Новости

Новости за 2005г.

Новости за 2004г..

Новости за 2003г.

Новости за 2002г.

Новости за 2001г.

Новости за 2000г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь

   

Ноябрь 2000

Транспортный корабль "Союз ТМ-31" с первым экипажем направляется к МКС

Вчера 31 октября в 10 час. 52 мин. 47 с по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Союз-У", которая через 8 минут 50 секунд вывела на околоземную орбиту пилотируемый транспортный корабль "Союз ТМ-31". На нем находится первый долговременный экипаж Международной космической станции (МКС) в составе трех человек: американский астронавт Уильям Шеперд (William Sheperd) - командир экипажа МКС-1, бортинженер-2 корабля "Союз ТМ-31" и два российских космонавта Юрий Гидзенко - командир корабля "Союз ТМ-31" и Сергей Крикалев - бортинженер.
2 ноября в 12 часов 24 минуты по московскому времени корабль "Союз ТМ-31" должен состыковаться с МКС, после чего будут начаты работы по выполнению программы первой долговременной экспедиции, общая продолжительность которой составит 117 дней.
Как сообщается в официальном пресс-релизе РКК "Энергия" экипаж сначала должен будет расконсервировать системы служебного модуля "Звезда" и установить в нем доставленное ранее оборудование. Далее в течение всей экспедиции экипаж должен будет поддерживать работоспособность станции, а также выполнить программу научно-прикладных исследований.
Во время пребывания на МКС экипажу предстоит принять два грузовых корабля "Прогресс", обеспечить их стыковку, разгрузку и расстыковку. Первый "Прогресс" должен отправиться к МКС 14 ноября, а второй - 12 декабря.
Кроме того, за это время на МКС прибудут три "шаттла", и первый долговременный экипаж станции должен будет обеспечивать их стыковку. Первый из них - "шаттл" Endeavour - должен стартовать 1 декабря. Он доставит на станцию солнечные панели, которые будут укреплены на ферме Z1, фотогальванический модуль и другое оборудование. Запуск второго "шаттла" - Atlantis - намечен на 18 января 2001 г., он доставит на МКС американский лабораторный модуль Destiny. Третий "шаттл" - Discovery - отправится на МКС 15 февраля 2001 г. На нем на станцию прибудет многоцелевой модуль Leonardo и второй долговременный экипаж.
Ну а нынешний экипаж 24 февраля вернется на Discovery на Землю. Согласно последним планам, посадка Discovery должна состояться 26 февраля 2001 г.
01.11.2000 (источник: InfoArt )

"Союз ТМ-31" в среду утром совершит второй манёвр сближения с МКС

Пилотируемый космический корабль "Союз ТМ-31", совершающим полет к Международной космической станции /МКС/ с первой долговременной российско-американской экспедицией космонавтов, сегодня около полудня совершит второй маневр по сближению с МКС. Об этом сообщил руководитель пресс-службы российского ЦУПа Владимир Лындин. Накануне по командам с Земли экипаж космонавтов провел первый двухимпульсный маневр дальнего сближения с МКС, подняв орбиту своего корабля над землей примерно на 50 км. Сейчас его максимальное удаление от Земли составляет 280 км, а минимальное - 250 км. Сегодня утром, в 07.02 мск от МКС должен быть отстыкован грузовой корабль "Прогресс М1", привезший груз на эту станцию в начале минувшего месяца и который затем был разгружен. Остатки топлива этого "грузовика" перекачены в баки МКС. После отстыковки транспортный корабль "Прогресс М1" будет затоплен в водах Тихого океана между Южной Америкой и Австралией. К освободившемуся стыковочному узлу МКС в четверг должен причалить направляющийся к этой станции пилотируемый корабль "Союз ТМ-31" с первой долговременной российско-американской экспедицией.
01.11.2000 (источник: GAZETA.ru//РИА «Новости» )

В США полет "Союз ТМ-31" называют "исторической миссией"

"Исторической миссией" называют в США полет космического корабля "Союз ТМ-31" к Международной космической станции с первой долговременной российско-американской экспедицией космонавтов. Стыковка пилотируемого корабля "Союз ТМ-31" с Международной космической станцией, как ожидается, произойдет 2 ноября около 12.30 по московскому времени. Она будет осуществлена в автоматическом режиме. При полете к МКС командиром корабля "Союз ТМ-31" является российский космонавт Юрий Гидзенко. После причаливания к станции функции командира экипажа перейдут к американскому астронавту Уильяму Шепарду. Третий член экспедиции, российский космонавт Сергей Крикалев, на всех этапах полета будет выполнять обязанности борт-инженера. Как заявил в интервью СNN Уильям Шепард, его поразила "скорость и эффективность" работы коллектива на космодроме Байконур.
01.11.2000 (источник: GAZETA.ru//РИА «Новости» )

Сегодня грузовой космический корабль "Прогресс-М1" отстыковался отМеждународной космической станции, освободив причал на служебном модуле "Звезда".

Международная космическая станция готова принять первую длительную экспедицию. Грузовой космический корабль "Прогресс-М1" доставил на станцию дополнительное оборудование и в 10 часов 53 минуты после удачной расстыковки был затоплен в районе Тихого океана. Стыковочный узел освободился. Завтра к нему причалит пилотируемый корабль "Союз ТМ-31" с совместным российско-американским экипажем. А дальше - 117 дней космической командировки. Сегодня в полдень космонавты провели второй маневр по сближению с Международной станцией. Стыковка российского космического корабля пройдет в автоматическом режиме. Но по необходимости экипаж готов причалить к станции вручную. Каждый день в космосе рассчитан по минутам. Чтобы обеспечить работу модулей станции "Заря", "Юнити" и "Звезда" космонавтам нужно будет соединить все вычислительные комплексы в единую систему. А затем проверить всю бортовую служебную аппаратуру. Кроме того, нужно расставить по местам грузы и оборудование, уже доставленные на станцию транспортным кораблем "Прогресс-М1" и американским космическим челноком "Дискавери". Космонавты также проведут серии медико-биологических исследований и технических экспериментов. По программе МКС в ноябре к станции вылетят еще два российских грузовика серии "Прогресс-М1" и американский космический корабль системы "Спейс-шаттл", который доставит на станцию панели солнечной батареи и секции основной монтажной фермы.
АВТОР=А.БАРХАТОВ
01.11.2000 (источник: ВЕСТИ )

Сегодня должна состояться стыковка корабля "Союз" с МКС

Сегодня 2 ноября 2000 г. в 12 часов 24 минуты по московскому времени должна состояться стыковка транспортного корабля "Союз ТМ-31" с Международной космической станцией (МКС). На "Союзе" на станцию прибудет первый долговременный экипаж в составе американского астронавта Уильяма Шеперда (командир экипажа) и двух российских космонавтов - Юрия Гидзенко (командир корабля "Союз") и Сергея Крикалева (бортинженер). Корабль "Союз" должен пристыковаться к модулю "Звезда". Вчера от него был отстыкован грузовой корабль "Прогресс", который прибыл на МКС 8 августа. По командам с земли "Прогресс" был сведен с орбиты и затоплен в Тихом океане.
Сегодняшнюю стыковку планируется провести в автоматическом режиме, и только в случае возникновения каких-то проблем экипаж проведет стыковку вручную.
Прямой видеорепортаж о стыковке корабля "Союз" с МКС можно будет посмотреть на Web-сайте РКК "Энергия" по адресу www.energia.ru.
02.11.2000 (источник: InfoArt )

Начальник Центра подготовки космонавтов: У.Шепард назначен командиром корабля "Союз ТМ" по политическим мотивам

Назначение командиром международного экипажа первой длительной экспедиции на Международную космическую станцию американца Уильяма Шепарда - это "решение в политическом плане". Такое мнение в передаче "Герой дня" на телеканале НТВ высказал начальник Центра подготовки космонавтов имени Гагарина Петр Климук. Он подчеркнул, что распределение обязанностей между членами экипажа корабля "Союз ТМ" было осуществлено "на паритетных началах". П.Климук признал, что У.Шепард - "человек с жестким характером, педант", однако заверил, что "экипаж друг другу подходит". По его словам, никаких конфликтов между космонавтами не будет, "поскольку они хорошо знают характер друг друга".
02.11.2000 (источник: InfoArt // РИА РосБизнесКонсалтинг )

Корабль "Союз ТМ-31" успешно состыковался с Международной космической станцией

Сегодня 2 ноября корабль "Союз ТМ-31" успешно состыковался с Международной космической станцией (МКС). Контакт стыковочных узлов "Союза" и модуля "Звезда" произошел в 12 часов 21 минуту по московскому времени.
На корабле "Союз" на МКС прибыл экипаж первой длительной экспедиции. В составе экипажа американский астронавт Уильям Шеперд (командир экипажа) и два российских космонавта - Юрий Гидзенко (командир корабля "Союз") и Сергей Крикалев (бортинженер).
Стыковка как и планировалось была произведена в автоматическом режиме. В момент стыковки корабль "Союз" и МКС находились над территорией Казахстана. В 12 часов 34 минуты была завершена проверка герметичности переходного отсека, и экипаж получил из Центра управления полетом разрешение на открытие люков для входа на МКС.
Предполагается, что пребывание первого экипажа на МКС продлится в течение 117 дней, а вернется он на Землю на "шаттле" Discovery 26 февраля 20001 г. Этот "шаттл" доставит на МКС следующий экипаж.
Ну а корабль "Союз ТМ-31" останется пристыкованным к модулю "Звезда" еще в течение полугода. Он будет выполнять функции спасательного корабля для экипажа МКС в случае каких-либо аварий.
Итак, сегодня 2 ноября 2000 г. космос снова стал "постоянно" обитаемым.
02.11.2000 (источник: InfoArt )

"Шаттл" Discovery отправился из Калифорнии во Флориду

"Шаттл" Discovery вернулся из своего последнего полета на строительство Международной космической станции (МКС) 24 октября 2000 г. Посадка была произведена с опозданием на 2 дня из-за плохих погодных условий. Причем приземлился "шаттл" не на мысе Канаверал, откуда он взлетал, а на другом побережье США - в Калифорнии на территории базы ВВС США Эдвардс.
Далее "шаттлу" предстояло путешествие обратно во Флориду на борту специально оборудованного грузового самолета Boeing 747. Однако и здесь первоначальные сроки были сорваны по погодным условиям. Из-за сильного ветра задерживалась и подготовка "шаттла" к полету и сам полет.
Наконец вчера 2 ноября в 8 часов 50 мин по местному времени самолет Boeing 747 с "шаттлом" на борту взлетел с аэродрома базы Эдвардс. Затем он произвел промежуточную посадку на базе ВВС Альтус в Оклахоме для дозаправки топливом и ночевки. Так что на родной космодром на мысе Канаверал "шаттл" Discovery вернется только сегодня 3 ноября в середине дня.
Ну а в очередной космический полет Discovery отправится 24 февраля 2001 г. Он доставит на МКС экипаж второй долговременной экспедиции и заберет со станции первый экипаж, который прибыл на МКС только вчера.
02.11.2000 (источник: InfoArt )

Первый долговременный экипаж МКС начал свою работу на станции

Вчера 2 ноября 2000 г. на Международную космическую станцию (МКС) на корабле "Союз ТМ-31" прибыл экипаж первой долговременной экспедиции. В его составе: американский астронавт Уильям Шеперд (командир МКС-1) и два российских космонавта Юрий Гидзенко (командир корабля "Союз ТМ-31" и пилот МКС-1) и Сергей Крикалев - бортинженер.
Стыковка была произведена полностью в автоматическом режиме. Касание стыковочного узла "Союза" с портом служебного модуля "Звезда" МКС произошло в 12 часов 21 мин по московскому времени. После завершения стыковки и проверки герметичности стыка в 13 часов 40 минут по московскому времени были открыты переходные люки между кораблем "Союз" и служебным модулем "Звезда". Первыми на территорию МКС "зашли" российские космонавты Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко.
В первую очередь на МКС был включен свет, туалет, коммуникационное оборудование и система сигнализации. Затем Гидзенко и Крикалев открыли переходные люки в следующий модуль - "Заря". В третий модуль станции - американский Unity - люк будет закрыт около месяце до прибытия "шаттла" Endeavour с экспедицией посещения. В модуле Unity сейчас очень жарко, так как он специально повернут в сторону солнца. Это было сделано для того, чтобы из-за холода не вышли из строя гироскопы, установленные на ферме Z1, которая в свою очередь установлена на модуле Unity. После того как экипаж "шаттла" установит на этой ферме комплект солнечных панелей, мощность энергетической установки станции станет достаточной для включения нагревателей на ферме и поддержания нормального микроклимата во внутренних помещениях МКС.
Вчера во время сеанса радиосвязи с руководством NASA командир экипажа Уильям Шеперд обратился к администратору NASA Дэниэлу Голдину с просьбой использовать для связи позывной "Альфа" и вообще назвать этим именем станцию. Голдин согласился пока на временное использование этого названия до конца первой долговременной экспедиции.
Экипажу теперь предстоит разобрать многочисленные грузы, ранее доставленные на МКС, установить и привести в рабочее состояние разнообразное оборудование и подготовиться к приему первого грузового корабля "Прогресс". Он прибудет на МКС 18 ноября и пристыкуется к модулю "Заря". А 1 декабря на МКС отправится "шаттл" Endeavour.
Первый долговременный экипаж будет работать на МКС до 24 февраля 2001 г., и отправится на Землю на борту "шаттла" Discovery, который доставит на станцию второй экипаж.
02.11.2000 (источник: InfoArt )

В космосе выращивают новый язык

Совместные космические полеты российско-американских экипажей породили новое явление. Речь идет об универсальном русско-английском языке, который используется на орбите. Космонавты-астронавты даже придумали ему название – «рунглиш» (runglish).

Для успешной работы на орбите экипажу пришлось разработать универсальную систему символов, а в общении между собой использовать смесь русского и английского языков.
Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в пресс-службе Российского авиационно-космического агентства (РАКА), система символов и языковой смеси сложилась сама собой в ходе подготовки совместного экипажа МКС. По словам пресс-секретаря РАКА Сергея Горбунова, перед совместным полетом российские космонавты учили английский язык, а американцы – русский. Тем не менее, во время совместной работы бывают моменты, когда проще, например, употребить русское слово вместо английского. Или наоборот – по-английски название какого-нибудь прибора запомнить легче, чем по-русски. В этом случае экипаж в общении использует своеобразную русско-английскую языковую смесь, которую в шутку назвали «рунглиш» (runglish). У космонавтов уже выработалось множество устойчивых выражений на этом языке.
Командир экипажа МКС Майкл Шеппард отнесся к внедрению «рунглиша» абсолютно нормально. Как говорят те, с кем он общался непосредственно перед стартом, ему даже нравится говорить на смеси английского и русского. Правда, перед полетом пришлось взять несколько дополнительных уроков русского, но это не составило для Шеппарда проблемы. Что же касается Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева, то они откровенно веселились, осваивая азы «космического» языка. Газета Le Figaro в посвященной новому языку статье заметила, что «столь необычное сплетение двух языков вызвало интерес у всех специалистов в области лингвистики, так что не исключено, что после окончания экспедиции космонавтов попросят предоставить отчет о том, как они постигали искусство общения на «рунглише». По словам же Сергея Горбунова, пока еще всерьез никто не занимался изучением этого феномена.
По словам Горбунова, кроме «космического» языка, российско-американский экипаж выработал универсальную систему символов для обозначения тумблеров и кнопок на приборах. Дело в том, что приборы были собраны на разных российских предприятиях и, например, на одних кнопках написано «выкл», а на других – «откл». Для русских здесь никакой проблемы нет – они прекрасно понимают, что это кнопки отключения. У американцев же возникли некоторые трудности. Поэтому, по словам Горбунова, для этих кнопок экипаж решил использовать символ «Ї». То же самое проделали со множеством других кнопок – им «присвоили» определенные значки. В итоге должно получиться нечто похожее на обозначения у современного телевизора или видеомагнитофона – какой бы фирмой не был изготовлен этот прибор, на нем всегда используются одинаковые символы. Свои предложения о назначении символов экипаж передает специалистам-разработчикам, и те меняют названия кнопок на соответствующие значки.
Михаил Котов, Аннета Сокольникова
02.11.2000 (источник: GAZETA.ru )

Стыковка

Напомним, что российская ракета «Союз У» с российским же кораблём «Союз ТМ-31» стартовала во вторник в 10.52,32 утра по московскому времени с космодрома Байконур. В 11.02 корабль с первым международным экипажем МКС вышел на околоземную орбиту. Это первый полёт российского корабля к Международной космической станции.
Первые международные соглашения о постройке МКС были подписаны ещё в начале 90-х годов. В частности, Россия присоединилась к проекту 2 сентября 1993 года. Окончательное соглашение о создании и использовании МКС всеми государствами-партнерами было подписано 29 января 1998 года в Вашингтоне, после чего началось строительство первого модуля. Сборка станции на орбите началась 20 ноября 1998 года, когда российская ракета-носитель «Протон-К» вывела на орбиту основу будущей МКС — функционально-грузовой блок «Заря». После этого корабли США и России подняли на орбиту ещё два блока — жилой «Юнити-1» и научный «Звезда».
Кроме того, на орбиту вылетало 5 международных строительных бригад, которые проводили развёртку оборудования, проверку всех систем и готовили станцию для первой большой космической экспедиции.
По проекту станции её окончательная масса составит почти 470 тонн. Сейчас, когда МКС состоит из трёх блоков, её длина составляет 88 метров, ширина 110 метров и высота 21,5 метра.
Пилот МКС Юрий Гидзенко летал в космос всего один раз, в 1995 году, однако пробыл там почти полгода. В качестве командира 20-й экспедиции на станцию «Мир» он провёл на орбите 179 дней.
Сергей Крикалёв, бортинженер МКС, первый раз улетел за пределы земной атмосферы в 1988 году. Тогда он, также в качестве бортинженера, провёл в составе 6-й экспедиции на станцию «Мир» 151 день. Во время своего второго полёта Крикалёв семь раз выходил в открытый космос, проведя за бортом станции в общей сложности больше 38 часов. Второй полёт в космос стал для него самым длительным — космонавт отсутствовал на Земле 311 дней. Остальные полёты также стали для Крикалёва знаковыми — во время третьего рейса он стал первым российским космонавтом, полетевшим на орбиту на американском корабле, а четвёртый полёт в космос он совершил в составе первой краткосрочной экспедиции на МКС. За четыре рейса в космос он налетал 483 дня 9 часов 37 минут 26 секунд.
Для Уильяма Шеппарда это первый полёт в космос в качестве капитана экспедиции. Однако он не менее опытный космонавт, чем его российские коллеги, хотя ни разу не проводил на орбите Земли больше недели. За три рейса в космос он налетал 18 дней 2 часа 11 минут 55 секунд.
Предполагается, что на МКС все они пробудут 117 суток. Основные задачи первой длительной экспедиции — приведение модулей станции «Заря», «Юнити» и «Звезда» в рабочее состояние и собственно комплекс научно-технических работ.
Чтобы выполнить свою задачу, космонавты объединят бортовые вычислительные комплексы в единую систему. Кроме того, им предстоит разместить по соответствующим отсекам станции грузы и оборудование дооснащения, доставленные ранее транспортным кораблем «Прогресс М1» и американским космическим челноком «Дискавери». В рамках научной программы предусмотрено проведение более 20 медико-биологических исследований и технических экспериментов. Все научные исследования космонавты будут вести в российском научном модуле МКС.
Кроме того, космонавты примут оборудование и материалы с трёх американских космических шаттлов и трёх российских «грузовиков» «Прогресс М1». Корабли доставят не только научные приборы и средства поддержки жизнедеятельности — в январе на орбиту поднимется ещё одна лаборатория, американская. Для полной состыковки нового модуля и МКС космонавты планируют несколько раз выйти в открытый космос.
Примечательно, что обратно на Землю экипаж вернётся на последнем из трёх американских челноков, которые будут в течение полёта экспедиции доставлять на орбиту грузы и материалы. А «Союз ТМ-31», на котором в четверг долгожители МКС прилетели «домой», будет постоянно пристыкован к станции. Он послужит спасательным кораблём на случай, если возникнет необходимость эвакуации экипажа с МКС.
Сергей Ивашко
02.11.2000 (источник: GAZETA.ru )

Экипаж МКС начал разборку грузов и установку оборудования на станции

[NASA] Вчера 3 ноября первый долговременный экипаж Международной космической станции (МКС) провел свой первый полный рабочий день на этом комплексе. Основными задачами на этот день были установка ключевых систем жизнеобеспечения и дополнительного коммуникационного оборудования.
Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев установили в модуле "Звезда" российскую систему регенерации воздуха, которая так и называется "Воздух". Она предназначается для удаления из воздуха избыточного углекислого газа, который потом "выбрасывается" за борт станции. Эта система заменит одноразовые канистры с гидроксидом лития, которые ранее использовались для поглощения углекислоты.
Уильям Шеперд часть дня занимался подключением портативных компьютеров к бортовой системе видеоконференц-связи. С помощью этой системы члены экипажа могут общаться с российским и американским наземными центрами управления через американские спутники связи серии TDRS, а также отправлять и принимать по электронной почте файлы разных форматов, в том числе и видео.
Сергей Крикалев занимался установкой центрального компьютера на модуле "Звезда". Этот компьютер возьмет на себя большую часть функций по управлению оборудованием модуля "Звезда" на начальной фазе строительства МКС. Кроме того, Крикалев вместе с Юрием Гидзенко пытались разобраться с неисправной батареей на модуле "Звезда". Это одна из трех батарей, которые были установлены на модуле в сентябре этого года экипажем "шаттла" Atlantis. Крикалев доложил в центр управления полетом, что один из штырьков разъема на одном из элементов батареи, скорее всего, погнут или вообще сломан. Так что, возможно, проблемы с зарядом этой батареи возникли именно по этой причине. Теперь специалисты российского ЦУПа будут анализировать ситуацию, а затем выдадут рекомендации экипажу о дальнейших действиях для разрешения этой проблемы. Тем не менее, шести исправных батарей на модуле "Звезда" вполне пока хватает для обеспечения станции электроэнергией.
Сегодня у экипажа также будет полный рабочий день, во время которого будет продолжена работа над системой "Воздух". Сегодня планируется также установить компрессор кондиционера воздуха.
Командир экипажа Билл Шеперд уже жаловался в центр управления в Хьюстоне на чересчур большие рабочие нагрузки. Станция вся буквально завалена тоннами доставленных ранее грузов, и найти что-то нужное весьма проблематично. В общем, проблемы как у обычных новоселов. Шеперд просил хотя бы немного сократить дневные рабочие задания, чтобы выкроить время на разборку грузов.
В воскресенье на МКС должен быть выходной. Вообще-то предполагается, что экипаж во время этой экспедиции будет работать как на Земле: пять дней рабочих и два выходных.
04.11.2000 (источник: InfoArt )

Президент России высказался за продолжение совместной работы с США и другими странами по программе Международной космической станции

Президент Российской Федерации Владимир Путин и Президент Соединенных Штатов Америки Билл Клинтон обменялись посланиями в связи с запуском с космодрома Байконур российско-американского экипажа на Международную космическую станцию. Как сообщили в пресс-службе Президента РФ, в своем послании В.В.Путин отметил, что этот запуск знаменует собой начало нового этапа - работы станции в режиме постоянного пилотирования.
Президент России высказался за продолжение тесной совместной работы с США и другими странами по программе МКС, реализация которой, по мнению Владимира Путина, является важнейшим приоритетом в деле мирного освоения космоса.
04.11.2000 (источник: Ореанда )

"Шаттл" Discovery вернулся на родной космодром

24 октября 2000 г. "шаттл" Discovery, летавший к Международной космической станции, из-за неблагоприятных погодных условий в районе космодрома на мысе Канаверал во Флориде был вынужден приземлиться на другом побережье США - в Калифорнии на территории базы ВВС США Эдвардс. Однако потом погода испортилась и в Калифорнии, и с отправкой "шаттла" во Флориду возникли проблемы. Из-за сильного ветра пришлось на несколько дней отложить монтаж "шаттла" на специально оборудованном грузовом самолете Boeing 747 и сам полет.
С базы Эдвардс самолет с Discovery на борту взлетел только 2 ноября в 8 часов 50 мин по местному времени. Затем он произвел промежуточную посадку на базе ВВС Альтус в Оклахоме для дозаправки топливом. Далее "шаттл" отправился на базу ВВС Уайтмен (Whiteman) в штате Миссури, где и переждал ночь. Утром 3 ноября на рассвете самолет с Discovery взлетел и направился на базу ВВС Уорнер Роббинс (Warner Robbins), где была проведена еще одна дозаправка топливом. В итоге, на мыс Канаверал Discovery прибыл только в 16:30 по местному времени.
Теперь Discovery предстоит подготовка к следующему полету на МКС. Он намечен на 24 февраля 2001 г. Discovery должен будет доставить на МКС экипаж второй долговременной экспедиции и забрать со станции первый экипаж в составе Уильяма Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева.
05.11.2000 (источник: InfoArt )

Экипаж МКС продолжает монтаж оборудования жизнеобеспечения стации

[NASA] Вчера 4 ноября на Международной космической станции (МКС) несмотря на субботу, был довольно напряженный рабочий день. Экипаж в составе Билла Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева продолжал монтаж оборудования в помещениях служебного модуля "Звезда".
С самого утра была проведена проверка российской системы регенерации воздуха "Воздух", монтаж который был проведен накануне. Эта система предназначена для удаления углекислоты из воздуха и выброса ее за борт станции. Российский ЦУП подтвердил нормальную работу этой системы, и теперь для удаления избытков углекислого газа экипаж больше не будет пользоваться одноразовыми канистрами с гидроксидом лития.
Экипаж также установил на модуле "Звезда" российскую систему "Электрон", которая предназначается для генерации кислорода из воды. Однако после проверки работы этой системы она не сразу будет задействована в качестве основного средства пополнения кислорода в воздухе на борту МКС. Прежде чем она заработает на полную мощность, на ферме Z1 должны быть установлены солнечные панели. Эти панели будут доставлены и смонтированы в следующий прилет "шаттла" на станцию. Запуск "шаттла" Endeavour миссии STS-97 запланирован на 30 ноября 2000 г. А пока для пополнения запасов кислорода в воздухе экипаж пользуется одноразовыми химическими генераторами (по одной штуке в день).
Кроме того, вчера в модуле "Звезда" был установлен компрессор для системы кондиционирования воздуха, которая будет поддерживать нужную температуру и влажность воздуха в помещении. Хотя пока и без этой системы температура воздуха на МКС составляет около 24 градусов С, а влажность 40-50%. Вчера в этой системе была замечена небольшая утечка фреона из одного из фланцев. Из российского ЦУПа экипажу поступило указание надеть защитные маски и перчатки, но присутствующий в ЦУПе врач от NASA сказал, что такая утечка не представляет никакой опасности для здоровья. Пока место утечки временно замотано тефлоновой лентой.
Экипаж также установил российскую портативную компьютерную систему, которая помимо всего прочего будет еще вести и учет имеющегося на станции оборудования, снаряжения, расходных материалов и пр. Кроме того, была завершена установка центрального компьютера модуля "Звезда", начатая днем раньше.
Сегодня у экипажа МКС выходной день.
05.11.2000 (источник: InfoArt )

Экипаж МКС продолжает работы по установке оборудования на модуле "Звезда"

5 ноября у экипажа Международной космической станции (МКС) Билла Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева официально был выходным. В этот день были проведены сеансы связи с семьями, и на борт станции были переданы материалы с российскими новостями. Новости на английском языке для командира Билла Шеперда обещали передать позже. Несмотря на выходной, экипаж успешно "запустил" одну из двух не работавших до сих пор батарей на модуле "Звезда". Теперь с семью работающими батареями энергии должно хватить для включения системы генерации кислорода "Электрон", не дожидаясь установки солнечных панелей на ферме Z1. Теперь на "Звезде" не работает только одна батарея, в которой, как предполагается, сломан или погнут контактный штырек в одном из разъемов.
Вчера 6 ноября космонавты занимались установкой кабелей для системы генерации воздуха "Электрон" и продолжали работы по организации компьютерной сети и подключению к ней портативных компьютеров. С помощью этой сети, экипаж сможет отправлять электронную почту и файлы разных форматов в центры управления в Хьюстоне и Королеве. Однако, у экипажа возникли проблемы с запуском некоторых компьютеров, и, кроме того, в горах доставленного оборудования пока не удалось найти нескольких кабелей, совместимых с американскими и российскими компьютерами.
Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев завершили установку телевизионного монитора и ручных систем управления для системы стыковки "ТОРУ". Эта система будет использована экипажем в случае, если возникнут проблемы в работе системы автоматической стыковки беспилотного грузового корабля "Прогресс", который должен прибыть на станцию 18 ноября 2000 г. (его запуск запланирован на 16 ноября). Установленное оборудование уже успешно прошло проверку.
Кроме того, вчера 6 ноября экипаж провел первые занятия на тренажере: Шеперд, Гидзенко и Крикалев крутили педали на велоэргометре.
07.11.2000 (источник: InfoArt )

К старту готовится "шаттл" Endeavour

[NASA] На космодроме на мысе Канаверал сейчас идет подготовка к очередному запуску "шаттла" к Международной космической станции (МКС). Это будет "шаттл" Endeavour. Его старт намечен на 30 ноября. Полет рассчитан на 10 дней. Основная задача - доставка и установка на ферме Z1 солнечных панелей, которые должны обеспечить электроэнергией все оборудование имеющихся сейчас на орбите модулей МКС. В составе экипажа - 5 человек. Вчера 6 ноября они прибыли на космодром для участия в стандартном демонстрационном тесте предстартовой подготовки.
С течение последних двух дней на "шаттле" Endeavour были успешно проведены испытания трех вспомогательных блоков питания. Прошли также тесты твердотопливных ракетных ускорителей. Предстоят еще испытания "шаттла" на герметичность. На 8 ноября у экипажа намечены "репетиции" по одеванию скафандров перед стартом, включению основного двигателя и аварийной эвакуации.
08.11.2000 (источник: InfoArt )

Экипаж МКС опробовал новый тренажер и завершил монтаж системы генерации кислорода

[NASA] 7 ноября первый экипаж Международной космической станции (МКС) в составе Билла Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева завершил установку электронного оборудования и всех кабелей для системы генерации кислорода "Электрон". Эта система будет вырабатывать кислород из воды методом электролиза. Предполагается, что система "Электрон" начнет работать завтра 9 ноября и станет основным источником кислорода на станции. До сих пор для этого использовались специальные одноразовые химические генераторы по одной штуке в день на каждого члена экипажа.
Космонавты также провели вчера первую тренировку на новом тренажере - беговой дорожке. Эта дорожка была установлена на МКС экипажем "шаттла" Atlantis в сентябре этого года. Дорожка оснащена специальной системой, гасящей вибрации, возникающие во время выполнения упражнений. Эти вибрации могут передаваться всему корпусу станции и мешать проведению тонких научных экспериментов, до которых дело еще не дошло, но непременно дойдет в будущем.
Пока все системы МКС работают нормально, а сама станция сейчас находится на орбите высотой 381 км.
08.11.2000 (источник: InfoArt )

Экипаж МКС после напряженной трудовой недели получил три выходных дня

[NASA] На борту Международной космической станции (МКС) Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев продолжают работы по установке и наладке оборудования, необходимого для нормальной эксплуатации станции. Они уже полностью завершили монтаж основной системы генерации кислорода "Электрон", которая производит кислород из воды методом электролиза. Эта система была включена вчера 9 ноября. Теперь она заменит одноразовые химические генераторы кислорода, которыми экипаж пользовался до сих пор.
Кроме того, космонавты почти закончили работы по организации бортовой компьютерной сети, с помощью которой можно будет принимать и отправлять электронную почту.
8 ноября на станции возникли проблемы с кондиционером воздуха. Он отключился после того, как в его системе для сбора конденсата скопилось слишком много воды. Эта система поглощает влагу из воздуха и из нее периодически нужно сливать скопившуюся воду. Как оказалось, фильтр для воды был установлен неправильно, и вода стекала внутрь корпуса. С проблемой успешно справился Сергей Крикалев.
Командиру экипажа Биллу Шеперду из американского ЦУПа сначала сообщили, что новым президентом США стал Джордж Буш, а потом передали, что поторопились с этой новостью, и ничего пока неизвестно. А сам Билл Шеперд попросил прислать ему на борт фотографию своей жены Бет, сделанную в момент, когда она курила "традиционную" сигару сразу после запуска корабля "Союз" с космодрома Байконур.
Российский ЦУП продолжает подготовку к запуску грузового корабля "Прогресс", который на следующей неделе должен доставить на МКС различные грузы. Старт назначен на 16 ноября 2000 г. в 4 часа 32 мин мск. 18 ноября в 6 часов 07 мин "Прогресс" должен пристыковаться к модулю "Заря". Стыковка будет проведена в автоматическом режиме, но в случае возникновения каких-то проблем, экипаж возьмет управление на себя, и осуществит стыковку с помощью российской системы "ТОРУ". Экипаж МКС должен будет разгрузить "Прогресс" до прибытия "шаттла" Endeavour, который доставит на станцию огромные солнечные панели.
Билл Шеперд также высказал претензии к работе системы связи OCA, принадлежащей NASA, через которую ведутся переговоры с московским ЦУПом. Качество связи таково, что даже Гидзенко и Крикалев с трудом могут разобрать слова своих российских коллег, а Шеперд практически ничего не понимает.
Экипаж также предупредили о надвигающемся мощном солнечном шторме, из-за которого поток высокоэнергетичных протонов в окрестностях Земли должен возрасти в 100 тыс. раз по сравнению с нормальным уровнем. Предполагается, что шторм продлится в течение 45 минут. Правда, по мнению медиков, кратковременная повышенная солнечная активность не должна нанести ущерба здоровью экипажа. Тем не менее, на время шторма экипаж должен будет перейти в наиболее защищенную кормовую часть модуля "Звезда".
По решению руководителей проекта экипажу МКС было передано, что в ближайшие субботу, воскресенье и понедельник у них будут выходные. Три выходных даются в качестве компенсации за предыдущую напряженную неделю и работу в прошлую субботу.
10.11.2000 (источник: InfoArt )

Зубы - они и в космосе зубы

Российские ученые из Института медико-биологических проблем решили провести эксперимент с целью изучения ткани зубов и микробиологического состояния ротовой полости в космосе, пишет газета "Московский комсомолец". В качестве объектов исследования выступят члены первого экипажа Международной космической станции. Результаты эксперимента позволят ученым оценить влияние замкнутого пространства станции на микрофлору человека, состояние десен и зубов. Существует предположение, что космический бактериальный набор несколько отличается от земного.
12.11.2000 (источник: InfoArt )

У экипажа МКС началась новая рабочая неделя

По решению центров управления полетом первого экипажа МКС 11, 12 и 13 ноября были для космонавтов выходными. Третий день отдыха в понедельник 13 ноября был предоставлен в качестве компенсации за напряженную работу в субботу 4 ноября. Так что, КЗоТ на орбите соблюдается.
Сегодня 14 ноября у экипажа началась новая рабочая неделя, и основная задача, стоящая перед Биллом Шепердом, Юрием Гидзенко и Сергеем Крикалевым, это подготовка к приему и обеспечение стыковки транспортного грузового корабля "Прогресс М1-4".
Сегодня ракета-носитель с кораблем "Прогресс" будет доставлена на стартовую площадку на космодроме Байконур. Запуск должен состояться 16 ноября 2000 г. в 4 часа 32 минуты по московскому времени. Если старт будет произведен в намеченное время, то 18 ноября в 6 часов 07 мин "Прогресс" состыкуется с модулем "Заря". Предполагается, что стыковка будет проведена в автоматическом режиме, но в случае возникновения каких-то проблем, экипаж с помощью системы "ТОРУ" осуществит стыковку вручную. Затем космонавты должны будут разгрузить "Прогресс", причем это надо успеть сделать до прибытия на МКС "шаттла" Endeavour, который доставит на станцию огромные солнечные панели. Запуск Endeavour назначен на 30 ноября 2000 г.
14.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

"Шаттл" Endeavour доставлен на стартовую площадку

Очередной запуск "шаттла", который отправится к Международной космической станции (МКС), намечен на вечер 30 ноября в 20 часов 05 мин по местному времени. Это будет "шаттл" Endeavour. 13 ноября он был доставлен на одну из стартовых площадок космодрома на мысе Канаверал.
Endeavour доставит на МКС первые две огромные солнечные панели весом 17 тонн. Для их установки астронавты "шаттла" выполнят 3 выхода в открытый космос. Устанавливать панели будут в сложенном виде, и уже по завершении всех работ они должны будут автоматически развернуться, и тогда их длина составит около 73 м.
15.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

Экипаж МКС готовится к приему грузового корабля "Прогресс"

[NASA] После трех дней отдыха первый экипаж Международной космической станции (МКС) начал активную подготовку к приему грузового транспортного корабля "Прогресс", запуск которого с космодрома Байконур должен состояться завтра утром 16 ноября.
Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев уже провели полную "репетицию" прибытия и стыковки корабля "Прогресс". Как сообщается, все проверенные системы, которые будут задействованы по время стыковки, работают нормально. В ходе подготовки было проведено маневрирование, в результате чего станция была должным образом ориентирована в пространстве. Кроме того, были проверены система автоматической стыковки "КУРС" и система ручной стыковки "ТОРУ". Вообще-то стыковка "Прогресса" с МКС должна быть проведена в автоматическом режиме, но в случае каких-то сбоев экипаж возьмет управление на себя и проведет стыковку вручную.
Стыковка запланирована на 18 ноября в 3 часа 07 минут по Гринвичу (6:07 мск). Корабль "Прогресс" доставит на станцию около 2 тонн грузов, которые экипажу предстоит разгрузить в течение двух недель до прибытия "шаттла" Endeavour.
Экипаж также проверил работу имеющегося на МКС медицинского оборудования и провел несколько медицинских тестов. Самочувствие всех космонавтов отличное.
15.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

Грузовой корабль "Прогресс М1-4" отправился к Международной космической станции

Сегодня 16 ноября 2000 г. в 4 часа 32 минуты по московскому времени на космодроме Байконур был произведен запуск ракеты "Союз-У" с транспортным грузовым кораблем "Прогресс М1-4". Через 7 минут после старта корабль "Прогресс" вышел расчетную орбиту с параметрами 237,2 км на 194,3 км и периодом обращения 88,51 мин.
Корабль "Прогресс" должен доставить на Международную космическую станцию (МКС) в общей сложности около двух тонн грузов. Это - топливо, запасы воды и продуктов питания для экипажа, различное оборудование для систем жизнеобеспечения станции, а также другие грузы.
Стыковка с модулем "Заря" МКС должна состояться 18 ноября в 6 часов 7 мин по московскому времени. Предполагается, что она будет произведена полностью в автоматическом режиме, но в случае возникновения каких-то проблем, экипаж возьмет управление на себя и проведет стыковку вручную.
16.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

Ракета-носитель "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс" стартовала сегодня с Байконура на Международную космическую станцию

МОСКВА, 16 ноября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Ракета-носитель "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс М1-4" успешно стартовала сегодня в 4.32 мск с космодрома Байконур на Международную космическую станцию /МКС/. Об этом сообщили ИТАР-ТАСС в Росавиакосмосе. "Грузовик" доставит на МКС топливо, техническое оборудование, комплектующие для системы жизнеобеспечения, а также воду и продукты для работающих на орбите россиян Юрия Гидзенко, Сергея Крикалева и американца Уильяма Шепарда.
Корабль "Прогресс М1-4" выведен на орбиту со следующими параметрами: максимальное удаление от поверхности Земли - 237 км; минимальное удаление от поверхности Земли - 194 км; период обращения 88,5 мин; наклонение 51,6 градуса.
По данным телеметрической информации, бортовые системы космического грузовика работают нормально, его стыковка со станцией намечена на 18 ноября.
16.11.2000 (источник: ПРАЙМ-ТАСС )

Сегодня с космодрома Байконур запущен грузовой корабль "Прогресс-М1"

В субботу утром он должен пристыковаться к Международной космической станции. Посылка, которую получит с Земли российско-американский экипаж, весит две с половиной тонны. В ней - продукты, запас воздуха и воды, приборы и ракетное топливо. А также комплектующие для систем жизнеобеспечения и телевизионной системы МКС. Юрий Гидзенко, Сергей Крикалев и Уильям Шеппард сейчас как раз занимаются наладкой этих узлов станции. Первая экспедиция на МКС продлится 117 суток. За это время ее участники примут два российских транспортных корабля и два экипажа американских космических челноков.
16.11.2000 (источник: ВЕСТИ )

К МКС прилетел «Прогресс» с едой и мылом

В субботу в 06.47 по московскому времени российский грузовой корабль «Прогресс-М1» успешно состыковался с Международной космической станцией. Первоначально планировалось, что стыковка пройдет в автоматическом режиме, однако из-за того, что объекты «смещались относительно друг друга по горизонтали», космонавтам пришлось делать это вручную. Руководил стыковкой российский космонавт Юрий Гидзенко. Об успешной стыковке в ЦУПе узнали только через час, так как во время последнего сближения МКС вышла из зоны «видимости».
«Прогресс-М1» стартовал с космодрома Байконур 16 ноября. Транспортный корабль весом почти 7 тонн доставил первому российско-американскому экипажу длительной экспедиции, находящемуся на борту станции, 2,5 тонны грузов: продукты питания, предметы личной гигиены, научные приборы, системы водообеспечения, оборудование и топливо. В ближайшие две недели космонавты будут разгружать оборудование и продукты, и перекачивать доставленное топливо в баки станции. В начале декабря к международной станции прибудет американский шаттл «Индевор». Он привезет с Земли новые солнечные батареи, которые установят на МКС для дополнительного энергообеспечения станции.
Анна Архипова
18.11.2000 (источник: GAZETA.ru )

Как "шаттл" Discovery летел из Калифорнии во Флориду

Космическое агентство NASA и ВВС США опубликовали подробности о недавней доставке "шаттла" Discovery из Калифорнии во Флориду. Напомним, что во время своего последнего полета из-за неблагоприятных погодных условий на космодроме на мысе Канаверал во Флориде "шаттлу" Discovery пришлось провести на орбите лишних два дня и, в конце концов, приземлиться на территории базы ВВС США Эдвардс в Калифорнии.
Но на этом приключения не закончились. "Шаттл" приземлился 24 октября, но его путешествие к месту старта началось только 2 ноября. На этот раз "шаттл" Discovery должен был лететь не своим ходом, а "верхом" на самолете Boeing 747. Для полета такой конструкции существуют сильные ограничения, в том числе и на погодные условия. Самолет с "шаттлом" должен лететь на высоте порядка 5 км над поверхностью земли. Не допускается полет в условиях облачности, ночью, при температуре ниже -9 градусов С, на расстоянии менее 46 км от грозового фронта. Существуют ограничения и на величину давления атмосферы на высоте полета, а также на турбулентность воздуха.
Выполнить все эти условия непросто, поэтому самолет с "шаттлом" Discovery задержались с вылетом и отправились в путь только 2 ноября. При таких перелетах впереди самолета с "шаттлом" примерно на расстоянии 160 км летит небольшой самолет-разведчик C-141 Pathfinder. Он предупреждает об изменении погодных условий на трассе полета и выдает рекомендации об изменении маршрута. По дороге самолету с "шаттлом" пришлось огибать грозовой фронт и произвести промежуточную посадку на базе ВВС Альтус в Оклахоме для дозаправки топливом и ночевки. Так что на родной космодром на мысе Канаверал "шаттл" Discovery вернулся только 3 ноября в середине дня.
Скоро "шаттл" Discovery отправится в новую экспедицию. 24 февраля 2001 г. он должен снова стартовать к Международной космической станции. Он доставит на МКС экипаж второй долговременной экспедиции и заберет со станции первый экипаж, который там сейчас работает.
20.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

Стыковка грузового корабля "Прогресс" с МКС

В субботу 18 ноября 2000 г. состоялась стыковка российского транспортного грузового корабля "Прогресс М1-4" с Международной космической станцией (МКС). После запуска 16 ноября корабль "Прогресс" в течение двух суток совершал маневры на орбите для сближения с МКС. Предполагалось, что стыковка будет произведена в автоматическом режиме 18 ноября в 6 часов 7 мин по московскому времени, и только в случае возникновения каких-то проблем экипаж должен был взять управление на себя и провести ручную стыковку. Так и произошло.
Когда "Прогресс" приблизился к МКС, то выяснилось, что он идет с большим креном. Автоматическую стыковку в такой ситуации провести было нельзя. "Прогресс" отвели от станции на 12 м, после чего экипаж произвел стыковку вручную с помощью системы "ТОРУ" (телеоператорный режим управления). В итоге стыковка состоялась в 6 часов 47 мин мск, то есть на 40 мин позже ранее намеченного времени.
Российский центр управления полетом отметил высокий профессионализм экипажа при выполнении стыковки в нештатной ситуации. Но по приказу руководителя РКК "Энергия" Юрия Семенова создана комиссия по анализу причин возникновения нештатной ситуации и предотвращению возникновения подобных ситуаций в дальнейшем.
Грузовой корабль "Прогресс" доставил на МКС около 2,2 тонн грузов, в том числе топливо, продукты питания для экипажа, запасы воды, медикаментов, а также различное оборудование для систем обеспечения станции. Все это экипажу предстоит разгрузить в достаточно сжатые сроки - до прилета "шаттла" Endeavour, запуск которого назначен на 30 ноября 2000 г.
20.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

Экипаж "шаттла" Endeavour готовится к экспедиции на МКС

[NASA] 30 ноября в 22:06 по местному времени (в Москве будет уже 1 декабря 02:06) с космодрома на мысе Канаверал к Международной космической станции (МКС) должен отправиться "шаттл" Endeavour. Основная цель этой экспедиции - доставка на МКС и монтаж гигантских солнечных панелей, вес которых вместе с батареями, электронным и охлаждающим оборудованием составляет 17 тонн. По заявлению менеджера программы Space Shuttle Рона Диттемора (Ron Dittemore), экипажу предстоит выполнить самый сложный и тяжелый этап монтажных работ на станции.
В составе экипажа Endeavour миссии STS-97: командир - ветеран американской астронавтики Брент Джетт (Brent Jett), штурман - Майкл Блумфилд (Michael Bloomfield) и три специалиста - Джо Таннер (Joe Tanner), Карлос Норьега (Carlos Noriega) и канадский астронавт Марк Гарно (Marc Garneau). Выходы в открытый космос для проведения монтажных работ выполнят Таннер и Норьега. Они должны будут установить на ферме Z1 солнечные панели и провести подготовительные работы для доставки в январе будущего года лабораторного модуля Destiny.
Endeavour доставит на МКС только первый фрагмент всей системы солнечных панелей, которые предстоит установить на МКС, остальные три блока будут добавлены в течение ближайших нескольких лет. Но и один блок панелей будет впечатлять своими размерами - размах их "крыльев" составит 73 м, а вырабатываемой ими энергии хватит не только для систем жизнеобеспечения имеющихся модулей МКС, но и на проведение научных экспериментов в модуле Destiny.
Кроме того, Endeavour станет первым "шаттлом", посещающим уже обитаемую станцию, где сейчас работает первый долговременный экипаж - Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев.
22.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

Экипаж МКС работал и в американский праздник День Благодарения

Вчера в США был выходной по случаю праздника Дня Благодарения. И хотя в составе экипажа Международной космической станции (МКС) есть один гражданин США - командир Билл Шеперд, день 23 ноября был рабочим для всех. Но по случаю праздника была устроена видеоконференция с Землей, и космонавты поздравили сотрудников ЦУПа в Хьюстоне.
Всю эту неделю экипаж занимался разгрузкой корабля "Прогресс М1-4", доставившего на станцию более двух тонн разных грузов: топливо, продукты питания, одежду, оборудование и подарки от жен и детей.
Как сообщили космонавты в Центр управления полетом, по состоянию на вечер среды они выполнили 70% разгрузочных работ, а к пятнице, то есть к сегодняшнему дню они должны полностью закончить разгрузку "Прогресса".
1 декабря корабль "Прогресс" будет отстыкован от МКС, чтобы не мешать стыковке "шаттла" Endeavour миссии STS-97, который прибудет на станцию 2 декабря. Пока еще неизвестно, будет ли "Прогресс" сразу же сведен с орбиты или его отведут на безопасное расстояние, и он будет находиться неподалеку, чтобы его можно было вновь пристыковать к МКС в начале будущего года. Вопрос этот рассматривается в российском ЦУПе.
В субботу и воскресенье у Билла Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева будут выходными. А на следующей неделе они должны будут завершить приготовления к приему "шаттла" Endeavour и его экипажа. Это будет первый из трех "шаттлов", которые посетят МКС во время пребывания там первого долговременного экипажа.
Все системы МКС работают нормально. Высота орбиты станции - 386 км, период обращения вокруг Земли - 92 мин.
24.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )

Микроскопические безбилетные пассажиры МКС

[NASA] Микробы есть везде, в том числе и там, где не ступала нога человека. Задолго до прибытия первого экипажа на Международную космическую станцию (МКС) там уже поселились микробы - вирусы, бактерии и грибки. Они были занесены туда вместе с аппаратурой, а затем их ряды пополнились микробами, которых доставили туда сами астронавты. Несмотря на то, что они невидимы, микробы представляют определенную опасность. Они могут атаковать не только членов экипажа, но и аппаратуру МКС. И в замкнутом пространстве станции эта проблема может стать очень серьезной.
Уничтожить всех микробов невозможно, кроме того, среди них есть и полезные. Определенный опыт "обуздания" микробов уже накоплен в результате многолетних работ на станции "Мир".
Воздух на станции постоянно должен находиться в движении, чтобы весь он периодически проходил через специальные фильтры и через систему контроля температуры и влажности. Фильтры улавливают мелкие частицы пыли, на которых могут оседать бактерии или грибки. Вода на станции дезинфицируется в аппарате под названием каталитический окислитель. Он нагревает воду до температуры порядка 130 градусов С, при этом большая часть микробов погибает. Но для большей надежности воду еще и иодируют. После подобной процедуры вода содержит менее 100 микробов на 100 миллилитров.
Но есть еще и микробы, которые питаются практически любыми веществами. Такие микробы представляют серьезную опасность для конструкций станции. Разрастаясь на любой поверхности, грибки выделяют кислоту, которая вызывает коррозию данного материала. Например, на станции "Мир" микробы определенного типа прекрасно себя чувствовали даже на металлических поверхностях.
Все материалы, используемые на МКС, предварительно тестируются на устойчивость к грибкам. Для уничтожения этих микробов используются специальные химические препараты. Регулировка влажности воздуха на МКС также является эффективным способом борьбы с ростом микробов. Микробы любят влажную среду, поэтому влажность воздуха стараются снизить до 65-70%. И, наконец, определенные обязанности по борьбе с микробами приходится выполнять и экипажу. Самым простым способом - все внутренние поверхности МКС должны регулярно протираться специальными салфетками, пропитанными антисептическим раствором. Например, этим каждую неделю занимался экипаж на станции "Мир", и такая генеральная уборка была включена в программу полета.
Все эти меры по обеззараживанию воздуха, воды и окружающей обстановки призваны минимизировать количество микробов на МКС и сохранить, таким образом, здоровье членам экипажа до конца экспедиции.
28.11.2000 (источник: Россия-Он-Лайн )