Декабрь 2004

Ученые разработали атмосферу для поселений на Луне и Марсе

01.12.2004

Российские ученые создали искусственную атмосферу для будущих поселений на Луне и Марсе.
Как рассказал сегодня корр. ИТАР-ТАСС заведующий отделом барофизиологии и водолазной медицины Института медико-биологических проблем /ИМБП/ РАН, профессор Борис Павлов, "специалисты ИМБП разработали специальную кислородно-аргонную смесь, позволяющую создать внутри замкнутого помещения пожаробезопасную среду". "При создании баз на Луне и Марсе эту смесь можно будет использовать в домах колонистов", - добавил он.
Апробировать кислородно-гелиевые и кислородно-аргоновые смеси на добровольцах планируется в ходе эксперимента по подготовке полета на Марс "500 дней", который начнется в ИМБП в 2006 году.
Как сообщил недавно во время поездки в США замруководителя Роскосмоса Николай Моисеев, в России продолжаются перспективные исследования в целях освоения Солнечной системы. По его словам, "не исключено, что в 2020-2025 гг будет поставлена цель создания лунной базы, а ближе к середине нынешнего века такая база может появиться и на Марсе".

Американцы будут греться лунным газом?

01.12.2004

Потенциальный источник топлива для землян - газ гелий-3, широко распространенный на поверхности Луны, заявили ученые Института планетарных геонаук США (US Planetary Geosciences Institute).
По их мнению гелий-3 может быть альтернативой ископаемым источникам энергии, запасы которых на Земле истощаются с каждым годом. Образцы минералов с Луны показали наличие больших количеств этого газа. Для получения одной тонны гелия на нужно переработать около 200 млн. тонн лунного грунта. Для сравнения - из такого количества земного грунта получится только 10 кг гелия.
Соединение гелия-3 с дейтерием (изотопом водорода) сопровождается выделением огромного количества энергии. Данная реакция может быть использована для управляемого термоядерного синтеза. Оба исходных продукта положительно заряжены и, соответственно, могут быть использованы для производства электроэнергии, превращаясь после охлаждения плазмы в экологически чистые обычные гелий и водород. Энергоотдача в этой реакции равна 18.4 МэВ. "Всего лишь 25 тонн гелия-3, привезенного с Луны на шатле можно использовать для обеспечения США энергией в течении целого года", - утверждает Лоренс Тейлор (Lawrence Taylor), директор департамента Института планетарных геонаук США.
В настоящее время гелий используется в лазерах, криогенной технике, для создания инертной среды при плавке, резке и сварке металлов, в газовой хроматографии, в медицине, в светотехнике и т.д., сообщил Нtnext.

РКК "Энергия" представила макет космического корабля

01.12.2004

Руководство РКК "Энергия" впервые представило журналистам конструкторско-компоновочный макет многоразового космического корабля "Клипер", идущего на смену сегодняшним "Союзам".
Макет, выполненный в натуральную величину, представляет собой полую капсулу, разделенную на шестиместную кабину, двигательный и бытовой отсеки.
"Если были бы средства к 2010, максимум - 2012 году, мы могли бы уже сделать первый запуск нового космического корабля", - сообщил журналистам заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", отвечающий за проект "Клипер", Валерий Рюмин.
По его словам, "Клипер" - это корабль будущего. Своими размерами и массой он значительно превосходит нынешний "Союз". Максимальная длина космического корабля - около 10 метров, диаметр - около 3,5 метра, стартовая масса - 14,5 тонны, то есть в два раза больше, чем у "Союза".
"Я не верю, чтобы американцы приняли участие в этом проекте. Ведь они всегда хотят быть первыми. А вот Европа вполне бы могла подключиться к реализации проекта "Клипер", - сказал Рюмин. Он добавил, что 13 января в РКК "Энергия" прибудет очередная делегация Европейского космического агентства для обсуждения возможности участия в проекте.
По словам генерального конструктора и президента РКК "Энергия" Юрия Семенова, стоимость "Клипера" будет примерно в десять раз меньше, чем у разрабатываемых в США аналогов.
По предварительным оценкам, стоимость проекта "Клипер", включая экспериментальную отработку и изготовление первого летного образца, составляет около 10 миллиардов рублей в ценах 2004 года.
Ресурс конструкции и приборов нового космического корабля рассчитан на 20-25 полетов и на десятилетний срок эксплуатации. Лобовой щит, парашюты, двигатели мягкой посадки предполагается заменять перед каждым полетом. В конструкции шестиместного космического корабля используются теплозащитные материалы, ранее разработанные для кораблей "Союз" и "Буран".
Внутренний объем герметичной кабины "Клипера" увеличен в пять раз,и поэтому значительно более комфортен по сравнению с кораблями "Союз".
Выведение "Клипера" на орбиту планируется осуществлять с помощью ракеты-носителя "Зенит". Кроме того, прорабатывается вариант выведения корабля новой ракетой "Онега", разработка которой проводится в РКК "Энергия".

Российский многоразовый корабль "Клипер" продемонстрировали общественности

01.12.2004

Российский многоразовый пилотируемый космический корабль "Клипер" сегодня впервые продемонстрировали общественности.
"Клипер" - это корабль будущего, ни у США, ни у Европы нет ничего подобного", - сказал на встрече с журналистами заместитель генерального конструктора Ракетно-космической корпорации "Энергия" Валерий Рюмин. "Мы даже несколько запоздали с его созданием, поскольку уже давно назрела необходимость заменить "Союз" - единственный корабль, который уже два года несет всю нагрузку по ротации экипажей Международной космической станции /МКС/", - добавил он.
"В "Энергии" рассматривают два варианта будущего корабля - с несущим и самолетным корпусом", - рассказал глава корпорации Юрий Семенов. "Самолетный вариант разрабатывается совместно с фирмой ОКБ "Сухой", - уточнил он.
По мнению заместителя генерального конструктора "Энергии" Николая Брюханова, возможна эксплуатация обоих вариантов конструкции. "Фюзеляж корпуса собирается по принципу конструктора "Лего", поэтому мы сможем изменять конфигурацию корабля в зависимости от поставленных задач", - сказал он.

"Энергия" - вариант удешевления лунной программы

01.12.2004

Для доставки на Луну конструкций для постройки обитаемой базы глава РКК "Энергия" предлагает восстановить на Байконуре стартовый комплекс для сверхтяжелой ракеты "Энергия".
Эту идею Юрий Семенов озвучил во вторник на встрече с журналистами ведущих российских и зарубежных СМИ в РКК "Энергия". "Глупо, имея готовую схему уже летавшей ракеты, тратить огромные средства на разработку чего-то другого", - отметил он. "Если доставлять блок для лунной программы, к примеру, на "Протоне", выйдет около 20 блоков, если с помощью "Энергии" грузоподъемностью 100 тонн - всего пять блоков", - сказал генеральный конструктор РКК "Энергия".
Отвечая на вопрос о стоимости восстановления, имеющегося на Байконуре комплекса под запуски, сверхтяжелого носителя "Энергия", на которой в свой первый и единственный полет был отправлен советский челнок "Буран", Семенов сказал: "На восстановление комплекса и воссоздание ракетоносителя потребуется примерно $10 миллиардов. Однако это значительно дешевле, чем создавать новый носитель".
Ранее глава "Роскосмоса" Анатолий Перминов сообщил, что получил официальное предложение от руководителя НАСА Шона О'Кифа принять участие в развитии национальной лунной программы.

РОССИЮ ПРИГЛАСИЛИ НА ЛУНУ

02.12.2004

Роскосмос получил от НАСА официальное приглашение участвовать в американской программе освоения Луны. Об этом РИА "Новости" и ряду индийских СМИ сообщил руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов накануне поездки в Индию в составе официальной делегации президента РФ.
"Недавно было официальное предложение главы НАСА об участии в лунной программе. Но каков будет порядок участия России, какие направления предполагается задействовать - это пока не оговаривалось", - сказал глава Роскосмоса.
По его словам, США пока не выработали четкой позиции о том, что должна представлять собой лунная программа.
"Ни объемов, ни сроков, ни порядка финансирования пока нет, кроме сообщений из СМИ о выделении на следующий год якобы 15 миллиардов долларов на космическую программу. Сколько из них пойдет на лунную программу, мне неизвестно", - отметил Перминов.
Вместе с тем, глава Федерального космического агентства уточнил, что он дал согласие на участие в данном проекте.
"Я ответил, что Роскосмос готов участвовать, только нужно уточнить в каком качестве, ведь у нас еще со времен Советского Союза есть огромные наработки в этой области", - добавил он.

НОВОЕ НА САЙТЕ РОСКОСМОСА

02.12.2004

На официальном сайте Роскосмоса (http://www.federalspace.ru) выставлена подробная информация о Федеральной космической программе России и Федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".
Пресс-служба Роскосмоса.

Российские врачи испытали новую методику для реабилитации экипажей МКС после посадки

03.12.2004

Российские космические врачи разработали и испытали новую методику реабилитации экипажей Международной космической станции /МКС/ после посадки, сообщил заведующий лабораторией физиологии дыхания ИМБП Александр Котов.
Методика позволит предотвратить у космонавтов, долгое время проработавших в невесомости, резкий отток крови от головы при попытках принять вертикальное положение, что нередко приводит к потерям сознания, пояснил он.
Новый способ сочетает штатные меры профилактики на МКС с так называемыми гипоксичными тренировками, когда у испытуемых в течение двух часов каждые 10 минут обычный воздух заменяется дыхательной смесью с пониженным содержанием кислорода. К штатным мерам профилактики относятся герметичные "брюки" "Чибис", в которых путем искусственного уменьшения давления создается отток крови от головы к нижней части тела.
Несколько тренировок в "Чибисе" перед посадкой проходят все экипажи МКС. На основе апробированной методики уже создан специальный прибор - гипоксикатор, который в будущем может быть включен в штатную профилактику на борту МКС наряду с "Чибисом".

МИТРОПОЛИТ ВОЗРАЖАЕТ ПРОТИВ ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЯ КОСМОНАВТА

03.12.2004

Митрополит Чувашский и Чебоксарский Варнава (Кедров) обратился с увещеванием к дочери покойного космонавта Андрияна Николаева Елене Майоровой, требующей через суд перезахоронить отца в столице. Её иск к правительству Чувашии, которое в июле организовало похороны третьего космонавта Земли на родине в с. Шоршелы, рассматривает Пресненский районный суд г. Москвы, сообщает Портал Кредо со ссылкой на "Благовест-инфо".
В послании, опубликованном правительственной газетой "Советская Чувашия", митрополит Варнава отмечает, что Андриян Николаев являлся не только сыном чувашского народа, но и чадом Церкви. "Я неоднократно разговаривал с покойным, и он несколько раз заявлял: "Я православный христианин", - утверждает архиерей. По его словам, именно благодаря желанию Андрияна Николаева музей космонавтики в с. Шоршелы, занимавший здание церкви св. мучеников Андриана и Наталии, был перенесён в новое здание, а в храме возобновились богослужения.
"Незадолго до своей смерти Ваш отец просил меня похоронить его по всем христианским обычаям там, откуда он вышел, то есть в родном своем селе Шоршелы, - пишет глава Чебоксарской епархии. - Согласно двухтысячелетним традициям, перезахоронение усопшего не разрешается без особых на то причин. Сейчас вся наша любовь должна выразиться в том, чтобы не решать, где и как похоронить человека, но молиться об его упокоении в Царстве Небесном".
По распоряжению президента Чувашии Николая Фёдорова память космонавта будет увековечена возведением на его могиле православной часовни. Конкурсная комиссия отобрала проект сооружения из стекла и металла, призванный сочетать идею покорения космоса и традиции православного храмостроительства. В настоящее время бюджетные организации и жители республики собирают средства на строительство часовни. Средства поступают от министерств и ведомств, районных администраций, трудовых коллективов и частных лиц.

ВРЕМЯ СТАРТОВ "ШАТТЛОВ" БОЛЬШЕ НЕ СЕКРЕТ

05.12.2004

В будущем американское аэрокосмическое управление впредь не намерено хранить в секрете практически до последнего момента точное время старта кораблей многоразового использования. Эта мера была введена после террористического нападения на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 2001 года и действовала вплоть до старта Columbia в январе 2003 года. Теперь руководство NASA считает, что необходимости в этом нет.
В связи с принятием такого решение объявлена и точная дата и время (естественно, предваарительно) старта "шаттла" по программе STS-114 - 14 мая 2005 года в 20:11 UTC (15 мая в 00:11 мск).
- А.Ж.

В ЗВЕЗДНОМ ПРОВЕРИЛИ РАБОТУ "ЕВРОПЕЙСКОЙ РУКИ" (Это не Роквисс, Ю.О.)

06.12.2004
На минувшей неделе астронавт Европейского космического агентства Андре Койперс (Andre Kuipers) провел в гидролаборатории Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке испытания робототизированной руки-манипулятора ( European Robotic Arm), предназначенной для размещения на борту Международной космической станции, когда в ее составе окажется российский лабораторный модуль. На испытания Койперс, облаченный в российский скафандр "Орлан-М", потратил три часа.
"Рука" длиной 11 м и весом 630 кг была изготовлена в 1998 году и с тех пор ожидает отправки на орбиту. Ее предполагается использовать для решения ряда задач, в том числе для размещения на внешней поверхности МКС приборов и оборудования, а также для осмотра элементов конструкции станции без выхода космонавтов в открытый космос.

В НАСА вновь рассуждают об экстренной эвакуации с борта МКС

07.12.2004

9-й и 10-й экипажи МКС потребили большее количество продовольствия и воды, чем планировалось, что вынуждает специалистов NASA вновь рассматривать возможность экстренной эвакуации космонавтов с борта станции, если очередному космическому грузовику не удастся состыковаться со станцией или его старт будет существенно задержан.
Об этом 4 декабря писала газета Florida Today.
Согласно нормативам NASA, на борту МКС должен находиться 30-дневный запас воды и продуктов. Только в этом случае пребывание космонавтов в космосе считается безопасным. Как только запасы приближаются к "критическому" уровню, в американском аэрокосмичексом агентстве сразу же подымается вопрос об экстренной эвакуации экипажа МКС на Землю.

ОПУБЛИКОВАНА ТРЕТЬЯ РЕДАКЦИЯ "ПЛАНА ВОЗВРАЩЕНИЯ К ПОЛЕТАМ"

07.12.2004

В понедельник вечером была опубликована тре6тья редакция "Плана возвращения к полетам" (NASA Return to Flight Plan), в соответствии с которым ведется подготовка к возобновлению полетов кораблей многоразового использования. В документе сделан анализ проведенной работы по выполнению рекомендаций комиссии, расследовавшей обстоятельства катастрофы "шаттла" Columbia, а также приблизительные сроки окончания работ. Основное изменение по сравнению с предыдущей редакцией плана, новая дата первого после перерыва полета "челнока" - 14 мая 2005 года. И хотя об этих изменениях уже давно было объявлено, юридически это закреплено только сейчас в "Плане".
- А.Ж.

NASA не удается залатать дыры в "шаттлах"

07.12.2004

Спустя почти два года после трагедии, произошедшей с космическим "челноком" "Колумбия", который разрушился при возвращении на Землю, специалисты NASA до сих пор не нашли никакого способа для восстановления отверстий в корпусе корабля, случись подобная нештатная ситуация с экипажами других "шаттлов".
Об этом было сообщено в понедельник в ходе последнего заявления, касающегося вопроса возвращения к полетам кораблей многоразового использования.
Разработка заплат для крыльев "шаттла" и других уязвимых мест в конструкции корабля оказалась более сложной задачей, чем можно было предположить еще несколько месяцев назад. Наряду с созданием специального алгоритма для астронавтов по проведению осмотра космического корабля на орбите, эти заплаты представляют "одну из самых сложных и обширных задач в рамках возвращения "шаттлов" к полетам", - говорится в отчете, объемом в 268 страниц.
Тем не менее, NASA продолжает стремиться сделать все возможное, чтобы очередной старт корабля многоразового использования "Дискавери" состоялся уже в мае-июне будущего года.
В настоящее время исследовательские лаборатории Национального космического агентства США продолжают работу еще над 10-ю рекомендациями, сделанными специальной комиссией, расследовавшей причины катастрофы "Колумбии". Пять других рекомендаций уже были устранены специалистами NASA и приняты специальной комиссией.
Следующие промежуточные результаты работы целевой группы будут оглашены на следующей неделе в штате Алабама.

Канун католического Рождества 2004: немецкий робот-манипулятор стартует в открытый космос для проведения первого проверочного испытания

07.12.2004

Умный космический робот с дистанционным управлением сэкономит затраты и облегчит труд астронавтов.
Кёльн / Москва - Для немецкой космической робототехники наступление нового года совпадет с началом важного и долгожданного проверочного испытания: ROKVISS (Robotic Components Verification on ISS - проверка робототехнических компонентов на МКС) - 50-сантиметровый робот-манипулятор с двумя шарнирами, металлическим пальцем и двумя интегрированными камерами стартует в канун рождества с российского космодрома Байконур на беспилотном транспортном корабле "Прогресс М-51" для отправки на Международную космическую станцию (МКС).
В конце января робот-манипулятор будет смонтирован на внешней платформе МКС, где он должен будет доказать свою пригодность к работе в условиях открытого космоса: "Мы должны показать, что нашим роботом-манипулятором можно управлять почти без запаздывания, т.е. им можно управлять с Земли в реальном времени, и что он в равной степени обладает высокой автономией", - поясняет профессор Герд Хирцингер из Немецкого центра авиации и космонавтики (DLR) в Оберпффафенхофене близ Мюнхена: "Если нам удастся, то в будущем мы сможем проводить с Земли опасные и трудоемкие работы в космосе и таким образом освободим от этой работы астронавтов. Текущие работы тоже будет лучше проводить с Земли. Кроме того, для беспилотных миссий в глубинах вселенной открываются совершенно новые перспективы благодаря применению умных и исключительно подвижных роботов", - добавляет Хирцингер, в чьем Институте робототехники и механотроники (DLR) был разраб отан робот-манипулятор.
В начале декабря немецкий робот-манипулятор успешно прошел все заключительные испытания на российском космодроме Байконур. 24 декабря около 03:00 часов (среднеевропейского времени) он вместе с российской ракетой "Союз" должен стартовать на Международную космическую станцию (МКС). На середину января запланирован внешний монтаж немецкого технологического эксперимента на МКС; в марте 2005 г. начинаются эксперименты, которые будут проводиться и оцениваться DLR в Оберпффафенхофене. Проект будет финансировать Немецкий центр авиации и космонавтики (DLR) на средства Федерального Министерства образования и научных исследований (BMBF).
Оборудование и программное обеспечение разрабатывается и создается главным подрядчиком ЕАДС-Спейс Транспортейшн в Бремене и Институтом робототехники и механотроники (DLR) в Оберпффафенхофене, ответственным за робототехнические компоненты и проведение эксперимента, а также научную оценку результатов; фирма "Кайзер-Треде" из Мюнхена занимается разработкой и созданием экспериментальных компьютеров, электроснабжением и технической поддержкой Института DLR. Предприятие Хёрнер&Зульгер поставляет оборудование для камер с электронными приборами. Руководство проектом осуществляет космическое управление DLR. Миссия проводится в соответствии с договоренностью между космическим управлением DLR, российскими партнерами Роскосмос и РКК "Энергия", а также мюнхенским предприятием "Кайзер-Треде" в качестве главного подрядчика на создание коммуникационной структуры S-диапазона. ROKVISS - предпосылки в DLR
http://www.dlr.de/rm/DesktopDefault.aspx /tabid-277/324_read-2419/
http://www.dlr.de/rd/fachprog/ rfs/rokviss_ge.html
http://www.raumstationsnutzung.de/index_ie.html?/ news/nlr/2004/nlr_2-04/rokviss.html
http://www.on-orbit-servicing.com/ pdf/ASTRA2004-Berndsommer-Pres.pdf о камере ROKVISS:
http://www.dlr.de/pf/institut/abteilungen/ sensortechnologie/rokviss
http://www.vh-s.de/projects/rokviss-iss/ press/rokviss-040216a.pdf
http://www.energia.ru/english/energia/ iss/researches/works-10.html ( на англ. языке, Ю.О. - Есть фото)
По сообщению пресс-службы DLR

НА МКС СЛОМАЛСЯ ЛЭПТОП

07.12.2004

На Международной космической станции вышел из строя один из двух американских портативных компьютеров, обеспечивающих доступ экипажа к "электронному мозгу" орбитального комплекса, передает ИТАР-ТАСС. Об этом заявили сегодня в Центре управления полетами.
"Один из двух американских лэптопов, работающих в контуре центрального поста, сломался. Экипаж временно заменил его портативным компьютером со спального места Салижана Шарипова", - сказал эксперт ЦУП. "Сбоев в работе систем МКС нет", - подчеркнул он.
Возможной причиной выхода из строя компьютера, по мнению источника, стала неисправность жесткого диска. При этом в ЦУП "исключили возможность появления компьютерного вируса".
"Центральный "электронный мозг" МКС, расположенный в российском сегменте, состоит, по словам специалиста ЦУП, из отечественного стационарного процессора, "зашитого" под панели внутренней обшивки". "К нему подключаются два лэптопа, которые экипаж использует в качестве пультов управления", - пояснил он.
"На МКС есть и другие стационарные вычислительные комплексы, благодаря которым создается необходимый запас надежности работы систем станции", - добавили в ЦУП. Всего в распоряжении экипажа более 10 лэптопов. "Компьютеры американские, а используемое в них программное обеспечение - российское", - уточнили в ЦУП.
"Три новых портативных компьютера доставит на орбиту очередной российский "грузовик", - отметили в ЦУП. Как сообщили в Роскосмосе, "старт "Прогресса М-51" с Байконура намечен в ночь с 23 на 24 декабря".
А.Ж.

Экипажу МКС придется ограничить себя в еде?

08.12.2004

Не далее как в минувшую пятницу в традиционном еженедельном официальном сообщении о состоянии дел на МКС американское космическое агентство NASA отметило, что запасов продовольствия на станции должно хватить до прилета следующего грузового корабля "Прогресс", запуск которого намечен на конец февраля 2005 г.
Правда, указывалось, что, несмотря на вполне достаточный объем запасов еды, ближайший "Прогресс", который отправится на станцию 24 декабря, привезет столько продовольствия, чтобы заполнить "кладовку" под завязку.
Однако теперь появилась совершенно другая информация. В сообщении информационного агентства UPI со ссылкой на некий внутренний документ NASA утверждается, что запасы продовольствия на МКС чуть ли не на исходе, и по этой причине NASA даже рассматривает возможность досрочной эвакуации экипажа на тот случай, если отправка грузовика "Прогресс" будет по каким-то причинам отложена. Как сообщается, нынешний экипаж станции ест больше, чем это положено по норме, на целых 25%. И поэтому без семи дополнительных контейнеров с едой, которые должен привезти "Прогресс", им придется положить зубы на полку. Непонятно, с чем связан такой повышенный аппетит у Лероя Чиао и Салижана Шарипова. Может, это издержки акклиматизации к невесомости?

NASA пытает своих астронавтов

08.12.2004

Американские медики выяснили, что NASA неправильно тренирует своих астронавтов.
Профессор психиатрии доктор Тимоти Монк из Университета Питсбурга провел эксперимент на добровольцах, чтобы проверить, как человек приспосабливается к изменению суточных биоритмов. Так сложилось в ходе эволюции, что homo sapiens должен отдыхать ночью и бодрствовать днем. Однако люди, работающие в ночную смену, а также те, кому приходится перемещаться из одного часового пояса в другой, вынуждены насиловать свой организм. Медики советуют им привыкать к смене режима постепенно, сдвигая время сна на два часа ежедневно. Установлено, что через три месяца такого режима естественные суточные биоритмы расстраиваются. Теми же принципами руководствуется и NASA.
Итак, психиатр Монк запер участников эксперимента в изолированных комнатах, чтобы создать полную иллюзию нахождения на космической станции. Каждый день медики измеряли им температуру, а также наблюдали за их физическим и психическим состоянием. И что же выяснилось? Оказывается, человеческий организм лучше приспосабливается к изменившемуся режиму, если сдвигать режим не на два часа, а на час в сутки! Профессор очень доволен полученными результатами - они будут актуальны не только в космосе, но и на Земле. Но призывает к осторожности, заявляя, что потребуются дополнительные исследования, чтобы внести изменения в рекомендации NASA для подготовки астронавтов.
А пока американцы мучают своих покорителей просторов Вселенной, российские ученые отбирают добровольцев для полета на Марс. Полет, конечно, будет не настоящим и состоится в пределах Москвы, но испытания предстоят суровые. Участников эксперимента 500 дней будут держать в специальном модуле, имитирующем все прелести длительного перелета. На шестерых смельчаках протестируют оборудование, необходимое для автономной жизнедеятельности.
Специальные приборы будут постоянно вырабатывать кислород и очищать трехтонный запас воды. В модуль, где предусмотрены спальня, кухня и лаборатория, загрузят 5 т продуктов. А свежие овощи и фрукты "космонавты" буду выращивать сами, прямо на месте. Пока отыскались только два участника эксперимента, так что в составе экипажа, отправляющегося на Красную планету, еще есть вакантные места.

Участники антарктической экспедии cогласуют послание экипажа МКС потомкам на Земле

08.12.2004

Участники международной антарктической экспедии из ЦУПа в ходе прямого сеанса связи с бортом Международной космической станции (МКС) согласуют с Салижаном Шариповым и Лероем Чиао их послание потомкам.
Обращение к будущим поколениям запишут на позолоченный магнитный диск и в стеклянной пирамиде в специальной капсуле вместе с другими посланиями землян будет впаяно в вечные льды Южного полюса. Об этом за несколько часов до сеанса связи в эксклюзивном интервью РИА "Новости" рассказал руководитель экспедиции, стартующей в конце декабря в Антарктиду, Александр Бегак.
"Сеанс связи с МКС запланирован во вторник в 14.00. - Мы обсудим с экипажем вопросы взаимодействия - Салижан Шарипов из космоса сделает фотоснимок нашей необычной акции, которая пройдет после наступления Нового года на Южном полюсе. На поверхности артарктических льдов мы планируем выложить из сотен красных воздушных шаров слово "мир", рассказал Бегак.
Кроме того, по словам руководителя экспедиции, в Музее Амундсена-Скотта на Южном полюсе будет оставлена специальная капсула, в которой предполагается поместить стеклянную пирамиду с позолоченным магнитным носителем, на котором более чем через 100 лет потомки смогут прочитать обращение землян из прошлого.
"Наша экспедиция будет состоять из двух групп. - Первая группа - это профессионалы - пилоты, космонавты и парашютисты. Под новый год мы высадимся парашютным десантом на Южный полюс. Вторая группа - это молодежь - от 14 до 18 лет из всех российских регионов, отобранная по конкурсу в интернете. Ребята займутся поиском крупных метеоритов и будут брать пробы воздуха на разных высотах", - рассказал Александр Бегак.
По его словам, когда две команды соберутся вместе, они выложат на снегу слово "мир", которое и заснимут из космоса Салижан Шарипов и Лерой Чиао. "Это будет заключительным и самым необычным аккордом нашей антарктической экспедиции", - подытожил Александр Бегак.

УКРАИНСКИЙ НОСИТЕЛЬ "ДНЕПР" ПОМОЖЕТ ДОЛЕТЕТЬ ДО МАРСА

09.12.2004
Украинско-российско-казахская компания "Космотрас" готовит на 2006 год пробный запуск модернизированной версии конверсионного носителя "Днепр" для лунных и марсианских программ, передает "Интерфакс-Украина", пишет "Спейс-информ".
Новый "Днепр" оснащен модернизированным разгонным блоком, способным обеспечить качественно новые характеристики при запусках космических аппаратов на отлетные орбиты к Марсу и Луне и окололунную орбиту с полезным грузом массой 350-400 кг, сообщил накануне начальник департамента маркетинга консорциума Владислав Соловей. "Космотрас", ГКБ "Южное" разработало автономный космический буксир (АКБ), применение которого позволит применять ракетоноситель легкого класса "Днепр" для запуска космических аппаратов к Луне, Марсу, запускать одновременно группу спутников с расстановкой их на разные орбиты.
Как отметил В. Соловей, согласно экспертным оценкам, использование в подобных миссиях ракет тяжелого класса представляется нецелесообразным. В настоящее время "Космотрас" ведет предварительные маркетинговые проработки по данной тематике, сообщил он.
Украинско-российско-казахское ЗАО "Космотрас" осуществляет модернизацию межконтинентальных баллистических ракет (МБР) РС-20 (SS-18 "Сатана") в конверсионный ракетоноситель "Днепр" и проводит с его помощью запуски малых спутников. В 199 году консорциумом осуществлено 4 пуска, запущены на орбиту 20 спутников для Италии, Германии, Малайзии, Великобритании, Саудовской Аравии, США. В рамках сформированного портфеля заказов на 2005-2006 годы консорциум обеспечит 6 пусков "Днепра", в том числе в интересах заказчиков из Египта, Саудовской Аравии, Италии, Германии, США.
Маркетинговым партнером ЗАО "Космотрас" выступает американская компания Thiokol Propulsion.
Освоение системы Земля-Луна-Марс входит в число приоритетов новой международной стратегии космических исследований на ближайшие 15 лет в рамках новой программы международного сотрудничества, инициируемой агентством NASA для поддержки новой американской концепции освоения космоса.
Начало реализации программы Лунной миссии намечено на 2007 год. Ожидается, что осуществление пилотируемых экспедиций на Луну, а также результаты исследований на МКС позволят определить дату пилотированного полета к Марсу.
- А.Ж.

ЦУП предотвратил угрозу голода на МКС

09.12.2004

Российский Центр управления полетами не планирует эвакуировать экипаж МКС из-за якобы наметившейся нехватки продуктов. Об этом заявил РИА "Новости" официальный представитель ЦУПа Валерий Лындин.
По его словам, на МКС уже началась подготовка к приему космического грузовика, который доставит на станцию свежие и сублимированные продукты, воду и посылки для Салижана Шарипова и Лероя Чиао.
Лындин сообщил, что ракета "Союз" с космическим грузовиком "Прогресс М-51" стартует к МКС 24 декабря, а стыковка должна произойти 26 декабря.
Ранее в ряде российских СМИ появилась информация о том, что продовольствия на станции хватит лишь до Нового года, и экипаж уже перешел на ограниченный рацион. Высказывалось также предположение, что если грузовой корабль не доставит на МКС продукты до конца декабря, то космонавтов придется экстренно эвакуировать.

Экипажу МКС хватит питания до середины января 2005 года

10.12.2004

Запасов рационов питания для обеспечения деятельности экипажа Международной космической станции (МКС) хватит до середины января 2005 года, сообщил РИА "Новости" в четверг официальный представитель Роскосмоса Вячеслав Давиденко.
"Вследствие длительного перерыва в полетах шаттлов сложился напряженный режим эксплуатации МКС - в настоящий период доставка на станцию расходуемых материалов для обеспечения жизнедеятельности экипажей полностью осуществляется российскими кораблями "Союз" и "Прогресс", - сказал собеседник агентства.
Поэтому, по его словам, "Роскосмос считает, что в сложившейся ситуации любой запуск, в том числе и намеченный на 24 декабря старт корабля "Прогресс М-51", имеет крайне важное значение в обеспечении деятельности как станции, так и работающих на ней экипажей".
Особое внимание специалисты Роскосмоса сейчас уделяют подготовке грузового корабля "Прогресс" на космодроме Байконур, отметил в этой связи Давиденко.

NASA подтверждает: на МКС кончается еда, космонавты готовятся покинуть станцию

10.12.2004

Двух космонавтов, находящихся на борту Международной космической станции, попросили сократить потребление пищи, сообщили на брифинге для прессы представители американского аэрокосмического агентства NASA, опровергнув, тем самым, оптимистические сообщения российского ЦУПа.
ЦУП утверждает, что на МКС "идет штатная подготовка к приему космического грузовика", который доставит на станцию продукты и воду, а об эвакуации речи не идет. Однако The New York Times со ссылкой на NASA сообщает, что параллельно проходит подготовка к экстренной эвакуации на случай, если грузовой корабль "Прогресс" не сможет стартовать, как намечено, 24 декабря, или взорвется на старте, или не сможет состыковаться со станцией.
Менеджер проекта МКС со стороны NASA Уильям Герстенмайер сообщил, что полет "Прогресса" обретает "критическую важность", напомнив, что без шаттлов, полеты которых были прекращены после катастрофы Columbia, все снабжение осуществляется российской стороной, из-за чего "приходится идти на компромиссы".
По расчетам NASA, еда на МКС закончится в первую неделю нового года, если космонавты Салижан Шарипов и Лерой Чиао будут есть столько же, сколько сейчас. На прошлой неделе космонавты преступили к потреблению "неприкосновенного резерва" еды, который традиционно рассчитан на 40-45 дней.
Профессор Шон Роден, врач, следящий за здоровьем экипажа МКС, сообщил, что голодать они не будут. Традиционную норму в 3000 калорий сократили на 5-10%. Ограничений на потребление воды при этом не вводится: в NASA посчитали, что ее запасы подойдут к концу лишь в середине января.
Директор по полетам Аннет Хасбрук сообщила на той же пресс-конференции, что станцию можно оставить необитаемой на несколько месяцев, хотя до сих пор она оставалась без экипажа только в момент выхода космонавтов в космос. В ходе подготовки к консервации станции космонавтам придется выключить часть оборудования, закрыть внутренние переборки и перенастроить электронику так, чтобы все процессы на МКС можно было контролировать с Земли.
NASA возлагает ответственность за происшедшее в основном на российскую сторону. Критическая ситуация сложилась по двум причинам. Во-первых, полет "Прогресса", который должен был лететь на МКС в конце ноября был перенесен на конец этого месяца. Во-вторых, во время предыдущего рейса "Прогресса" частью еды пришлось пожертвовать: вместо нее на МКС полетели запчасти для барахлившего генератора кислорода, разработанного российскими специалистами.

Глава НАСА в понедельник подаст в отставку

14.12.2004

Глава американского космического агентства (НАСА) Шон О'Киф подаcт в понедельник в отставку, сообщает телеканал Си-эн-эн со ссылкой на источники в руководстве НАСА. По данным телеканала, О'Киф согласился занять высокий пост в руководстве Университета Луизианы.
Руководителем НАСА он стал в 2001 году, а ранее занимал пост главкома ВМФ США.
Наиболее вероятным преемником О'Кифа на посту главы НАСА авторитетный космический сайт "Спейс.ком" называет генерал-лейтенанта Рональда Кадиша, который недавно руководил созданием системы национальной ПРО США.
Во время руководства О'Кифа НАСА успешно провело несколько научных космических миссий - от запуска научного модуля "Кассини" для изучения планеты "Сатурн" до создания суперкомпьютера для нужд агентства и успешного испытания суперсамолета Х-43, который получает топливо непосредственно из окружающего воздуха.
В то же время серьезным испытанием для О'Кифа стала авария космического корабля многоразового использования "Колумбия".
Президентская комиссия в области космоса также критиковала НАСА за неэффективность руководства, рекомендовав передать часть своих региональных центров в управление частным подрядчикам для создания негосударственного предпринимательства в этой сфере.
"Комиссия считает, что коммерческая инициатива в области освоения космоса должна стать главной задачей будущего", - говорится в докладе комиссии под руководством бывшего министра авиации США Эдварда Элдриджа.
Комиссия Элдриджа, в которую входят профессионалы в области космической промышленности и освоения космоса, должна представить свой доклад сегодня, однако авторитетный американский еженедельник "Спейс ньюс" смог получить его копию ранее.
Комиссия была назначена президентом Бушем в январе этого года, чтобы составить рекомендации, которые помогли бы его администрации осуществить амбициозные планы по посылке экипажей на Луну к 2015-2020 году и экспедиции на Марс.
Для того, чтобы добиться большей эффективности в деятельности НАСА, комиссия предлагает ему в будущем передать запуски на низкую орбиту частным структурам.
По мнению авторов доклада, частные компании "обладают возможностью и потенциалом" для вывода спутников и полезных грузов на низкую орбиту.
Белый Дом планирует потратить $12 миллиардов в течение пяти лет на освоение Луны и Марса, прекратив работу на МКС в 2010 году.

На место О'Кифа есть пять претендентов

14.12.2004

Американские газеты продолжают писать о предстоящей отставке Шона О'Кифа (Sean O'Keefe) с поста директора NASA. При этом большинство из них ссылается на анонимные источники в правительственных кругах, которые подтверждают эту информацию и добавляют, что решение о смене руководства аэрокосмического ведомства уже принято президентом США, но объявление задерживается до выбора преемника.
В качестве возможных кандидатов на пост директора NASA называются пять кандидатур: генерал-лейтенант Рональд Кадиш (Ronald Kadish), возглавлявший в Пентагоне работы по созданию национальной системы противоракетной обороны, бывший конгрессмен Роберт Уокер (Robert Walker), бывшие астронавты Рональд Сега (Ronald Sega), Чарльз Болден (Charles Bolden) и Роберт Криппен (Robert Crippen).
По мнению аналитиков, наибольшие шансы имеет Рональд Кадиш.

ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В "КОСМИЧЕСКОМ" ГОРОХЕ НЕ НАЙДЕНО

14.12.2004

Российские ученые не нашли генетических изменений в "космическом" горохе. Как сообщила корр. ИТАР-ТАСС ведущий научный сотрудник лаборатории биологических систем жизнеобеспечения человека Института медико-биологических проблем /ИМБП/ РАН Маргарита Левинских, "проведенные исследования "вершков и корешков" гороха, выращенного из доставленных с Международной космической станции /МКС/ горошин, не выявили никаких негативных воздействий космоса на ДНК растений".
"Срезанные на орбите бобы первой вегетации мы посадили в октябре, урожай пока не сняли, но генетическую экспертизу уже сделали", - сказала она. Эксперимент по выращиванию гороха на орбите начал в мае 2003 г командир 7-го основного экипажа МКС Юрий Маленченко. "С тех пор прошло полтора года - этого срока достаточно, чтобы пилотируемый корабль долетел до Марса", - добавил заведующий лабораторией Владимир Сычев. "Последнюю - третью вегетацию гороха "Усатый" срезали на станции непосредственно перед возвращением на землю 9-й основной экспедиции в конце октября", - рассказали в ИМБП, заметив, что этот урожай также "рассмотрят под микроскопом". "Только накопив достаточную статистику, ученые решат, можно ли во время длительных пилотируемых полетов на другие планеты включать в рацион овощи из космических оранжерей",- подчеркнул Сычев. По завершении эксперимента с горохом в орбитальной оранжерее посеют семена японской салатной капусты "Мизуна".

На МКС ждут 70 контейнеров с едой

14.12.2004

24 декабря к МКС с космодрома Байконур должен отправиться очередной грузовой корабль "Прогресс". Наверное, ни одному запуску грузовика за 4 года обитаемой жизни станции не придавалось такого значения.
Причина проста - на станции подходят к концу запасы еды. Вообще-то, этот "Прогресс-М51" должен был отправиться на МКС еще 24 ноября, и если бы все пошло по плану, то проблемы никакой бы и не было. А теперь экипаж станции - Салижан Шарипов и Лерой Чиао - уже ест неприкосновенный запас продуктов, рассчитанный на 40-45 дней.
На борту "Прогресса" находится 2,5 тонны грузов - почти 70 контейнеров с продовольствием, топливо, одежда, расходные материалы, запчасти для оборудования, научные приборы, а также рождественские подарки и посылки для экипажа от родственников.
Если по каким-то причинам запуск "Прогресса" будет отложен на относительно продолжительное время, то начнется подготовка к эвакуации экипажа со станции. Как сообщается, эта аварийная эвакуация запланирована на 30 декабря. Но, будем надеяться, что до этого дело не дойдет.

Грузовик "Прогресс М-51" готовят к запуску на МКС

15.12.2004

На Байконуре идет подготовка к запуску на МКС космического грузовика "Прогресс М-51" - корабль заправляют топливом и сжатыми газами, сообщил РИА "Новости" официальный представитель Роскосмоса Константин Крейденко.
"В ночь с 13 на 14 декабря космический аппарат был перевезен на заправочную станцию 31-ой стартовой площадки, во вторник специалисты проводят заправку "Прогресса" компонентами топлива и сжатыми газами, запуск корабля намечен на 24 декабря", - сказал он.
К данному старту приковано повышенное внимание СМИ из-за появившейся информации о якобы существующих проблемах с питанием экипажа МКС. В некоторых сообщениях со ссылкой на неназванных представителей российского ЦУП говорилось и о якобы намеченной на 30 декабря эвакуации Салижана Шарипова и Лероя Чиао со станции.
"Российский Центр управления полетами не планирует эвакуировать экипаж с МКС", - сообщил РИА "Новости" официальный представитель ЦУП Валерий Лындин, комментируя сообщения СМИ о том, что продуктов питания на станции якобы осталось только до Нового года.
"Сейчас на МКС идет штатная подготовка к приему космического грузовика, который, в том числе, доставит на станцию свежие и сублимированные продукты, воду и посылки для Салижана Шарипова и Лероя Чиао", - уточнил Лындин.
По его словам, запуск ракеты-носителя "Союз" с космическим грузовиком "Прогресс М-51" к МКС запланирован на 24 декабря в 1.19 мск с космодрома Байконур. Стыковка транспортного корабля с МКС намечена на 26 декабря в 3.05 мск в автоматическом режиме.
С прилетом "Прогресса" кладовые МКС, помимо продуктов, пополнятся средствами противопожарной защиты, а также медицинским оборудованием, свежим бельем и средствами личной гигиены космонавтов. Кроме того, корабль доставит на станцию запас топлива для двигателей ориентации, питьевую и техническую воду и научное оборудование.

США не выполняют обязательств по программе МКС

15.12.2004

США не выполняют свои обязательства по программе Международной космической станции /МКС/, заявил сегодня на интернет-брифинге глава Федерального космического агентства /Роскосмос/ Анатолий Перминов.
"На прошедшей в конце ноября в США международной конференции многие партнеры по программе МКС неоднозначно заявили о необходимости выполнения США их обязательств, что в настоящий момент далеко от идеала", - сказал он.
По словам Перминова, российская делегация заявила о готовности к дальнейшему развитию сотрудничества, однако совершенно четко определила, что его уровень и содержание будут целиком зависеть от позиции США. "Если целью сотрудничества является укрепление американского технологического лидерства, как утверждается в некоторых документах, то подход будет один, и понятно, какой", - отметил глава Роскосмоса.

Экипаж МКС поздравит американцев с католическим Рождеством и Новым годом

15.12.2004

Экипаж Международной космической станции (МКС) - Салижан Шарипов и Лерой Чиао - запишет и "сбросит" в американский Центр управления полетами (ЦУП) поздравления с католическим Рождеством и Новым годом.
Об этом РИА "Новости" сообщил во вторник представитель группы НАСА в российском ЦУП.
"Это традиционная акция - в преддверии наступления как католического, так и православного Рождества, а также Нового года экипажи записывают свои видеопоздравления и по каналам связи "сбрасывают" файлы как в российский, так и в американский ЦУПы", - сказал он. "Во вторник будет организована запись для американских граждан", - уточнил представитель группы НАСА.
По его словам, видеозапись будет храниться на спутнике НАСА. "Получить файл поздравления экипажа МКС для трансляции может любая телерадиокомпания", - уточнил собеседник агентства.

МКС готовят к приему "новогоднего" грузового корабля

15.12.2004

Международную космическую станцию (МКС) готовят к приему "новогоднего" грузового корабля. Как сообщил в среду официальный представитель подмосковного Центра управления полетами (ЦУП) Валерий Лындин, "ЦУП проведет сегодня на МКС тестирование аппаратуры "Курс", используемой для автоматической стыковки грузовых и пилотируемых кораблей".
Лындин напомнил, что "проверка радиотехнической системы сближения станции выполняется перед каждой стыковкой космического корабля с МКС". "Курс" включается приблизительно за полтора часа до стыковки, на этапе сближения "Прогресса" и МКС", - уточнил он.
"Сегодня же российский космонавт Салижан Шарипов и астронавт NASA Лерой Чиао снимут аналогичную систему "Курс" с пристыкованного пилотируемого "Союза ТМА-5", который выполняет роль спасательной шлюпки", - рассказали в ЦУП. "Союзу" она больше не нужна, зато может пригодиться для последующей установки на новых грузовых или пилотируемых кораблях", - пояснил Лындин.
"Из-за почти двухлетнего моратория на старты американских шаттлов на борту МКС уже скопилось несколько "Курсов", которые обычно возвращались на Землю шаттлами", - заметил Лындин.
Как сообщили в Роскосмосе, "старт "Прогресса М-51" с Байконура запланирован на 24 декабря, стыковка со станцией - на 26 декабря". "Грузовик" доставит на орбиту около 2,5 тонн различных грузов, в том числе топливо, кислород, воду, продукты питания, а также новогодние посылки от родных и близких космонавтов, сообщает ИТАР-ТАСС.
Роскосмос придает "крайне важное" значение предновогоднему рейсу "Прогресса", отметил официальный представитель агентства Вячеслав Давиденко.
"По оценкам диетологов Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и специалистов Центра управления полетами (ЦУП), запасов рационов питания для обеспечения деятельности экипажа хватит до середины января 2005 г.", - пояснил он.

Экипаж МКС готовится к встрече с роботом

15.12.2004

Экипаж Международной космической станции (МКС) - Салижан Шарипов и Лерой Чиао готовится встретить немецкого робота, стартующего 24 декабря, в канун католического Рождества, на борту космического грузовика "Прогресс".
Как сообщил РИА "Новости" официальный представитель ЦУП Валерий Лындин, в среду экипаж проведет тренировку для отработки навыков "общения" с умной машиной.
Манипулятор высотой в полметра со сложным названием ROKVISS (Robotic Components Verification on ISS) оснащен двумя шарнирами, металлическим пальцем и двумя интегрированными видеокамерами. "Умный космический робот с дистанционным управлением призван сэкономить затраты и облегчить труд экипажа", - пояснил РИА "Новости" представитель Роскосмоса.
По его словам, в конце января будущего года робот-манипулятор будет смонтирован на внешней поверхности МКС, где он должен будет доказать свою пригодность к работе в условиях открытого космоса.
"Мы должны показать, что нашим роботом-манипулятором можно управлять с Земли в режиме реального времени почти без запаздывания, и что он в равной степени обладает высокой автономией", - отметил, в свою очередь, один его из разработчиков, профессор Герд Хирцингер из Института робототехники и механотроники немецкого центра авиации и космонавтики.
"Если нам удастся, то в будущем мы сможем проводить с Земли опасные и трудоемкие работы в космосе, и таким образом освободим от этой работы астронавтов", - добавил он.
Оборудование и программное обеспечение для робота разрабатано Институтом робототехники и механотроники в Оберпффафенхофене. Миссия проводится по договоренности с Роскосмосом и РКК "Энергия".

Экипаж МКС готовит станцию к будущим стыковкам

20.12.2004

На этой неделе на МКС должен прибыть очередной грузовой корабль "Прогресс 16Р". Его запуск с Байконура должен состояться 23 декабря, а стыковка со станцией - 25 декабря.
Но пока к тому стыковочному узлу модуля "Звезда", куда он должен причалить, пристыкован старый корабль "Прогресс 15Р", который прибыл на МКС в августе этого года. Экипаж уже загрузил в него скопившийся на станции мусор и ненужное оборудование и подготовил "Прогресс 15Р" к отстыковке. Она назначена на 22 декабря. После отстыковки старый "Прогресс" будет сведен с орбиты и сгорит в плотных слоях атмосферы.
Кроме того, нынешний экипаж МКС готовит станцию и к тем стыковкам, которые произойдут еще не скоро. В частности на прошлой неделе Лерой Чиао и Салижан Шарипов установили кое-какое оборудование для стыковочной системы, которая будет использоваться при стыковке европейского грузового корабля Automated Transfer Vehicle (ATV), первый полет которого запланирован на вторую половину 2005 г.
Также на прошедшей неделе экипаж МКС провел полномасштабную проверку оборудования шлюзового отсека Quest, который будет использоваться во время первой после долгого перерыва экспедиции посещения "шаттла". Через этот отсек будут трижды выходить в открытый космос астронавты "шаттла" Discovery миссии STS-114, которая должна состояться в мае-июне 2005 г.

NASA готовится запускать шаттлы, так и не обеспечив их безопасность

12/20/2004

Специальный комитет, рассматривающий готовность NASA к возобновлению космических полетов, одобрил предложенные инженерами NASA планы по обеспечению безопасности шаттлов, сообщает The New York Times.
Об этом рассказал на пресс-конференции бывший астронавт Ричард Кови, один из руководителей группы экспертов NASA, разрабатывающей планы усовершенстсования шаттлов. Кови сообщил, что комитет одобрил предложенные его группой планы решения 8 из 15 поставленных перед NASA проблем. Он также сообщил, что комитет не нашел никаких принципиальных препятствий к возобновлению полетов шаттлов уже весной 2005 года.
Напомним, что решение о приостановке полетов шаттлов было принято после катастрофы шаттла "Коламбия", в результате которой погибли семь астронавтов. Комиссия по расследованию происшествия установила, что во время взлета шаттла отвалившийся фрагмент обшивки его топливного бака повредил крыло, что привело к нарушению термозащиты "Коламбии" и к взрыву шаттла при его вхождении в плотные слои атмосферы.
Для того, чтобы избежать повторения подобных катастроф, был составлен список из 15 технических проблем, которые инженеры NASA должны решить перед тем, как полеты шаттлов будут возобновлены.
Несмотря на то, что часть этих технических проблем уже решена, до сих пор не найден способ осуществлять ремонт поврежденного покрытия шаттлов непосредственно в космосе. Специалисты считают, что на данном уровне развития технологии это невозможно.

Глава российского космического агентства: Не стоит спешить с отправкой человека на другие планеты

12/20/2004

Руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов в ходе интернет-брифинга, посвященного проблемам международного сотрудничества в области освоения космоса, назвал планы США по отправке пилотируемой экспедиции на Марс в третьем-четвертом десятилетии нынешнего века вполне осуществимыми, хотя и очень дорогостоящими.
При этом Перминов заметил, что сначала необходимо решить, когда и зачем посылать на Марс пилотируемую экспедицию, отметив быстро растущие возможности космических автоматов, которые, возможно, через 20-30 лет смогут решать самостоятельно задачи, неосуществимые в данное время без присутствия человека.
Перминов в очередной раз подчеркнул необходимость международного сотрудничества в сфере освоения как Марса и Луны, так и космического пространства в целом. В качестве примера необходимости сотрудничества руководитель ФКА России привел проект МКС: "Нетрудно представить печальный конец столь дорогостоящего проекта, если бы полет станции не был поддержан после катастрофы шаттла "Колумбия" российскими космическими средствами".
Помимо этого, Перминов отметил, что предложения российской стороны по созданию новых космических систем, предназначенных для обеспечения жизни и работы человека в космическом пространстве, построены таким образом, чтобы быть полностью совместимыми, взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми на всех основных этапах космических полетов, и подлежат одобрению американской стороны. Среди таких систем были названы перспективный Российский космический корабль "Клипер" и новый американский исследовательский пилотируемый корабль.
В соответствии с предложенной концепцией эти два корабля смогут стыковываться друг с другом, обеспечивать переход экипажа из одного корабля в другой, осуществлять взаимную дозаправку топливом, а при необходимости обеспечивать спасение терпящего бедствие корабля другой страны. Однако Анатолий Перминов обратил внимание и на то, что американская сторона не полностью выполняет обязательства по МКС.
Опасения Перминова вызвало также то, что в некоторых документах целью сотрудничества США с другими странами в области освоения космоса объявляется укрепление американского технологического лидерства. Руководитель ФКА России заявил, что целью сотрудничества должно быть создание равноправного и выгодного для всех участников содружества, направленного на изучение и использование космического пространства.

Учёный считает, что на Марс должны лететь женщины

12/21/2004

Профессор Уильям Роу (William Rowe) и его коллеги из медицинского колледжа Огайо (Medical College of Ohio) выступили с заявлением, что женщины гораздо лучше подходят на роль астронавтов во время длительных миссий, вроде полёта на Марс.
Мужчинам труднее противостоять суровости космических полётов по "биологическим причинам".
По словам Роу, у мужчины в возрасте 30-40 лет, которого считают наиболее подходящим астронавтом, с большой долей вероятности в космосе проявятся признаки заболеваний сердца, а само путешествие только усугубит проблему, ведь пульс во время выходов в открытый космос может участиться до 170 ударов в минуту.
Кроме того, в организме мужчин больше железа, которое в космосе может достигнуть ядовитых уровней.
Причём лекарства в данном случае для мужчин - не выход. Невесомость и радиация могут сделать их бесполезными.
А женщины в возрасте до 30 лет будут более здоровыми из-за своего физического и гормонального "устройства", которое защищает их от сердечно-сосудистых заболеваний. Также у них меньше масса тела, им требуется меньше калорий, у них меньше отходов жизнедеятельности.
Впрочем, есть одно главное биологическое препятствие для молодых женщин - это менструация, способная создать специфические проблемы во время выходов в открытый космос, потому что повышает риск декомпрессии.
В целом же профессор Роу убеждён, что NASA и ESA при планировании пилотируемых миссий на Марс, намеченных ориентировочно на 2020-е годы, следует обратить внимание на слабый пол. Сделать ставку на миссии с приставкой "womanned", а не "manned".

СЕРДЦЕ МУЖЧИНЫ НЕ ВЫНЕСЕТ ПОЛЕТА НА МАРС

21.12.2004
Американские ученые, которые работают над программой экспедиции на Марс, считают, что в ее состав должны войти женщины, а не мужчины, сообщается на сайте Lenta.ru со ссылкой на газету Independent.
Согласно последним исследованиям, женщины намного лучше смогут переносить условия длительных космических полетов, чем мужчины. По словам профессора Уильяма Роу из медицинского колледжа штата Огайо, у 40-летних и 30-летних мужчин, которых в настоящее время чаще всего посылают в космос, в длительной "командировке" на Марс скорее разовьются сердечные заболевания, чем у женщин. По его словам, идеальными кандидатами в астронавты являются женщины в возрасте до 30 лет.
Физическое состояние молодых женщин, благодаря иному гормональному профилю, делает их сердечно-сосудистую систему более устойчивой к длительным перегрузкам. Учитывая, что участникам экспедиции довольно часто придется выходить в открытый космос, когда пульс космонавта может достигать 170 ударов в минуту, слабая сердечно-сосудистая система может стать решающим фактором при наборе в отряд, которому предстоит отправляться на Марс. При этом, как считают ученые, стимулировать работу сердца при помощи медицинских препаратов нельзя, так как все лекарства плохо усваиваются в условиях невесомости и быстро разлагаются при повышенной радиации. К тому же пищеварительная система и почки, участвующие в переработке лекарств, работают в космосе много хуже, чем на Земле.
Еще одной проблемой является повышенное содержание в организме мужчины железа (по отношению к женскому). В условиях длительного космического полета его концентрация может достичь токсического уровня. Также, считают исследователи, благодаря меньшей массе тела, женщинам не требуется много пищи. В процессе их жизнедеятельности накапливается меньшее количество отходов, что является немаловажным фактором для долгосрочного пребывания в космосе.
У женщин ученые нашли всего одно противопоказание - менструацию. Во время выходов в открытый космос она увеличивает опасность возникновения кессонной болезни, которая может принять опасные формы из-за уменьшения объема крови в организме. Однако, несмотря на это, медики рекомендуют организаторам экспедиции на Марс набрать в группу скорее молодых женщин, чем 30-летних мужчин.
- А.Ж.

Экипажу МКС в ближайшие двое суток придется работать по ночам

12/22/2004

Экипаж Международной космической станции (МКС) переходит на ночной режим работы.
Как сообщил официальный представитель расположенного в Подмосковье Центра управления полетами (ЦУП) Валерий Лындин, "в связи с предстоящими на этой неделе затоплением пристыкованного к МКС "Прогресса М-50" и стыковкой нового "грузовика" у российского космонавта Салижана Шарипова и астронавта NASA Лероя Чиао меняется режим дня".
"Дело в том, - пояснили в ЦУПе, - что эти операции, требующие контроля со стороны экипажа, пройдут ночью".
"Расстыковка заполненного мусором и отработанным оборудованием "Прогресса М-50" запланирована на 22 декабря, 22:37 по московскому времени, поэтому в среду экипаж встанет на полтора часа позже обычного - в 10:30 по Москве и будет работать до двух часов ночи четверга", - уточнили в ЦУПе, добавив, что "по такому же режиму Шарипов и Чиао будут работать и следующие сутки".
Старт "Прогресса М-51" с Байконура, сообщили в Роскосмосе, намечен на 01:19 по московскому времени 24 декабря, стыковка "грузовика" с МКС - на 03:04 26 декабря, сообщает ИТАР-ТАСС.
Рождественский сочельник космонавты начнут поздно - в полдень по Москве, а само католическое Рождество еще позже - в 13:00. По соглашению с американской стороной этот день у 10-го постоянного экипажа МКС объявлен праздничным, однако традиционной рождественской индейкой угоститься на орбите не удастся. Как сообщили в группе NASA в подмосковном ЦУПе, на МКС существуют определенные проблемы с едой - борту остались только куриные и свиные консервы.
Новые припасы доставит "Прогресс М-51", на который загружен 61 продуктовый контейнер вместо обычных 54-х.
Как сообщили в Роскосмосе, приготовления к старту "грузовика" завершаются. Сегодня на Байконуре была проведена стыковка ракеты-носителя "Союз-V" и "Прогресса" с 2,5 т грузов на борту. Утром в среду их вывезут на стартовый комплекс.

Экипаж МКС урезал рацион питания вдвое

12/22/2004

В интервью газете "Вечерний Бишкек" российский космонавт Салижан Шарипов, который сейчас находится на МКС, сказал, что экипаж станции уже урезал вдвое свой рацион питания.
Некоторые виды продуктов на МКС уже закончились, в частности хлеб. Но речь о голодном пайке пока не идет: супов, каши и сладостей в "кладовке" хватает. Шарипов объяснил такую ситуацию тем, что предыдущий экипаж МКС - Геннадий Падалка и Майк Финк - съели больше продуктов, чем планировалось.
26 декабря на МКС должен прибыть грузовой корабль "Прогресс M-51", который должен доставить на станцию новый запас продуктов, но если по каким-то причинам его запуск, назначенный на 24 декабря, будет отложен, то 30 декабря экипаж МКС покинет станцию и вернется на Землю.
Но пока экипаж надеется, что этого делать не придется и готовится к приему нового грузового корабля. В частности сегодня 22 декабря должна быть произведена отстыковка от МКС предыдущего грузового корабля "Прогресс М-50", который прибыл на станцию в августе этого года. В этот корабль уже загрузили мусор и ненужное оборудование. После отстыковки от станции он будет сведен с орбиты и сгорит в плотных слоях атмосферы. А те детали, которые не сгорят, упадут в Тихий океан на расстоянии около 3 тысяч км к востоку от Новой Зеландии.

Шестиногие роботы будут следить за шаттлами и МКС

12/22/2004

Аэрокосмическое агентство США решило реализовать в ближайшие 4 года шесть предложений по новым идеям и технологиям, поступивших от корпорации Northrop Grumman, выделив на это дело около $137 миллионов.
Из всех предложенных инициатив особо выделяется подобный насекомому шестиногий робот, предназначенный за осмотром внешних оболочек космических кораблей и станций в автономном режиме.
Другой пример — огнеупорная "юбка", которая развёртывается вокруг корабля перед возвращением на Землю, значительно замедляя его движение, снижая риск повреждений от высокой температуры.
Среди идей есть и двигатель для "космического парома", который переносил бы людей и грузы между лунной поверхностью и её же орбитой. Этот двигатель должен питаться горючим, добытым из материалов на Луне.
Всем этим, а также новыми антеннами для спутников, медицинскими системами для астронавтов и самоочищающимися покрытиями для покорителей Марса Northrop Grumman обещает заняться в начале 2005 года.

Анатолий Перминов: Полет на Марс технически осуществим, но не силами одной страны

24.12.2004
Глава Роскосмоса Анатолий Перминов дал интервью корреспонденту агентства "Интерфакс" по итогам уходящего года.
Анатолий Николаевич, как можно охарактеризовать результаты, с которыми российская космическая отрасль завершила истекший год?
Начнем с того, что "космический" год для России не завершен. Предстоит ряд серьезнейших работ на космодромах: запуск к Международной космической станции (МКС) очередного транспортного грузового корабля "Прогресс-М51" с космодрома Байконур, который доставит на МКС продукты для экипажа, воду и прочее. Предстоит также запуск трех космических аппаратов серии "ГЛОНАСС". Это очень важное событие, позволяющее выполнить очередной этап федеральной целевой программы "Глобальная навигационная система".
Кроме того, предстоит осуществить запуск ракеты-носителя "Циклон-3" с космическим аппаратом "Сич-1М" с космодрома Плесецк.
В этом году МКС, учитывая перерывы в полетах американских кораблей многоразового использования, полностью обеспечивалась за счет усилий российской стороны. К ней отправлено три грузовых корабля "Прогресс", и два пилотируемых "Союза" с экипажами. Весь год мы вели консультации с партнерами по станции, обсуждались вопросы ее будущей конфигурации и дальнейшей эксплуатации. В январе мы также продолжим эти обсуждения и рабочие встречи с нашими зарубежными коллегами.
Вы заявляли, что к 2011 году должен быть достроен российский сегмент МКС. Сколько потребуется денег из бюджета государства для реализации этой программы?
Произвести точный расчет, в то время когда неясны планы наших партнеров из американского космического агентства NASA, довольно затруднительно. В настоящее время МКС функционирует в штатном режиме только благодаря усилиям России. Могу сказать, что ежегодные затраты на пилотируемую программу составляют до 60% от всех средств, выделяемых Роскосмосу на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторские работ в области космоса.
Основной задачей федеральной космической программы на сегодняшний день остается создание российского сегмента станции. Его строительство планируется завершить к 2011 году.
Предполагается, что в 2007 году ракета-носитель "Протон" выведет на орбиту многоцелевой лабораторный модуль "ФГБ-2", начиненный самой современной научной аппаратурой. Когда он встанет в строй, исследовательская нагрузка на станции существенно увеличится. При условии, конечно, что там будут работать не два человека, а, как намечалось, - шесть. В 2009 году мы планируем доставить на МКС научно-энергетическую платформу. Таким образом, к 2011 году российский сегмент станции будет полностью достроен и можно будет значительно увеличить объем космических экспериментов, запланированных нашими учеными.
Помимо этого, мы, естественно, думаем и о будущем. Основой для будущих проектов пилотируемого освоения космического пространства станет опыт создания и эксплуатации МКС. Обеспечение будущих длительных пилотируемых полетов, в том числе межпланетных экспедиций, будет основано на знаниях, приобретенных на орбитальной станции.
На базе знаний, полученных на МКС, мы сможем перейти к разработке и практической подготовке конкретных программ пилотируемых экспедиций к Луне и Марсу.
Федеральной космической программой предусматриваются исследовательские и проектно-поисковые работы, направленные на разработку перспективных пилотируемых космических комплексов.
Насколько сильны устремления России присоединиться к планируемому США полету на Марс? И насколько реально такое объединение усилий?
А почему нет? У нас огромный опыт, уникальные технологии. Один из наиболее интересных вариантов - построить на околоземной орбите "сборочный цех" из одного-двух блоков и собирать марсианскую станцию сразу в космосе. Так гораздо дешевле, чем если сначала, как хотят американцы, высадиться на Луну, а уж после этого стартовать дальше. В любом случае полет на Марс одной стране не потянуть.
Недавно я получил предложение NASA принять участие в разработке их проекта по Лунным программам. Однако оно носит неофициальный характер, то есть не оформлено на межгосударственном уровне. Поэтому, я считаю, что диалог на эту тему у нас еще впереди. Сейчас активно обсуждается объявленное американцами (президентом Бушем) так называемое новое видение в исследовании и использовании космического пространства. Согласно этой программе американцы резко интенсифицируют в ближайшем будущем исследования Луны и Марса с помощью автоматов, разработают к середине следующего десятилетия новый пилотируемый исследовательский корабль. Планируется вернутся на Луну с перспективой создания там постоянной базы, и уже после этого, где-нибудь в третьем - четвертом десятилетии нашего столетия начнутся пилотируемые полеты на Марс с перспективой создание постоянно обитаемой базы.
Важно отметить, что с самого начала американцы объявили, что всю эту программу они видят как международную.
Марс являлся заманчивой целью и для отцов-основателей нашей практической космонавтики с ее первых дней. Известно, что Сергей Павлович Королев разрабатывал проекты марсианских экспедиций и мечтал об их осуществлении. Исследовательская работа над такими проектами не прекращалась ни в СССР, ни в России. Накопленный опыт длительных полетов на советских космических станциях типа "Салют", советско-российской станции "Мир" и на МКС, позволяют рассматривать такое предприятие, как вполне технически осуществимое, но по-прежнему довольно дорогостоящее. По крайней мере, для любой отдельной страны, сколь бы богатой она не была.
Мы не против сотрудничества с NASA, если его целью будет создание равноправного и выгодного для всех участников содружества, направленного на изучение и использование космического пространства.
А пока мы предложили NASA создавать новые космические системы для обеспечения жизни и работы человека в космическом пространстве, такие как наш перспективный космический корабль "Клипер" и американский исследовательский пилотируемый корабль, таким образом чтобы они были полностью совместимы, и взаимозаменяемы на всех основных этапах космических полетов.
Это означает, что они могли бы стыковаться друг к другу, обеспечивать переход экипажа из одного корабля в другой, может быть, взаимную дозаправку топливом, при необходимости обеспечивать спасение терпящего бедствие корабля другой страны и так далее.
Это предложение было принято нашими американскими коллегами, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество с NASA в этой области.
Насколько российская космическая промышленность готова приносить доход государству и обеспечивать собственные потребности?
Ракетно-космическая отрасль - это в основном затратная статья российского бюджета. Но необходимо отметить, что, благодаря расходам на космическую деятельность, Россия остается одной из ведущих держав, располагающей целым комплексом по разработке и использованию передовых технологий.
Средства же, получаемые от коммерческих услуг, способствуют стабильной работе наших ракетно-космических предприятий, что в свою очередь, помогает реализации Федеральной космической программы.
Что даст России и российской космической промышленности реализация российско-европейского проекта "Союз на Куру"? Какие еще международные проекты планируется реализовать в будущем?
"Союз во Французской Гвиане" очень выгодный для России проект. Использование российской ракеты-носителя "Союз-ST" на космодроме Куру существенно расширит возможности России на мировом рынке коммерческих запусков. Это связано с тем, что грузоподъемность ракеты "Союз" увеличивается за счет больших энергетических возможностей. Она будет стартовать с Плесецка и Байконура, а также с французского космодрома Куру.
Уже сегодня серия российских ракет-носителей "Союз" воспринимается как европейский продукт, дополняющий "линейку" европейских ракет космического назначения: европейская ракета-носитель "Ариан-5" - "тяжелый класс", "Союз-ST" - "средний класс", перспективная "Вега" - "легкий класс".
Кроме того, партнерство Роскосмоса с Европейским космическим агентством (ЕКА), КНЕС, французской компанией Arianespace в российско-европейском проекте "Союз" во Французской Гвиане очень важный аргумент интеграции России в Европу, так как представляет собой сотрудничество в области высоких технологий.
У нас есть также и другие перспективные международные проекты. К примеру, недавно подписан контракт с Южной Кореей о строительстве там небольшого космического старта для запуска ракет-носителей гражданского назначения, Он должен быть реализован до конца 2007 года.
Контракт на разработку и создание в интересах корейской стороны космического ракетного комплекса с ракетой-носителем легкого класса KSLV 1 (Korean Space Launch Vehicle) подписан 26 октября в ходе визита в Сеул делегации российских специалистов.
Важны также взаимоотношения России в области космической деятельности с Бразилией, Индией и другими странами.

УМЕР ГЕННАДИЙ СТРЕКАЛОВ

26.12.2004

25 декабря 2004 года в Москве на 65-м году после тяжелой болезни жизни скончался дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Геннадий Михайлович Стрекалов.
За годы своей космической деятельности Геннадий Михайлович совершил пять космических полетов общей продолжительностью 268 дн. 22 час. 24 мин. 29 с. Еще один старт - 26 сентября 1983 года - был аварийным.
Похороны Г.М. Стрекалова состоятся 29 декабря.
- А.Ж.

Недостаток питания на МКС возник из-за жадности

27.12.2004

Проблема недостатка питания на Международной космической станции (МКС) возникла из-за нестыковки между наземными службами и предыдущими экипажами космонавтов.
Такое мнение высказал, отвечая на вопрос РИА "Новости" глава РКК "Энергия" Юрий Семенов сразу же после успешного "причаливания" к станции космического корабля "Прогресс М51" с грузом продуктов.
"Нестыковка заключается в том, что, если ты влезаешь в чужой амбар, то ты должен сказать об этом, чтобы на Земле знали, кто и что съел, а вот этого как раз и не произошло", - сказал Семенов.
"Продукты предыдущие космонавты, какие мы пока не знаем точно, выбирали те, которые им показались лучше, - уточнил он.
По словам главы РКК "Энергия", каждый экипаж еще на Земле подбирает для себя продукты. "Я за 40 лет своей работы не помню такого случая, чтобы кто-то съел больше положенного. Из данной ситуации сделаны соответствующие выводы", - отметил Семенов.
Вместе с тем, Семенов отметил, что старт и стыковка "Прогресса" прошли безукоризненно.
"Старт, стыковка прошли без каких-либо замечаний, корабль доставил более 400 килограммов воды и более 200 килограммов продуктов, так что космонавты будут встречать Новый год сытыми", - сказал глава РКК "Энергия".
По словам руководителя полетом МКС Владимира Соловьева, следующий "Прогресс" отправится на станцию 28 февраля 2005 года. Ближайший выход в открытый космос намечен на 26-27 января, в ходе которого на внешней поверхности станции будет, в частности, смонтирован немецкий робот-манипулятор "ROCKVISS", - отметил Соловьев.

Стать космическими туристами пожелали два иностранца

28.12.2004

Роскосмос рассматривает две кандидатуры зарубежных космических туристов для полета на МКС, однако полететь они смогут не раньше, чем через два года.
Об этом сообщил, подводя итоги 2004 года, глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов. "Мы всячески будем поддерживать космический туризм. В настоящее время два человека обратились к нам с просьбой рассмотреть свои проекты. К сожалению, оба они не российские граждане", - сказал он.
По словам главы Роскосмоса, полететь в краткосрочную экспедицию на МКС кто-то из потенциальных туристов сможет не раньше, чем через два года. "На два ближайших полета кресло в космических кораблях будут заняты астронавтами Европейского космического агентства", - уточнил Перминов.

Роскосмос создаст единый отряд космонавтов

28.12.2004

В ближайшее время Роскосмос создаст единый отряд космонавтов, сообщил глава Роскосмоса Анатолий Перминов.
"Мое личное мнение, что у России должен быть единый отряд космонавтов. Минобороны обратилось в Роскосмос с просьбой рассмотреть предлжение по передаче отряда космонавтов ЦПК им.Гагарина в ведение Роскосмоса. Такая возможность реально есть", - сказал Перминов.
По словам главы Роскосмоса, сейчас в России имеются три отряда космонавтов, насчитывающих от 20 до 30 действующих членов. Он отметил, что единый отряд космонавтов, который объединит в себе всех действующих космонавтов, будет проведен дополнительный набор молодежи.
"Я каждый месяц получаю предлжения как от руководителей, так и от молодого пополнения", - сказал Перминов.

Перминов: Россия больше не будет бесплатно возить американских астронавтов на МКС

29.12.2004

Россия больше не будет бесплатно возить американских астронавтов на Международную космическую станцию /МКС/.
Об этом сегодня в интервью корр.ИТАР-ТАСС заявил глава Роскосмоса Анатолий Перминов. С 2006 года, сказал он, мы будем доставлять американских астронавтов на орбиту на коммерческой основе. "Почти два года после катастрофы "Колумбии" и введения моратория на полеты американских "челноков" вся тяжесть по доставке на МКС экипажей и грузов легла на российскую сторону", - заявил Перминов.
"На 2005 год мы приняли временную бартерную схему эксплуатации МКС", - пояснил Перминов. "США списывают российские долги по человеко-часам, а Россия "возит" астронавтов на "Союзах" бесплатно", - добавил он.
Задолженность по человеко-часам появилась на начальном этапе строительства МКС, когда американская сторона выделила 60 млн. долларов на ускорение работ по российскому служебному модулю.

Роскосмос в январе 2005 года планирует приступить к моделированию полета на Марс

29.12.2004

Федеральное космическое агентство /Роскосмос/ в январе будущего года планирует приступить к моделированию марсианского полета.
Об этом на пресс-конференции в Москве заявил руководитель агентства Анатолий Перминов.
По его словам, "в режиме реального времени специалисты планируют смоделировать марсианский полет, а также возвращение корабля на Землю". При этом "исследователям предстоит установить тип возможного космического корабля, который в будущем сможет принять участие в марсианском полете". Контроль этого проекта будет вести Центр управления полетами.

В эксперименте "Полет на Марс" примут участие не только мужчины, но и женщины

29.12.2004

В наземном эксперименте по имитации полета на Марс "500 дней" примут участие женщины.
Об этом сказал глава Роскосмоса Анатолий Перминов, делясь планами Федерального космического агентства на будущий год.
"Это будет привлекательнее популярного шоу "За стеклом". В полуторагодовом эксперименте, о котором я подробнее расскажу в конце января, примут участие шесть человек - мужчины и женщины", - сказал он.
Эксперимент по имитации полета на Марс в наземных условиях будет организован на базе российского Института медико-биологических проблем. Вместе с тем, по словам главы Роскосмоса, эксперименту решено придать более широкое значение, чем это планировалось ранее.
На Земле будет сымитировано все, начиная с экипировки до создания радиационной обстановки. Руководитель полетом международной космической станции Владимир Соловьев из российского ЦУПа будет осуществлять реальный контроль за ходом эксперимента.
Эксперимент, по словам Перминова, позволит получить бесценный опыт, равного которому нет ни в США, ни в Европе. "По истечении 500 дней мы сможем сказать, возможно ли вообще до 2030 года организовать полет на Марс или это будет неоправданный риск", - сказал глава Роскосмоса.

Космонавты на орбите выпьют за праздник

29.12.2004

Пресс-конференция в «Комсомолке» руководителя Федерального космического агентства Анатолия Перминова.
Анатолий Перминов сообщил, что космонавтам на МКС будет что в Новый год выпить и чем закусить...
- Космонавты на МКС будут встречать Новый год сытыми! - доложил журналистам главный космический начальник страны. - С грузовиком, который пристыковали в воскресенье, им передали и запас еды, и деликатесы к праздничному столу.
Перминов признался в том, что на борт станции в обход регламента прислали и спиртное. Теперь уже точно выяснилось: нынешняя экспедиция села на голодный паек из-за того, что предыдущий экипаж - Геннадий Падалка и Майкл Финк - залез «в чужой амбар». Перед полетом с каждым космонавтом заключают контракт, в котором строго оговаривают даже, сколько воды он будет пить и что есть. Падалка с Финком контракт нарушили - «очень пить хотелось», а вернувшись на землю, об этом промолчали. Теперь в отношении обоих проводится служебное расследование.