлять на МКС около 7,5 тонн разных грузов (оборудование, топливо, продукты питания, вода, воздух и пр.). Кроме того, на нем можно будет удалять со станции мусор, а с помощью его двигателей можно будет поднимать орбиту станции, которая постоянно снижается за счет трения о верхние слои атмосферы. На орбиту корабль Jules Verne сможет поднимать любая из моделей ракеты Ariane 5. Предполагается, что к моменту первого запуска Jules Verne специалисты разберутся с причинами недавней аварии новой модификации ракеты Ariane 5 и из-за этого старт откладываться не будет.
По плану строительства МКС в период с 2004 по 2013 гг. на станцию должны будут слетать 8 кораблей Jules Verne. Правда, после недавней катастрофы с "шаттлом" Columbia все эти планы будут, скорее всего, пересмотрены.
текст: Е. Волынкина
(по материалам SpaceRef)

04.02.03 (источник: Россия-Он-Лайн )