Сентябрь 2000

Посещение МКС начнется с соединения кабелей между модулями "Заря" и "Звезда"

8 сентября 2000 г. к Международной космической станции (МКС) должен отправиться "шаттл" Atlantis. После стыковки с МКС экипаж "шаттла" не станет сразу же открывать люки. Сначала Эдвард Лу и Юрий Маленченко должны будут выйти в открытый космос и соединить четыре силовых кабеля между модулями "Заря" и "Звезда", кроме того, им предстоит подключить 4 других кабеля - для передачи видеоизображения и другой информации.

С помощью силовых кабелей, длина которых составляет около 8 м, будет производиться электропитание оборудования российских модулей от американских солнечных батарей, которые пока не установлены. Пока для работы МКС хватает солнечных панелей на модуле "Заря", но мере разрастания МКС, на ней может возникнуть дефицит электроэнергии, поэтому уже сейчас подготавливается вариант перераспределения электропитания от разных источников.

Кроме того, Лу и Маленченко должны будут протянуть оптоволоконный телеметрический кабель длиной 6 м, который будет использоваться во время будущих выходов в открытый космос, и установить российский магнетометр на внешней штанге вблизи кормового шлюза модуля "Звезда". Этот магнетометр будет использоваться в качестве запасного средства для определения ориентации станции в пространстве. Для перемещения магнетометра будет использоваться рука робота-манипулятора "шаттла" Atlantis.
01.09.2000 (источник: InfoArt )

Последние приготовления на МКС к прилету "шаттла" Atlantis

[NASA] 8 сентября 2000 г. должен состояться запуск "шаттла" Atlantis, который отправится к Международной космической станции (МКС). Если все пойдет по плану, то Atlantis состыкуется с МКС утром 10 сентября. На прошедшей неделе к этому полету готовились не только на космодроме на мысе Канаверал, но и в центрах управления полетом МКС в Хьюстоне и в подмосковном Королеве. Уже завершена перекачка топлива из баков на грузовом корабле "Прогресс", который сейчас пристыкован к станции, в баки, установленные на борту модуля "Звезда". Кроме того, и российский и американский ЦУПы провели проверку работы солнечных панелей на модулях "Звезда" и "Заря", все они работают сейчас нормально.

Продолжалась также работа над проблемой двух батарей - одной на модуле "Заря", а второй - на "Звезде". Как сообщается, эти проблемы не оказывают никакого влияния на нынешнюю работу станции. Однако, принято решение о замене батареи N 6 на модуле "Заря" во время предстоящего визита Atlantis'а на МКС, так как признано, что эта батарея выработала свой ресурс. Что же касается ситуации с батареей N 4 на модуле "Звезда", то, по мнению специалистов, неполадки в ее работе связаны не с ней самой, а с управляющим электронным блоком PTAB. Сейчас батарея N 4 отключена, а блок PTAB должны будут заменить астронавты с Atlantis'а. Все остальные 4 батареи на модуле "Звезда" работают нормально.

Кроме того, сейчас специалисты заняты точным расчетом орбиты МКС, возможно, на этой неделе будет проведена ее коррекция в целях подготовки к стыковке с "шаттлом" Atlantis. Завтра будет проведена "репетиция" процедуры стыковки, и МКС будет соответствующим образом ориентирована в пространстве.

Сейчас параметры орбиты МКС составляют 366 на 356 км, ее вес - 67 тонн, общая длина - 43,6 м. При определенных условиях освещения МКС сейчас можно увидеть невооруженным глазом. Получить информацию о том, где в данный момент можно увидеть МКС можно на сайте по адресу http://spaceflight.nasa.gov/realdata/sightings/.
04.09.2000 (источник: InfoArt )

Радиолюбители смогут поговорить с экипажем МКС

Будущие участники долговременных экспедиций на Международную космическую станцию смогут поговорить с помощью коротковолнового радиопередатчика с радиолюбителями, находящимися на Земле. Для того, чтобы это было возможно была организована программа "Космический радиолюбительский эксперимент" (Space Amateur Radio EXperiment, SAREX). Эту любительскую радиостанцию доставит на МКС "шаттл" Atlantis миссии STS-106, старт которого должен состояться сегодня 8 сентября. Однако астронавты "шаттла" не будут разговаривать в наземными радиолюбителями. Они просто перенесут эту аппаратуру в помещение модуля "Заря", где она и будет дожидаться первого долговременного экипажа в составе Уильяма Шепперда (William M. Shepherd), Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева. Они отправятся на МКС в октябре этого года и проведут на станции 4 месяца.

Первая любительская радиостанция отправилась в космос в 1983 г. на борту "шаттла", и с тех пор их брали с собой в полет более двадцати американских космических экспедиций. Имеется любительская коротковолновая радиостанция и на российской космической станции "Мир".
08.09.2000 (источник: InfoArt )

Последние приготовления к старту Atlantis'а

Сегодня 8 сентября 2000 г. на космодроме на мысе Канаверал должен состояться запуск "шаттла" Atlantis, который отправляется на Международную космическую станцию (МКС). Теоретически окно запуска откроется в 8 часов 40 мин 28 сек по местному времени (16:40:28 мск), а закроется через 10 минут. Но по решению NASA старт назначен на 8 часов 45 мин 47 сек местного времени (16:45:47 мск), а длительность окна запуска в соответствии с недавним решением составит 2,5 минуты.

Экипаж "шаттла" Atlantis миссии STS-106 - командир Терри Уилкутт (Terry Wilcutt), штурман Скотт Олтман (Scott D. Altman) и специалисты Эдвард Лу (Edward T. Lu), Ричард Мастраччио (Richard A Mastracchio), Дэниэл Барбэнк (Daniel C. Burbank), Юрий Маленченко и Борис Моруков - должен прибыть на стартовую площадку в 5 часов утра, люк "шаттла" должен быть закрыт в 6 часов 45 мин (14 часов 45 мин мск).

При подготовке к старту сколько-нибудь серьезных технических проблем отмечено не было. Пока проблемы ожидаются только с погодой. Вчера синоптики предсказывали, что вероятность сильного дождя в районе космодрома составляет 40%. Тогда старт будут отложен на сутки.
08.09.2000 (источник: InfoArt )

Atlantis стартовал

Шаттл Atlantis успешно стартовал с космодрома на мысе Канаверал. Международный экипаж состоит из пяти американских астронавтов и двух российских космонавтов. Atlantis доставит на станцию 2,2 т груза, кроме того экипажу предстоит разгрузить корабль «Прогресс», доставивший ранее на станцию 1,3 т груза. В основном это научное оборудование для модуля «Звезда», а также средства жизнеобеспечения для длительного пребывания экипажа на борту станции. Экспедиция будет работать на станции в течение 11 дней, возможно, этот срок будет незначительно продлен.
08.09.2000 (источник: gazeta.ru //CNN )

"Шаттл" Atlantis отправился к Международной космической станции

[SpaceViews] Вчера 8 сентября с космодрома на мысе Канаверал в 8 часов 45 мин 47 секунд по местному времени (16:45:47 мск) состоялся успешный запуск "шаттла" Atlantis. Через 8,5 минут после старта "шаттл" вышел на околоземную орбиту. Сегодня Atlantis будет вести маневры на орбите для подготовки к стыковке с Международной космической станцией. Сама стыковка должна состояться в воскресенье 10 сентября в 5 часов 52 мин по Гринвичу (9:52 мск). Затем рано утром 11 сентября выход в открытый космос должны совершить два члена экипажа "шаттла" - Юрий Маленченко и Эдвард Лу. Они проведут необходимые работы на внешней поверхности МКС, в том числе соединят кабели между модулями "Заря" и "Звезда". Только после этого будет открыт переходной люк между "шаттлом" и МКС.
09.09.2000 (источник: gazeta.ru //CNN )

Стыковка "шаттла" Atlantis с Международной космической станцией

[NASA] Утром в воскресенье 10 сентября в 5 часов 51 мин по Гринвичу (9:51 мск) состоялась стыковка "шаттла" Atlantis с Международной космической станции (МКС). Все произошло почти в точном соответствии с ранее разработанными планами. Процессом стыковки управлял командир корабля Терри Уилкутт (Terry Wilcutt). Ему помогали члены экипажа: штурман Скотт Олтман (Scott Altman) и специалисты Эдвард Лу (Ed Lu), Рик Мастраччио (Rick Mastracchio), Дэн Барбэнк (Dan Burbank), Юрий Маленченко и Борис Моруков. Стыковка произошла над территорией Казахстана, когда и "шаттл" и МКС двигались со скоростью около 28 тыс. км/час.

После завершения стыковки экипаж с помощью специальных креплений и захватов усилил жесткую сцепку между Atlantis'ом и модулем Unity. Затем в кабине "шаттла" было снижено атмосферное давление для подходовки к выходу в открытый космос Эдварда Лу и Юрия Маленченко. Такие меры призваны сократить время, которое приходится тратить космонавтам для подготовки к переходу на дыхание через дыхательные аппараты скафандров перед выходом в открытый космос.

Работы на внешней поверхности станции должны продлиться 6,5 часов. Эдвард Лу и Юрий Маленченко соединят 9 кабелей различного назначения между модулями "Звезда" и "Заря" и соберут ферму магнетометра на внешней поверхности "Звезды". Для перемещения необходимого оборудования из грузового отсека "шаттла" будет использоваться специальный робот-манипулятор, имеющийся на "шаттле". Только после завершения всех этих работ поздно вечером 11 сентября экипаж откроет люк между Atlantis'ом и МКС.
11.09.2000 (источник: gazeta.ru //CNN )

"Атлантис" успешно пристыковался к Международной космической станции

В космосе произошло событие, которое уже окрестили великим. Корабль "Атлантис" успешно пристыковался к Международной космической станции. На борту "Атлантиса" российско-американский экипаж. Ему предстоит "обжить" станцию и подготовить ее к приему первой долгосрочной экспедиции. Операция стыковки не обошлась без проблем: неожиданно отказал один из двух звездных датчиков системы ориентации "Атлантиса". Как передали западные информационные агентства, космический челнок "ослеп на один глаз".

Однако командир экипажа Терренс Уилкатт и пилот Скотт Олтмэн смогли "причалить" к МКС, несмотря на технические неполадки. Специалисты отмечают, что подобная нештатная ситуация не была для экипажа сюрпризом, поскольку не раз отрабатывалась на тренажерах.

После стыковки пятеро американских астронавтов и российские космонавты Юрию Маленченко и Борис Маруков переправят на станцию около двух тонн различного оборудования. Кроме того, в понедельник Юрий Маленченко и Эдмонд Лу выйдут в открытый космос, чтобы проложить кабели энергоснабжения между модулями "Заря" и "Звезда", а также установить мачту для изучения магнитного поля Земли. Эта работа предположительно займет 6,5 часов.

"Атлантис" должен вернутся 19 сентября, однако руководство НАСА может продлить полет на сутки, если на борту сохранится достаточный запас топлива.
10.09.2000 (источник: НТВ.ru )

Atlantis ослеп на один глаз при стыковке

Американский космический челнок "Атлантис" в воскресенье в 9:51 по московскому времени пристыковался к Международной космической станции (МКС), передает "Интерфакс" со ссылкой на российский Центр управления полетами.

Стыковка не обошлась без проблем. Как сообщает НТВ, неожиданно отказал один из двух звездных датчиков системы ориентации "Атлантиса" и космический челнок "ослеп на один глаз". Однако, несмотря на технические неполадки, командир экипажа Терренс Уилкатт и пилот Скотт Олтмэн смогли "причалить" к МКС.

Специалисты отмечают, что подобная нештатная ситуация не вызвала проблем у экипажа, поскольку не раз отрабатывалась на тренажерах.

Экипаж "Атлантиса", состоит из семи человек, в их составе два российских космонавта - полковник ВВС Юрий Маленченко и специалист по космической медицине Борис Моруков.

После стыковки американские астронавты и российские космонавты переправят на станцию около двух тонн различного оборудования.

Кроме того, в понедельник Юрий Маленченко и Эдмонд Лу выйдут в открытый космос, чтобы проложить кабели энергоснабжения между модулями "Заря" и "Звезда", а также установить мачту для изучения магнитного поля Земли. Эта работа, предположительно, займет шесть с половиной часов.

"Атлантис" должен вернуться 19 сентября, однако руководство NASA может продлить полет на сутки, если на борту сохранится достаточный запас топлива.
10.09.2000 (источник: LENTA.ru )

NASA намерено сделать уборку на орбите МКС

Американское национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заявило о своем намерении очистить орбиту Международной космической станции от мусора с помощью своего рода «метлы» из лазерных лучей. Первые испытания такой «метлы» намечены на 2003-й год. По оценке экспертов NASA, если хотя бы часть космического мусора не будет удалена с орбиты, вероятность столкновения станции в ближайшие 10 лет с одним из таких посторонних фрагментов составит около 10%. Джонатан Кэмпбелл, научный сотрудник Центра управления космическими полетами в городе Хантсвилл, штат Алабама, сообщил, что лазерная «метла» способна выметать с орбиты фрагменты мусора диаметром от 1 до 10 сантиметров. По словам ученого, предложенная система способна за 2 года полностью очистить орбиту от фрагментов этого размера. Более мелкие фрагменты не представляют угрозы для станции, а более крупные будут своевременно замечены с Земли. Стоимость работ по расчистке орбиты эксперты оценивают в $200 млн.
00.09.2000 (источник: gazeta.ru//Deutsche Welle )

Космонавты включили свет и обживают станцию

Экипаж Atlantis, благополучно пристыковавшегося к Международной космической станции, приступил в понедельник к выполнению основной программы полета – превратить станцию, пока являющейся по сути большой строительной площадкой, в место пригодное для жизни.

Международный экипаж, состоящий из двух российских и пяти американских космонавтов должен подготовить станцию к приему первой долгосрочной экспедиции, которая по плану прибудет на МКС в ноябре. В частности, необходимо переправить на борт станции около двух тонн различных грузов. Но перед этим, в понедельник россиянин Юрий Маленченко и американец Эдмонд Лу вышли в открытый космос, чтобы проложить кабели энергоснабжения между российскими модулями Заря и Звезда – старым и новым жилыми модулями станции. Только после этого будет открыт переходной люк между шаттлом и МКС и начнется работа на самой станции. Контрольный модуль Заря был первым российским компонентом МКС Альфа. Он был создан для энергоснабжения и маневров станции на орбите. Разработанный США и Россией он был запущен с космодрома Байконур 20 ноября 1998 года, став, таким образом, первым модулем МКС. Заря выполняет функции контроля ориентации, связи, энергоснабжения пока они не будут переданы модулю Звезда. В дальнейшем Заря будет преобразовано в складское помещение для хранения грузов и топлива.

Сервисный модуль Звезда является жилым модулем станции, который на ранних этапах строительства МКС будет выполнять функции жизнеобеспечения для всех модулей, контроля высоты орбиты, энергоснабжения станции, вычислительного центра, центра связи, основного порта для грузовых кораблей класса Прогресс. Российский модуль включает все системы, необходимые для работы в качестве автономного обитаемого космического аппарата и лаборатории. Он позволяет находиться в космосе экипажу из трех космонавтов, для чего на борту имеется система жизнеобеспечения и электрическая энергоустановка. Кроме того, Звезда может принимать грузовой корабль Прогресс, который раз в три месяца доставляет на Станцию необходимые припасы и корректирует ее орбиту.

Нынешний полет Atlantis к МКС уже второй в этом году. В мае шаттл доставил российскую грузовую 15-метровую манипулятор-стрелу , с помощью которой в июле к станции был пристыкован модуль «Звезда».

Строительство Международной космической станции планируется осуществить всего за семь лет – с 1998 по 2005 гг. В этом году МКС посетят еще два шаттла, которые доставят на станцию американские солнечные батареи, а так же коммуникационные системы, которые будут использоваться для обеспечения голосовой связи и телеметрии. По мнению специалистов, для поддержания станции в надлежащем состоянии ежегодно космонавты должны будут проводить каждый 170 часов работы в открытом космосе и четыре - пять рейсов МКК.
11.09.2000 (источник: gazeta.ru//NASA, Reuters )

Космонавты вернулись на МКС, выполнив намеченную работу

Российский космонавт Юрий Маленченко и американский астронавт Эдвард Лу на Международной космической станции успешно завершили 6-часовой выход в открытый космос. Как сообщили в Центре управления полетами, космонавты соединили 2 блока станции -- "Звезда" и "Заря" -- коммуникационными и энергокабелями и установили мачту с научным прибором, регистрирующим магнитное поле Земли. "Космонавты вернулись на станцию, чувствуют себя хорошо", -- отметили в ЦУП.
11.09.2000 (источник: gazeta.ru//РИА «Новости» )

Российский и американский космонавты соединили кабели в открытом космосе

Российский космонавт Юрий Маленченко и американский астронавт Эдвард Лу в понедельник, в 9:05 по московскому времени, вышли из Международной космической станции (МКС) в открытый космос. Как сообщили РИА "Новости" в Центре управления полетами (ЦУП) в подмосковном городе Королеве, космонавты соединили два блока станции - "Звезда" и "Заря" - коммуникационными и энергокабелями и установили мачту с научным прибором, фиксирующим магнитное поле Земли.

Через шесть часов после начала работ космонавты вернулись на МКС, они чувствуют себя хорошо.

НТВ добавляет также, что космонавтам пришлось "установить рекорд" по удаленности конечной точки "космической прогулки" от выходного люка.

Для второго российского космонавта в составе экипажа Atlantis, Бориса Морукова, задача на понедельник - перенос на МКС грузов из российского грузового корабля "Прогресс М1", пристыкованного к станции еще в июле.

Кроме того, американские астронавты будут заниматься оборудованием рабочих мест для первой длительной экспедиции, которая отправится на МКС 30 октября нынешнего года.

Руководить этой экспедицией будет Уильям Шеперт, командиром космического корабля станет российский космонавт Юрий Гидзенко, бортинженером - Сергей Крикалев.
11.09.2000 (источник: LENTA.ru )

Завтра космонавты приступят к работе в отсеках МКС

Утром 12 сентября российско-американский экипаж шаттла Atlantis, пристыковавшегося к Международной космической станции, откроет переходные люки модуля "Юнити" МКС и приступит к работе в отсеках станции. Об этом сообщили в понедельник в российском Центре управления полетами. "Российские космонавты Борис Моруков и Юрий Маленченко, а также 5 американских астронавтов США перейдут к выполнению основной части программы своего полета, - сообщили в ЦУПе. - Они начнут подготовку модулей МКС к прибытию на нее первой долговременной международной экспедиции, старт которой назначен на 30 октября с космодрома Байконур".
11.09.2000 (источник: gazeta.ru//РИА «Новости» )

Успешный выход в открытый космос Юрия Маленченко и Эдварда Лу

[NASA] После стыковки с Международной космической станции (МКС) следующим пунктом в программе экспедиции "шаттла" Atlantis было проведение ряда работ на внешней поверхности станции. Этот выход в открытый космос вчера 11 сентября 2000 г. успешно осуществили американский астронавт Эдвард Лу и российский космонавт Юрий Маленченко. Их рабочий день в открытом космосе начался немного раньше запланированного времени в 4 часа 47 минут по Гринвичу (8 часов 47 минут по московскому времени).

Сначала они направились к модулю "Звезда" и полностью развернули на нем мишень, предназначенную для использования во время стыковки с будущими прибывающими на МКС кораблями. Стойка этой мишени не полностью выдвинулась после автоматической стыковки этого модуля с модулем "Заря" в июле этого года. Затем Маленченко и Лу установили магнетометр на двухметровой штанге, укрепленной на модуле "Звезда". Этот магнетометр будет выполнять на станции функции "трехмерного компаса".

Далее в программе работ на внешней поверхности МКС была установка девяти кабелей различного назначения между модулями "Заря" и "Звезда". Это кабели системы электропитания и кабели коммуникационной сети МКС. Все работы были закончены в 11 часов 01 мин по Гринвичу (15:01 мск), то есть длительность выхода в открытый космос составила 6 часов 14 минут. Это был 50-й выход в открытый космос в истории полетов "шаттлов".

Затем экипаж Atlantis'а начал подготовку к открытию переходного люка в МКС, куда предстоит переместить все доставленные на МКС грузы.
12.09.2000 (источник: InfoArt )

Экипаж Atlantis'а начал работы внутри Международной космической станции

[NASA] Сегодняшний рабочий день экипажа "шаттла" Atlantis начался еще вчера (по Гринвичу) - подъем состоялся в 23 часа 46 минут (4 часа 46 мин 12 сентября по московскому времени). Через два часа, а точнее в 2 часа 40 мин по Гринвичу (6:40 мск), почти на 20 минут раньше запланированного времени был открыт первый переходной люк, и через 7 минут командир экипажа Терри Уилкутт (Terry Wilcutt) сообщил о входе в модуль Unity. Затем был открыт люк в модуль "Заря", с которого и начиналось строительство станции почти 2 года назад. Экипаж вошел в этот модуль в 4 часа 15 мин по Гринвичу (8:15 мск).

Согласно ранее намеченным планам экипаж должен войти в модуль "Звезда" в 9 часов 51 мин по московскому времени, а в 11 часов 11 минут - открыть люк в грузовой корабль "Прогресс", пристыкованный к этому модулю. Ну а потом начнутся погрузочно-разгрузочные работы. В общей сложности экипажу предстоит перенести на станцию около 3 тонн грузов, доставленных самим "шаттлом" и кораблем "Прогресс".
12.09.2000 (источник: InfoArt )

До "Зари"
Российский и американский астронавты работали в открытом космосе шесть с половиной часов
Сергей ЛЕСКОВ
12.09.2000 (источник: "Известия" N 171 (25763) от 12.09.2000, cтраница: 2 )

Экипаж Atlantis открывает люки МКС

К 9 утра по московскому времени экипаж челнока Atlantis открыл люк Международной космической станции и "вплыл" в первый отсек модуля Unity. Первым на борт МКС "ступил" командир Atlantis Теренс Уилхатт. "Здорово, что я здесь" - передал он в Центр управления в Хьюстоне, сообщает CNN. Теперь предстоит открыть остальные 11 люков в трех имеющихся сейчас модулях МКС (кроме американского Unity, это российские "Заря" и "Звезда"), на что потребуется несколько часов (необходимо выровнять давление в отсеках), перенести и расставить по местам всем необходимое для жизни будущего долгосрочного экипажа: портативные компьютеры, принтер, тренажеры и пылесосы, а также смонтировать туалет. Всего - три тонны грузов, в основном из "Прогресса". Ответственным за разгрузку российского космического грузовика назначен российский космонавт Борис Моруков.

Американо-российскому экипажу из семи человек отведено на это время до субботы 16 сентября - в этот день Atlantis должен по плану отстыковаться от МКС.
12.09.2000 (источник: LENTA.ru )

Шлюзовой отсек для МКС готовится к финальной серии испытаний

Сегодня 13 сентября из космического центра им. Маршалла в Хантсвилле (шт. Алабама) в центр им. Кеннеди грузовым самолетом Super Guppy будет доставлен шлюзовой отсек Joint Airlock Module для Международной космической станции. Он был построен специалистами компании Boeing. В космическом центре им. Кеннеди на мысе Канаверал отсек должен пройти заключительную серию испытаний, после чего начнется его подготовка к отправке на МКС. Предполагается, что в мае 2001 г. его доставит на станцию "шаттл" Atlantis миссии STS-104.

Отсек имеет в длину около 6 м, его диаметр в самой широкой части - 6 м, вес - 5,8 тонн. Отсек имеет два отделения, через первый астронавты будут входить и выходить со станции в открытый космос, а во втором они будут надевать и снимать скафандры, и здесь же будет размещаться все необходимое для выхода в открытый космос оборудование.

Отсек Joint Airlock Module является довольно важным элементом станции, так как конструкции американских и российских скафандров отличаются. Например, в американских скафандрах нельзя пройти через российские переходные отсеки. А новый отсек Joint Airlock Module подойдет для любых скафандров. Он будет установлен на американском модуле Unity.
13.09.2000 (источник: InfoArt )

Экипаж "шаттла" Atlantis работает на МКС

[SpaceViews] Вчера 12 сентября в 2 часа 40 мин по Гринвичу (6:40 мск) экипаж "шаттла" Atlantis открыл первый люк для прохода на Международную космическую станцию (МКС). Затем в течение трех с половиной часов были открыты еще 9 люков, после чего был получен доступ во все модули станции и в грузовой корабль "Прогресс", пристыкованный сейчас к модулю "Звезда".

Сначала все 7 членов экипажа миссии STS-106 при входе на модуль "Звезда" надели защитные очки и маски, так как были опасения, что воздух в модуле загрязнен. Однако вскоре они сняли все это защитное оборудование, так как условия на модуле оказались такие же, как и во всех остальных помещениях станции.

На МКС уже начались погрузочно-разгрузочные работы. Экипажу предстоит перенести на станцию около 3 тонн грузов, доставленных самим "шаттлом" и грузовым кораблем "Прогресс". Конечно же, в невесомости таскать тяжести гораздо легче, но объемы работ довольно большие, и астронавты уже запросили дополнительный день для их выполнения.

С МКС уже снята и доставлена на "шаттл" система ручной стыковки, которую пришлось бы использовать "нулевому" экипажу, если бы не сработала система автоматической стыковки модуля "Звезда" с модулем "Заря". Теперь эта система ручной стыковки будет отправлена обратно на Землю. Помимо переноски грузов, экипажу предстоит установить на модуле "Звезда" три электробатареи. Из-за ограничений по весу модуль "Звезда" был запущен в космос только с пятью из восьми батарей, так что недостающие три батареи привез "шаттл". Во время экспедиции будет также произведена замена двух батарей на модуле "Заря", которые не заменили во время экспедиции "шаттла" миссии STS-101 в мае этого года.

Пока предполагается, что "шаттл" отстыкуется от станции поздно вечером 16 сентября. Но руководство проекта уже рассматривает возможность продления работ на МКС на один день. Решение об этом должно быть принято в ближайшее время. Если оно будет положительным, то "шаттл" отстыкуется от МКС вечером 17 сентября, а его посадка на космодроме во Флориде состоится 19 сентября в 3 часа 46 мин по местному времени (11:46 мск).
13.09.2000 (источник: InfoArt )

Астронавты Atlantis'а продолжают работы на МКС

[NASA]Астронавты с шаттла Atlantis, которые сейчас находятся на Международной космической станции (МКС), продолжают работы в ее внутренних помещениях. Эдвард Лу и Юрий Маленченко установили на модуле "Звезда" три электробатареи. Как оказалось, одна из них не работает должным образом, и специалисты российского центра управления полетом сейчас исследуют эту проблему. Тем не менее, и без этой батареи энергосистема станции вырабатывает достаточно электричества, чтобы удовлетворить все потребности оборудования и первого долговременного экипажа, который прибудет на станцию в начале ноября.

Командир экипажа Терри Уилкутт (Terry Wilcutt) и штурман Скотт Олтман (Scott Altman) с помощью двигателей "шаттла" подняли орбиту стации на 7 км. Для этого в течение часа маневровые двигатели включились в течение часа 36 раз. До окончания экспедиции должны состояться еще два маневра двигателями для подъема орбиты станции.

В это время специалист экспедиции Рик Мастраччио (Rick Mastracchio) руководил разгрузкой Atlantis'а и грузового корабля "Прогресс" и переносом на МКС доставленного оборудования и расходных материалов. Распакованы также российские скафандры "Орлан", которые будут использоваться для выходов в открытый космос. В общей сложности на МКС перенесено около 860 км грузов, а всего их доставлено около 3 тонн.
15.09.2000 (источник: InfoArt )

Отстыковка "шаттла" Atlantis от Международной космической станции

[SpaceViews] Сегодня 18 сентября примерно в 7 часов 40 мин по московскому времени произошла отстыковка "шаттла" Atlantis от Международной космической станции (МКС). После отстыковки "шаттл" произвел облет МКС для окончательного ее осмотра. Посадка "шаттла" должна состояться 20 сентября в 11 часов 50 мин мск на космодроме на мысе Канаверал.

Помимо погрузочно-разгрузочных работ экипаж "шаттла" Atlantis занимался на МКС и установкой части доставленного оборудования. В частности "шаттл" доставил на МКС 3 батареи для модуля "Звезда", которые и были установлены на этом модуле. Напомним, что при запуске на модуле "Звезда" было установлено только 5 батарей из запланированных восьми. Сделано это было для того, чтобы уменьшить стартовый вес полезной нагрузки. После установки батарей российским центром управления полетом была проведена проверка их работы и оказалось, что одна из трех новых батарей не работает должным образом.

Сначала были предприняты попытки починить эту батарею, но после того, как они оказались безуспешными, было решено больше не тратить на это время, и экипаж получил указание с наземного ЦУПа отключить эту батарею. Следует отметить, что отказ этой батареи не должен никак повлиять на работу модуля, так как "Звезда" может нормальной функционировать и с пятью батареями. Руководители проекта решили, что теперь этой батареей займется первый "долговременный" экипаж МКС в ноябре этого года.

Эд Лу и Юрий Маленченко установили на модуле "Звезда" преобразователи мощности, благодаря которым российский модуль сможет использовать энергию, генерируемую американскими солнечными панелями. Эти панели будут установлены на станции в конце этого года. Лу и Маленченко также установили на модуле "Звезда" систему "Электрон", которая будет разделять воду на водород и кислород, и этот кислород будет использоваться для регенерации воздуха на станции.

Штурман Скотт Олтман (Scott Altman), Эд Лу, Дэн Бербанк (Dan Burbank) и Борис Моруков установили на модуле "Звезда" "беговую дорожку" для физических упражнений членов экипажей станции. Причем эта "беговая дорожка" оснащена специальной системой защиты от вибраций, возникающих во время выполнения упражнений. Эти вибрации, если их не гасить, могут передаваться всему корпусу станции и мешать проведению тонких научных экспериментов.

В модуле Unity Дэн Бербанк и Рик Мастраччио (Rick Mastracchio) вновь установили 4 контроллера стыковочного порта, которые были сняты экипажем "шаттла" Atlantis миссии STS-96 в мае 2000 г., чтобы освободить проход при переноске грузов с "шаттла" на станцию. Теперь после установки контроллеров стыковочный порт будет готов к приему американского лабораторного модуля Destiny, который будет доставлен на МКС в начале 2001 г.
18.09.2000 (источник: InfoArt )

Командир Atlantis'а высоко оценил модуль "Звезда"

На прошлой неделе экипаж "шаттла" Atlantis, открывая люк в модуль "Звезда", надел защитные маски и очки, так как у американских руководителей проекта Международной космической станции (МКС) было опасение, что воздух там не очень пригоден для дыхания. Но вскоре астронавты поняли, что атмосфера внутри "Звезды" ничуть не хуже, чем в других модулях МКС.

Раньше говорили также, что в модуле слишком шумно, там стоит неприятный запах и прочее, и условия на нем не соответствуют американским стандартам безопасности. Командир Atlantis'а Терри Уилкутт заявил, что все это не так. Поначалу ему там показалось немного жарковато, температура воздуха на модуле и его влажность, по словам Уилкутта, напомнили ему солнечный день в Сан-Диего. Однако потом ему это понравилось. И нет внутри модуля никакого неприятного запаха.

Экипаж "шаттла" провел измерения уровня шума внутри модуля и оказалось, что он не выше, чем на "шаттле". Уилкутт сказал, что астронавтам, находящимся в разных концах модуля, чтобы услышать друг друга, вовсе не нужно кричать. Он считает, что "Звезда" - совсем неплохое место для жизни и работы.
18.09.2000 (источник: InfoArt )

Atlantis подготовил МКС и отстыковался от нее

Космический челнок Atlantis закончил работы по подготовке Международной космической станции к приему долговременной экспедиции и в 7.46 по московскому времени отстыковался от нее. Как доложил командир американский астронавт Терренс Уилкатт, отход корабля от станции прошел штатно, без замечаний. Комплекс Atlantis-МКС в этот момент как раз находился над российским Центром управления полетами.

Прежде чем удалиться от станции, Atlantis облетел ее кругом, чтобы осмотреть и убедиться, что все в порядке и все конструкции в целости.

Приземление космического челнока на мыс Канаверал в штате Флорида намечено на среду, около полудня по московскому времени.

Семь человек, входивших в состав экипажа космического челнока - пять американских астронавтов и два российских космонавта - за пять дней работы установили в российском жилом модуле станции туалет, генераторы кислорода и тренажер-беговую дорожку. Во время выхода в открытый космос они подсоединили силовые и телевизионные кабели.

Кроме того, они заменили на МКС батареи и "приподняли" ее орбиту на 25 километров.

Прилет долговременной экспедиции на станцию намечен на ноябрь нынешнего года, напоминает "Эхо Москвы" - но до этого на станцию еще раз прилетит челнок, чтобы окончательно подготовить ее к приему обитателей
18.09.2000 (источник: LENTA.ru )

"Атлантис" отстыковался от МКС

Шаттл "Атлантис" отстыковался в понедельник в 07.46 мск от Международной космической станции. В момент расстыковки "Атлантис" находился как раз над российским Центром управления полетами, над городом Щелково (Подмосковье). Как доложил командир экипажа американский астронавт Терренс Уилкатт, отход корабля от станции прошел штатно, без замечаний. В настоящий момент "Атлантис" делает облет станции, с тем чтобы оценить ее внешний вид, убедиться в целости ее конструкций. Маневр ухода "Атлантиса" от МКС должен произойти в 09.32 мск. Приземление шаттла намечено на 20 сентября на 11.50 мск на американском космодроме на мысе Канаверал (штат Флорида).
18.09.2000 (источник: GAZETA.ru//РИА «Новости» )

"Шаттл" Atlantis готовится к посадке

[SpaceViews] Сегодня 20 сентября на космодроме на мысе Канаверал должен совершить посадку "шаттл" Atlantis, завершающий экспедицию на Международную космическую станцию (МКС). Посадка должна состояться в 3 часа 56 мин по местному времени (в 11 часов 56 мин по московскому времени).

Atlantis отстыковался от МКС 18 сентября в 3 часа 46 мин по Гринвичу (7:46 мск) на 2 минуты позже намеченного времени, так как экипажу пришлось ждать перезагрузки компьютера, используемого во время процедуры отстыковки. Однако длительность окна отстыковки составляла 13 мин (в это время МКС была в зоне связи с российскими наземными станциями слежения), поэтому задержка в 2 минуты не имела большого значения.

Сначала Atlantis отошел от МКС на расстояние около 135 м, после чего было сделано два витка вокруг станции, во время которых велась фото- и ведиосъемка МКС. И только после этого Atlantis взял курс домой, а экипаж занялся упаковкой оборудования и подготовкой к возвращению на Землю.
20.09.2000 (источник: InfoArt )

"Шаттл" Atlantis миссии STS-106 вернулся на землю

Сегодня 20 сентября в 3 часа 56 мин по местному времени (в 11 часов 56 мин по московскому времени) на космодроме на мысе Канаверал совершил посадку "шаттл" Atlantis, успешно завершивший экспедицию на Международную космическую станцию (МКС). Его международный экипаж в составе командира корабля Терри Уилкутта (Terry Wilcutt), штурмана Скотта Олтмана (Scott Altman) и специалистов Эдварда Лу (Ed Lu), Рика Мастраччио (Rick Mastracchio), Дэна Барбэнка (Dan Burbank), Юрия Маленченко и Бориса Морукова успешно выполнил всю программу полета. На борт МКС было перенесено около 3 тонн разнообразных грузов, доставленных на станцию самим "шаттлом" и кораблем "Прогресс". На станции было установлено все необходимое оборудование для обеспечения жизнедеятельности астронавтов.

Во время этой экспедиции Юрий Маленченко и Эдвард Лу совершили выход в открытый космос и в течение 6,5 часов выполняли работы на внешней поверхности станции. "Шаттл" доставил на МКС 3 батареи для модуля "Звезда", которые и были установлены экипажем на этом модуле. Правда с одной батареей возникли проблемы, но ее ремонтом теперь займется первый долговременный экипаж. На модуле "Звезда" были установлены преобразователи мощности, благодаря которым российский модуль сможет использовать энергию, генерируемую американскими солнечными панелями. Эти панели установят на внешней поверхности станции в конце этого года. Лу и Маленченко также установили на модуле "Звезда" систему "Электон", которая будет использоваться для регенерации воздуха на станции. Члены экипажа "шаттла" также установили на модуле "Звезда" "беговую дорожку", на которой будут тренироваться астронавты. Подготовлен также стыковочный порт для приема американского лабораторного модуля Destiny, который будет доставлен на! ! МКС в начале 2001 г.

В общем, проведена огромная работа, и МКС теперь готова к приему первого долговременного экипажа, который прибудет на станцию в начале ноября.
20.09.2000 (источник: InfoArt )

Готовится к старту "шаттл" Discovery

Только что закончилась экспедиция на Международную космическую станцию (МКС) "шаттла" Atlantis, а на стартовой площадке уже готовится отправиться к той же цели другой "шаттл" - Discovery (миссия STS-92). Его запуск должен состояться вечером 5 октября. Напомним, что это будет 100-й полет за всю историю программы Space Shuttle. В составе экипажа Discovery семь астронавтов: командир Брайан Даффи (Brian Duffy), штурман Памела Мелрой (Pamela Melroy) и специалисты Лерой Чао (Leroy Chiao), Питер Уисофф (Peter Wisoff), Майкл Лопез-Алджериа (Michael Lopez-Algeria), Уильям Макартур (William McArthur) и японский астронавт Коити Ваката (Koichi Wakata).

Discovery доставит на МКС так называемую ферму Z1, которая является одним из элементов внешнего каркаса станции. Вес этой фермы - около 8,3 тонн. Экипажу Discovery предстоит установить ее на модуль Unity. Эта ферма будет извлечена из грузового отсека "шаттла" с помощью робота-манипулятора, управлять которым будет Коити Ваката. Далее монтаж этой фермы будет осуществляться уже вручную. Для этого предусмотрено 4 выхода в открытый космос.
21.09.2000 (источник: InfoArt )

Некоторые итоги экспедиции "шаттла" Atlantis миссии STS-106

[SpaceViews] Вчера 20 сентября точно в назначенное время - 3 часа 56 мин по местному времени (11 часов 56 мин мск) "шаттл" Atlantis коснулся посадочной полосы на территории космического центра им. Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде. Никаких проблем при посадке зафиксировано не было, правда посадка оказалась довольно жесткой, и одна из видеокамер, записывающих этот процесс, даже временно отключилась. Это был 99-й полет в истории "шаттлов".

Экспедиция Atlantis'а к Международной космической станции (МКС) продолжалась 11 дней 19 часов и 10 минут. К самой станции "шаттл" был пристыкован в течение 7 дней 21 часа и 54 минут. Экипаж в составе 7 человек (командир Терри Уилкутт (Terry Wilcutt), штурман Скотт Олтман (Scott D. Altman) и специалисты Эдвард Лу (Edward T. Lu), Ричард Мастраччио (Richard A Mastracchio), Дэниэл Барбэнк (Daniel C. Burbank), Юрий Маленченко и Борис Моруков) успешно выполнил всю программу полета. Астронавты перетащили на МКС 3 тонны грузов, доставленных самим "шаттлом" и беспилотным кораблем "Прогресс", который пристыковался к модулю "Звезда" в августе этого года. Среди этих грузов были продукты питания, вода, предметы личной гигиены и тренажер "бегущая дорожка" для первого долговременного экипажа МКС.

Экипаж Atlantis'а установил на модуле "Звезда" три батареи (из них сейчас работают нормально только две) и заменил две батареи на модуле "Заря". На МКС также смонтированы основной генератор кислорода и системы контроля безопасности. Во время выхода в открытый космос Юрий Маленченко и Эдвард Лу установили все необходимые кабели, соединяющие модули "Заря" и "Звезда", и смонтировали на внешней поверхности модуля "Звезда" магнетометр, который будет использоваться в работе системы ориентации станции.

"Шаттл" также выполнил 4 маневра по подъему орбиты МКС, высота которой увеличилась в среднем на 22,5 км. Теперь ее параметры составляют 388 на 375 км.

В общем, экипаж Atlantis'а подготовил станцию к приему первого долговременного экипажа, который должен прибыть в первых числах ноября. В его составе два российских космонавта - Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев, и американский астронавт Уильям Шеперд (William Shepherd), который будет командиром этого экипажа. Согласно намеченным планам они отправятся на МКС 30 октября 2000 г. на корабле "Союз". Запуск будет осуществлен с космодрома Байконур. Этот экипаж проведет на станции 4 месяца.
21.09.2000 (источник: InfoArt )

16-летний хакер, взломавший сеть NASA, приговорен к шестимесячному заключению

Как сообщает агентство Associated Press, юный хакер, взломавший в прошлом году компьютеры NASA, которые обслуживают Международную космическую станцию, был признан судом виновным и приговорен к 6-месячному заключению за нелегальное проникновение в компьютерные системы, перехват 3300 почтовых сообщений и кражу паролей. Имя юноши не разглашается. В Internet он известен как "cOmrade". В августе и октябре 1999 г. этот cOmrade проник также в американскую военную комьпютерную сеть Defense Threat Reduction Agency, контролирующую ядерную, биологическую, химическую угрозу и угрозу от специальных видов оружия.

Тем временем, в Калифорнии полиция арестовала другого 20-летнего хакера, обвиняемого во взломе компьютеров NASA и сетей нескольких университетов, включая Гарвардский, Стенфордский и Корнелльский. Он проник в 13 компьютеров в центре управления полетами Marshall Space Flight Center (Хантсвилл, шт. Алабама) и скачал патентованного ПО NASA на сумму 1,7 млн дол., поддерживающего среду космической станции. Проверка и восстановление системы обошлись NASA в 41 тыс. дол. После обнаружения взлома она была остановлена на 3 недели. Специалисты считают более удивительным факт выявления хакера, чем самого взлома. Они считают, что в последнее время хакеры значительно повысили свое мастерство, и это создает угрозу безопасности.
24.09.2000 (источник: InfoArt )

Сотрудничество США с Россией в деле строительства МКС потерпело фиаско?

[SpaceViews] Консультативная группа республиканской партии в Конгрессе США распространила доклад "Russia's Road to Corruption" ("Российский путь к коррупции"), одна из глав которого посвящена сотрудничеству США с Россией в проекте строительства Международной космической станции (МКС). В докладе сделан вывод о том, что сотрудничество это было с самого начала плохо продуманным и еще хуже исполненным. Авторы доклада считают, что привлечение России к реализации проекта МКС затягивает строительство станции и увеличивает его стоимость. Прежде всего, этот доклад является камнем в огород нынешней администрации Белого Дома, то есть демократов во главе с президентом Клинтоном. Президент Клинтон и вице-президент Гор обвиняются в том, что на первых этапах работы над проектом МКС в 1993 г., когда уже было ясно, что Россия слаба и экономически и политически, они настаивали на привлечении России к строительству станции, утверждая, что это ускорит реализацию проекта и позволит сэкономить деньги американских налогоплательщиков. Тогда речь шла об экономии в размере 4 млрд дол. и сокращении сроков строительства на 2 года.

В докладе утверждается, что по вине России планы строительства МКС уже не раз пересматривались, и сроки реализации этапов этого проекта неоднократно откладывались. И вообще, проблемы, связанные с участием России в строительстве МКС, обойдутся США в 1-5 млрд дол.

Основные обвинения в создании всех этих проблем авторы доклада предъявляют комиссии Гора-Черномырдина, созданной в 1993 г. Кооперация в области освоения космоса была одним из первых крупных проектов этой комиссии.
25.09.2000 (источник: InfoArt )

МКС готовится к прибытию очередного экипажа "шаттла"

Совсем недавно завершился визит на Международную космическую станцию (МКС) "шаттла" Atlantis. Его экипаж провел большой объем работ по подготовке станции к приему первого долговременного экипажа. Однако до его прибытия МКС посетит еще один "шаттл" - Discovery. Его запуск с космодрома на мысе Канаверал должен состояться вечером 5 октября 2000 г.

Все системы МКС сейчас работают нормально. Особое внимание центры управления полетом в Хьюстоне и Королеве сейчас уделяют электрическим батареям, установленным на модулях "Заря" и "Звезда". Одну из новых батарей на модуле "Звезда" экипажу "шаттла" Atlantis пришлось отключить из-за неисправности, но все остальные батареи работают нормально. На МКС начался сейчас прогрев внутреннего помещения модуля Unity для подготовки к приему семи человек экипажа Discovery.

"Шаттл" Discovery должен будет доставить на МКС дополнительное электронное оборудование для этих батарей. Это два зарядно-разрядных модуля и один преобразователь тока. Экипаж не будет их устанавливать, просто это оборудование будет храниться на станции в качестве запасного на случай каких-то неполадок.

А вообще Discovery доставит на МКС более 11 тонн конструкций, которые экипажу предстоит смонтировать на внешней поверхности станции. Для выполнения этих работ запланировано 4 выхода в открытый космос. На МКС будут установлены ферма Z1 и второй стыковочный порт, к которому в декабре этого года пристыкуется очередной прибывший "шаттл" - Endeavour (его старт намечен на 30 ноября).
29.09.2000 (источник: InfoArt )