Февраль 2001

"Прогресс" состыковался с МКС

Грузовой корабль "Прогресс М-44", пристыковавшийся к Международной космической станции, доставил российское и американское научное оборудование, продукты и посылки для астронавтов, медицинские принадлежности.
Вес оборудования - 1,480 кг. Кроме того, сообщили ИТАР-ТАСС в Центре управления полетами, космический грузовик привез на станцию запас топлива - 264 кг, окислителя - 488 кг, а также кислород. Общий вес груза - 2, 5 тонны.
28.02.01 (источник: Страна.Ru )

Сегодня грузовой корабль "Прогресс" должен состыковаться с МКС

Сегодня 28 февраля в 12:48 по московскому времени должна состояться стыковка беспилотного грузового корабля "Прогресс М-44" с Международной космической станцией (МКС). "Прогресс" должен причалить к кормовому порту российского модуля "Звезда". Раньше к этому порту был пристыкован корабль "Союз ТМ-31", на котором на МКС прибыл ее нынешний экипаж Билл Шепперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. Но в субботу 24 февраля они перестыковали "Союз" к нижнему порту модуля "Заря".
Предполагается, что стыковка "Прогресса" с МКС будет произведена в автоматическом режиме, но в случае каких-то неполадок управление стыковкой возьмет на себя Юрий Гидзенко, как это ему уже приходилось делать во время прибытия на станцию предыдущего грузовика "Прогресс" в ноябре прошлого года.
"Прогресс М-44" доставит на МКС грузы для следующего долговременного экипажа, который прилетит на станцию в марте этого года. В его составе Юрий Усачев (командир) и бортинженеры Джим Восс (Jim Voss) и Сьюзен Хелмс (Susan Helms).
28.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

На МКС доставлен самый маленький в мире масс-спектрометр

Во время последней экспедиции посещения Международной космической станции (МКС) "шаттл" Atlantis доставил на станцию миниатюрный масс-спектрометр. Этот прибор предполагается использовать для обнаружения утечек различных веществ из внутренних помещений станции. Например, такая утечка воздуха возникла на орбитальной станции "Мир" после повреждения ее обшивки в результате неудачной стыковки.
Правда с помощью этого прибора определить место утечки можно только с внешней поверхности станции. То есть предполагается, что его будут брать с собой астронавты во время выходов в открытый космос. Этот масс-спектрометр может определять утечки аммиака из систем охлаждения станции, ракетного топлива, кислорода, азота и воды.
Длина самого прибора - около 5 см, но он входит в состав системы размером с коробку для обуви и весом около 2,3 кг, которая оснащена еще газоанализатором и соответствующим программным обеспечением. Эта система снабжена небольшим экраном, на который выводится графическая информация об обнаружении определенных газов и их концентрации.
Масс-спектрометры предыдущего поколения установлены на зондах Galileo (исследует Юпитер и его спутники) и Cassini (направляется к Сатурну). Но эти старые масс-спектрометры весят от 9 до 12 кг и потребляют мощность около 25 вт.
26.02.01 (источник: Страна.Ru )

Специалисты Росавиакосмоса и НАСА обсудят проблемы отбора космонавтов на МКС

Делегация Росавиакосмоса сегодня вылетает в США, чтобы принять участие в переговорах по проблемам отбора космонавтов, в том числе и непрофессиональных, для полетов на международную космическую станцию (МКС). Об этом ИТАР-ТАСС сообщили в управлении пилотируемой космонавтики Росавиакосмоса.
Специалисты подчеркивают, что вопрос с первым непрофессиональным космонавтом - американским бизнесменом Деннисом Тито, который, по плану, должен отправиться на российский сегмент МКС в апреле, если и будет обсуждаться, то не среди главных тем. Тем не менее ситуация с этим космическим туристом сейчас достаточно острая. НАСА и ЕКА не приветствуют планы России по организации такого полета. Россия же настаивает на проведении экспедиции. Как сказал ИТАР-ТАСС генеральный директор Росавиакосмоса Юрий Коптев, "мы доказываем партнерам, что нужно поступить так". Юрий Коптев считает, что в дальнейшем следует развивать коммерциализацию МКС, которая не сможет существовать только на бюджетные деньги.
Первоначально планировалось, что Деннис Тито совершит "экскурсию" на российскую станцию "Мир". Однако в связи с предстоящим ее затоплением пришлось перенести полет на борт МКС, что было предусмотрено контрактом американца с российской стороной. Цена контракта составляет 20 миллионов долларов.
27.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Грузовой корабль "Прогресс М-44" стартовал к МКС и вышел на расчетную орбиту

Москва. 26 февраля. ИНТЕРФАКС - Космический грузовой корабль "Прогресс М-44" в понедельник, в 11:09 мск, стартовал с космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС). В 11:18 мск уже вышел на расчетную орбиту. Об этом "Интерфаксу" сообщили в пресс-службе российского Центра управления полетом (г.Королев, Московская обл.).
Параметры орбиты составляют 243 км (максимальное удаление от Земли) и 193 км (минимальное удаление). В течение двух суток грузовой корабль "Прогресс М-44" по командам из российского ЦУПа будет совершать маневры для сближения с Международной космической станцией (МКС).
Как сообщили в ЦУПе, стыковка "грузовика" с МКС намечена на 28 февраля, в 12:47 мск. Корабль предполагается пристыковать со стороны служебного модуля "Звезда".
В данным пресс-службы ЦУПа, грузовой корабль доставит на станцию оборудование для дооснащения российского служебного модуля "Звезда", продукты питания для космонавтов, воду, дополнительный запас воздуха, ракетное топливо.
26.02.01 (источник: ИНТЕРФАКС )

Запуск корабля "Прогресс" с грузом для МКС намечен на сегодня

Запуск космического грузовика "Прогресс - М1" к международной космической станции состоится сегодня. Об этом агентству ИТАР-ТАСС сообщили в Центре управления полетами. Согласно установленному графику ракета-носитель "Союз" с транспортным кораблем "Прогресс" должна стартовать с космодрома Байконур в 11:30 по московскому времени.
Стыковка "Прогресса" с международной космической станцией планируется в среду, 28 февраля, в 12:50 по московскому времени.
26.02.01 (источник: НТВ.Ru )

Экипаж МКС произвел перестыковку пилотируемого корабля "Союз"

24 февраля первый долговременный экипаж Международной космической станции (МКС) в составе Билла Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева провел перестыковку пилотируемого корабля "Союз ТМ-31". На этом корабле космонавты прибыли на станцию 2 ноября 2000 г. и пристыковались к кормовому порту модуля "Звезда". Но этот порт нужно было освободить для причаливания беспилотного грузового корабля "Прогресс", который должен прилететь на МКС в 28 февраля. Его запуск с космодрома Байконур должен состояться 26 февраля в 12:09 по московскому времени.
Операция по перестыковке "Союза" длилась в общей сложности 31 минуту. "Союз" отстыковался от модуля "Звезда" в 10:06 по Гринвичу и, обогнув станцию, пристыковался к "нижнему" порту модуля "Заря" в 10:37. Незадолго до начала отстыковки "Союза" возникли проблемы со связью с наземными центрами управления полетом, но они не повлияли на проведение операции, которая прошла в намеченные сроки. Кораблем "Союз" управлял Юрий Гидзенко.
26.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

В субботу экипаж МКС немножко полетает на корабле "Союз"

[NASA] На субботу 24 февраля у первого долговременного экипажа Международной космической станции (МКС) запланирована операция по перестыковке пилотируемого корабля "Союз ТМ-31" к другому порту. Именно на этом корабле Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев прибыли на МКС. Сейчас он пристыкован к кормовому порту модуля "Звезда", но этот порт нужно освободить для причаливания беспилотного грузового корабля "Прогресс", который прибудет на МКС в 28 февраля (его запуск с космодрома Байконур назначен на 25 февраля 2001 г.). "Прогресс" доставит грузы для очередного долговременного экипажа МКС, который прилетит на станцию на "шаттле" Discovery. Его старт назначен на 8 марта. На этом же "шаттле" вернется на Землю нынешний экипаж МКС.
Управлять "Союзом" будет Юрий Гидзенко, но вместе с ним в корабле будут и остальные члены экипажа. Отстыковка назначена на 10:08 по Гринвичу (13:08 мск). Затем "Союз" должен облететь вокруг станции и пристыковаться к "нижнему" порту модуля "Заря", то есть к тому, который смотрит в сторону Земли. Весь маневр должен занять около 30 минут.
22.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

С борта "шаттла" Atlantis был сделан первый в мире телефонный звонок из космоса

Во время недавно закончившейся экспедиции "шаттла" Atlantis на Международную космическую станцию (МКС) произошло историческое событие, которое, однако, не предусматривалось официальной программой этой миссии.
10 февраля 2000г астронавт Марша Айвинс (Marsha Ivins) впервые в истории человечества сделала два звонка на Землю прямо с борта Atlantis'а с помощью программного Internet-телефона IP SoftPhone производства компании Cisco. Испытание телефона в программе экспедиции не значилось. На борт астронавты взяли не телефонный аппарат, а специальную программу для компьютера, выполняющую функции телефона и передающую речь через Интернет. Это оказалось гораздо проще, так как сертификация аппарата для космического полета была бы сложной и длительной процедурой, а мобильные компьютеры, на которых работает экипаж, уже сертифицированы.
По сообщению компании Cisco, перед полетом специалисты NASA подвергла телефонную программу IP SoftPhone самым суровым испытаниям, имитируя длительные задержки и потери сигнала, обычные для связи с космическими кораблями. После этого разработчики Cisco провели кое-какую модификацию средства управления звонками CallManager (включив в него один сервисный параметр) и программного телефона SoftPhone (был изменен порядок событий в процедуре принятия вызова), и SoftPhone ушел в испытательный полет.
Во время полета Марша Айвинс с разрешения командира "шаттла" Кена Кокрелла опробовала работу телефона IP SoftPhone, для чего на своем компьютере она просто запустила эту программу и позвонила в наземный центр управления полетом. Вызов с ее телефона прошел через шлюз VG-200, через порт FXO и через УАТС на телефон, стоящий на столе директора ЦУПа.
Марша и директор долго о чем-то говорили (предмет обсуждения остался неизвестным), и в конце Марша получила разрешение позвонить еще раз на Землю на один из IP-телефонов Cisco модели 7960 в Центр по работе с грузами (Payload Operations Center). Она снова позвонила, и ей ответил Бретт Парриш, ведущий инженер NASA по данному проекту. Марша спросила, что он чувствует, будучи вторым человеком в мире, который говорит с космосом по телефону. Поговорив с Маршей, Бретт передал трубку другому специалисту NASA Стиву Шадельбауэру (Steve Schadelbauer), который тоже принял участие в разговоре. Разговор с Маршей длился несколько минут. И Бретт, и Стив утверждают, что качество звучания было намного лучше, чем во время сеансов радиосвязи с космическим кораблем.
22.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

"Шаттл" Atlantis совершил посадку в Калифорнии

20 февраля 2001 г., проведя лишних два дня на орбите, "шаттл" Atlantis наконец-то приземлился. Правда, посадка состоялась не на мысе Канаверал во Флориде, а в Калифорнии на территории базы ВВС США Эдвардс. Приземлиться во Флориде на этот раз не позволила низкая облачность. "Шаттл" коснулся посадочной полосы на базе Эдвардс в 20:33 по Гринвичу (23:33 мск). Таким образом, был завершен полет, продолжавшийся 12 дней 21 час 20 минут и 3 секунды, во время которого "шаттл" пролетел около 8,5 млн км и совершил 202 полных витка вокруг Земли.
Это была вторая посадка на базе Эдвардс в истории трех последних полетов "шаттлов". Теперь в течение недели инженеры должны подготовить Atlantis к транспортировке на мыс Канаверал в космический центр им. Кеннеди. Для этого "шаттл" установят на специально оборудованный транспортный самолет Boeing 747. Вся эта операция обойдется NASA в лишний 1 млн дол. и добавит одну-две недели к срокам подготовки "шаттла" к следующему полету, который согласно нынешним планам должен состояться 8 июня 2001 г.
Итак, закончилась очередная экспедиция по постройке Международной космической станции (МКС). Основной целью этой миссии была доставка и пристыковка к МКС ее очередного элемента - американского лабораторного модуля Destiny.
Экипаж Atlantis'а работал на МКС в течение недели с 9 по 16 февраля 2001 г. За это время была выполнена вся запланированная программа. Астронавты Том Джонс и Боб Курбим совершили три выхода в открытый космос, во время которых к американскому модулю Unity был пристыкован модуль Destiny, затем на модуле Destiny был установлен стыковочный порт, проведено подключение нового модуля к бортовым системам станции, на ферме Z1 была установлена коммуникационная антенна и выполнен ряд других работ. За эту неделю также было проведено 4 включения двигателей "шаттла" Atlantis с целью поднятия орбиты МКС.
Первый долговременный экипаж МКС Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев в это время занимался интеграцией оборудования нового лабораторного модуля в состав МКС и принимал участие в погрузочно-разгрузочных работах.
Сейчас в состав МКС входят следующие модули: функциональный грузовой блок "Заря", американский Unity, российский служебный модуль "Звезда", американский лабораторный модуль Destiny. Кроме того, на МКС развернут первый комплект солнечных панелей, а к российскому модулю "Звезда" пристыкован пилотируемый корабль "Союз ТМ-31", на котором на МКС прибыл первый долговременный экипаж.
Масса всего комплекса МКС сейчас составляет около 105 т. Параметры орбиты МКС - 406,7 на 378,9 км, наклонение 51,6 градуса, период обращения вокруг Земли 92 мин.
Следующая экспедиция посещения МКС состоится в марте этого года, старт "шаттла" Discovery с космодрома на мысе Канаверал назначен на 8 марта.
21.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Atlantis может сесть в Марокко

Космический корабль Atlantis так и не смог сесть на Землю. Сейчас челнок «болтается» на высоте 330 километров и ждет, когда на мысе Канаверэл стихнет ветер. Топлива на корабле осталось до среды. Однако главное то, что если корабль начнет посадку, обратного пути у него уже не будет.
Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в Центре управления полетами, сейчас скорость ветра над мысом Канаверэл достигает 39 км/ч. Для безопасной посадки челнока скорость ветра не должна превышать 27 км/ч. Однако американские метеорологи утверждают, что к вечеру (по Москве) ветер над космодромом немного стихнет. По предварительным данным, посадка намечена на 20.27 по московскому времени.
Основная сложность приземления Atlantis состоит в том, что этот корабль – планер, то есть не имеет двигателей. Это значит, что при сходе с орбиты он обратно вернуться не сможет. Поэтому правильность посадки шаттла так сильно зависит от скорости и направления ветра над космодромом. По словам экспертов ЦУПа и NASA, челнок управляется только вручную, с помощью закрылок и рулей, поэтому посадка любого многоразового космического корабля на порядок сложнее любой фигуры высшего пилотажа. Корабль или приземляется, или погибает. Правда, до сих пор при посадках все было нормально, добавили эксперты.
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» эксперт ЦУПа Сергей Пузанов, в NASA рассматривают и запасные варианты посадки: на авиабазе ВВС США "Эдвардс" в Калифорнии и на взлетно-посадочной полосе ракетного полигона "Уайт сэндс" в штате Нью-Мексико.
Однако если ветер, мешающий посадить Atlantis на эти космодромы, не утихнет до среды, США могут посадить челнок в Испании или Марокко. Правда, говорит представитель NASA в ЦУПе Карлос Фонтана, пока техперсонал этих космодромов находится только в режиме ожидания боевой тревоги. Приказа готовить полосы к посадке они еще не получали, так как ещё есть возможность посадить челнок в США.
Тем не менее, по словам Пузанова, американцы сделают все, чтобы посадить корабль на мысе Канаверэл. Даже перевозка челнока из Калифорнии во Флориду обойдется NASA в $1 млн., а транспортировка Atlantis с остальных взлетно-посадочных полос обойдется ещё дороже. Кроме того, посадка корабля на другой космодром отодвинет срок его следующего старта, что сдвинет всю программу полетов американцев на МКС.
Решение о том, куда именно сядет корабль, эксперты NASA примут не позже 19.20 по московскому времени. Это критический момент, в который корабль должен получить импульс на сход с орбиты. Если решение так и не примут, тогда придется ждать ещё несколько витков. Напомним, что американский космический корабль многоразового использования Atlantis стартовал с космодрома на мысе Канаверэл 8 февраля. Корабль доставил на МКС научно-исследовательский блок Destiny и должен был вернуться на Землю 18 февраля в 12.52 по местному времени (20.52 мск).
20.02.01 (источник: Газета.Ru )

НАСА надеется посадить Atlantis сегодня

Управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) США надеется, что посадку американского шаттла Atlantis после двух дней отсрочки, наконец, удастся осуществить сегодня. Метеорологи прогнозируют улучшение погодных условий в районе космодрома на мысе Канаверал (шт.Флорида).
По словам представителей НАСА, возвращение челнока на Землю планируется в 20:27 мск. В качестве запасного варианта рассматривается также возможность посадки на авиабазе ВВС США "Эдвардс" в Калифорнии, либо на влетно-посадочной полосе ракетного полигона "Уайт сэндс" в штате Нью-Мексико.
Как уже сообщалось, возвращение Atlantis с пятью астронавтами на борту, первоначально запланированное на воскресенье, было вновь отменено в понедельник из-за сильного ветра на космодроме на мысе Канаверал, порывы которого достигали 39 км/час. Такой ветер считается опасным для осуществления посадки шаттла. Максимально допустимая скорость ветра при посадке челнока составляет 27 км/час.
По данным НАСА, на борту шаттла достаточно топлива и питания для астронавтов, чтобы оставаться на орбите до среды. В ходе своего 12-суточного полета Atlantis доставил на Международную космическую станцию (МКС) американский научный модуль-лабораторию Destiny.
20.02.01 (источник: РИА "Новости" )

Система очистки воздуха на МКС

Во время своего посещения МКС "шаттл" Atlantis вместе с модулем Destiny доставил на станцию систему обработки и фильтрации воздуха Trace Contaminant Control System (TCCS). Эта система была построена компанией Lockheed Martin Space Systems. Она должна обеспечивать очистку воздуха от более чем 200 различных химических соединений, которые различными способами могут попадать во внутреннюю атмосферу станции. Задача системы TCCS - не допускать, чтобы концентрация этих веществ в обитаемых модулях станции превышала предельно допустимые уровни.
Внутренняя атмосфера в МКС должна быть гораздо более чистой, чем это требуется в современных офисных зданиях. Всего на станции будет установлено 2 системы очистки TCCS: первая - в модуле Destiny, а вторая - в американском модуле Node 3, отправка которого на МКС запланирована на 2005 г. Производительность системы TCCS - 0,25 куб. м воздуха в минуту. Для фильтрации в ней используются два фильтра из разных адсорбционных материалов и высокотемпературный каталитический окислитель (аналогичный по конструкции автомобильному каталитическому дожигателю выхлопных газов). Этот окислитель, который работает при температуре около 400 градусов С, обеспечивает очистку воздуха от легких углеводородных соединений (в первую очередь метана) и формальдегида. Газы, образующиеся в качестве побочных продуктов работы каталитического окислителя, удаляются с помощью хемисорбционного фильтра из гидроксида лития. Экипажам МКС только нужно будет периодическим менять фильтрующие элементы и катализатор в окислителе.
20.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Шаттл Atlantis, 16 февраля отстыковавшийся от Международной космической станции (МКС), в воскресенье так и не смог вернуться на Землю. Из-за сильного ветра на мысе Канаверал астронавтам придется провести в полете как минимум еще одни незапланированные сутки.

Шаттл, который 16 февраля отстыковался от МКС и на борту которого находятся пять астронавтов, должен был приземлиться на мысе Канаверал 18 февраля в 12.52 по местному времени (20.52 мск). Астронавты уже готовились к посадке, когда с Земли им сообщили, что на космодроме нелетная погода и сесть им не удастся.
Дело в том, что на мысе Канаверал с субботы дул сильный ветер — по данным NASA, скорость ветра была свыше 38 км/ч. Учитывая, что допустимая скорость ветра при посадке шаттла составляет 27 км/ч, приземление при таких неблагоприятных условиях вполне могло привести к аварии. Поэтому посадку сначала отложили на два часа, а потом, поняв, что ветер не утихает, решили и вовсе отменить и перенести на следующий день. Теперь планируется, что шаттл сядет на Землю в понедельник, но и это тоже может измениться.
Командование, сообщив астронавтам, а именно командиру шаттла Кеннету Кокреллу, что посадку решено отменить, поблагодарило их за терпение и извинилось за «не лучший день для возвращения домой».
Как рассказали корреспонденту «Газеты.Ru» в пресс-службе «Росавиакосмоса», на какое время назначат посадку шаттла, пока неизвестно. Вполне может быть, что шаттл вернется на Землю даже не в понедельник, а во вторник – как только позволит погода на мысе Канаверал или запасном космодроме на базе Эдвардс, астронавтам на Atlantis дадут команду приземляться.
Однако астронавты вполне комфортно проведут эти дни на орбите. Так называемого запаса прочности (то есть еды, воды, кислорода и прочих средств жизнеподдержания) на шаттле хватит на несколько дней.
По словам сотрудников Центра имени Кэннеди, у них нет опасений за жизнь астронавтов. «Топлива на шаттле хватит минимум до вечера вторника»,– утверждают они.
Напомним, что Atlantis находится в космосе уже 12 дней. Он стал первым космическим кораблем, посетившим постоянный экипаж международной станции. Экспедиция шаттла пристыковала к МКС лабораторный модуль Destiny (так называемый мозг станции), научно-исследовательскую лабораторию и будущий командный пункт МКС, к которому впоследствии будут пристыковываться корабли. В ходе полета Atlantis также «поднял» орбиту МКС на 25 км.
19.02.01 (источник: Газета.Ru )

DVD-плейеры от Sony отправятся в космос

8 марта 2001 г. с космодрома на мысе Канаверал должен состояться запуск "шаттла" Discovery, который отправится на Международную космическую станцию. Все члены его экипажа, в составе которого пять человек, возьмут с собой по одному портативному DVD-плейеру Sony DVP-FX1. Эти плейеры предполагается использовать для воспроизведения музыки и фильмов.
Три члена этого экипажа - Юрий Усачев, Джеймс Восс (James S. Voss) и Сьюзен Хелмс (Susan J. Helms) - останутся на МКС в качестве следующего долговременного экипажа. Они сменят нынешний экипаж МКС Билла Шеперда, Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева, которые вернутся на Discovery на Землю.
Таким образом, на МКС останутся три DVD-плейера и около 50-ти DVD- и CD-дисков. Каждый такой плейер весит около 700 г и оснащен 7-дюймовым ЖК-экраном.
В земном американском магазине плейер Sony DVP-FX1 стоит $1499, но, сколько за них заплатило космическое агентство NASA, не сообщается.
19.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

"Шаттл" Atlantis отстыковался от МКС и направляется домой

[NASA] 16 февраля в 14:06 по Гринвичу (17:06 мск) "шаттл" Atlantis отстыковался от Международной космической станции (МКС), на которую он доставил новый лабораторный модуль Destiny ("Судьба") и около 1350 кг различных грузов и оборудования. Теперь в ближайшие 2-3 недели экипаж МКС Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев будут заниматься распаковкой этих грузов и активизацией оборудования Destiny. Во время отлета от МКС за штурвалом был пилот "шаттла" Марк Полански (Mark Polansky). Сначала Atlantis отошел вниз на расстояние около 140 м, а затем медленно сделал полупетлю в вертикальной плоскости вокруг станции для подробной съемки ее конструкций. Теперь вместе с пристыкованным модулем Destiny станция выглядит так, как показано на рисунке слева.
Астронавты "шаттла" Atlantis - командир Кеннет Кокрелл (Kenneth Cockrell), пилот Марк Полански, борт-инженер Марша Айвинс (Marsha Ivins) и специалисты Томас Джонс (Thomas Jones) и Роберт Курбим (Robert Curbeam) - провели на МКС целую неделю. За это время Том Джонс и Боб Курбим совершили три выхода в открытый космос, во время которых была проведена стыковка модуля Destiny, на этом модуле был смонтирован стыковочный узел и выполнены другие работы на внешней поверхности МКС. Им помогала оператор робота-манипулятора Марша Айвинс.
Если все пойдет по плану, то завтра 18 февраля приблизительно в 17:50 по Гринвичу (20:50 мск) "шаттл" совершит посадку на мысе Канаверал на территории космического центра им. Кеннеди.
17.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Окно на МКС с видом на Землю

В понедельник во время своего второго выхода в космос астронавты "шаттла" Atlantis установили на иллюминатор нового модуля Destiny специальную крышку. Эта крышка должна защитить от внешних агрессивных воздействий открытого космоса самое большое окно на Международной космической станции (МКС). Его диаметр составляет 50 см, и смотрит оно "вниз" на Землю. Изначально предполагалось сделать это окно из обычного авиационного стекла, какое используется в кабине "шаттлов". Однако через такое стекло нельзя вести наблюдения с помощью мощного телескопа или проводить дистанционное зондирование поверхности Земли.
Поэтому для космического окна с видом на Землю компанией The Aerospace Corporation была разработана специальная четырехслойная конструкция с использованием оптического стекла. Была проведена также калибровка оптического оборудования, чтобы впоследствии можно было учесть влияние стекла на результаты дистанционного зондирования. Над этим проектом работала группа из 30 человек. И теперь это окно можно использовать для проведения самых разных наблюдений, в том числе мониторинга коралловых рифов и верхних слоев атмосферы.
15.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

В экспедиции STS-111 на МКС примет участие французский астронавт

[NASA] В составе экипажа "шаттла" миссии STS-111, которая отправится на Международную космическую станцию (МКС) в начале 2002 г., будет и французский астронавт. Это подполковник французских ВВС Филипп Перрен (Philippe Perrin). Он был отобран в отряд астронавтов Французским космическим агентством. В 1996 г. он был направлен в центр подготовки астронавтов космического агентства NASA в Хьюстоне. Прежде чем стать астронавтом Филипп Перрен был летчиком-испытателем французских ВВС. Он летал на более чем 30 типах самолетов, и его общий летный стаж составляет 2500 часов.
Пока в составе экипажа назван только он, фамилии остальных участников экспедиции будут объявлены позднее. Это будет первый полет Перрена в космос.
Миссия STS-111 официально называется Utilization Flight-2, то есть это будет второе посещение МКС с целью доставки дополнительного оборудования и проведения различных экспериментов на борту станции. Программа экспедиции предусматривает также завершение установки оборудования для канадской мобильной сервисной системы Canadian Mobile Servicing System. Все грузы будут доставлены на станцию в специальном грузовом модуле Multipurpose Logistics Module.
15.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

На Международной космической станции вступили в действие гироскопы

Четыре гироскопа, вращающиеся со скоростью более 6000 оборотов в минуту, никак не влияют на орбиту станции, но обеспечивают ее правильную ориентацию в пространстве, следят за тем, чтобы солнечные батареи были направлены на Солнце, а в окне для наблюдения за Землей действительно была Земля. Ранее эта задача выполнялась при помощи специальных двигателей малой мощности.
14.02.01 (источник: Lenta.Ru )

Экипаж МКС обживает модуль Destiny, а экипаж Atlantis'а готовится к третьему выходу в открытый космос

[NASA] Экипаж Международной космической станции (МКС) Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев продолжают работы в новом лабораторном модулей Destiny. Вчера они занимались включением и проверкой работы систем этого модуля. Как оказалось, все оборудование жизнеобеспечения работает нормально за исключением резервной системы удаления углекислого газа, которая при первом включении питания не заработала. Такая же система установлена в российском модуле "Звезда", и на ее работу пока не было никаких нареканий. По команде из ЦУПа питание засбоившей системы было отключено, и сейчас специалисты пытаются разрешить эту проблему. Но на работу модуля эта система не оказывает никакого влияния (к тому же она резервная, а не основная).
Вчера по команде с наземного ЦУПа система ориентации МКС была переведена на гироскопы с электропитанием (ранее ориентация поддерживалась с помощью маневровых двигателей, на что тратилось топливо). Гироскопы работают нормально, и их использование позволит сэкономить топливо на борту МКС. Эти гироскопы были установлены на МКС в сентябре 2000 г., но не использовались, пока вместе с модулем Destiny не прибыло установленное в нем электронное навигационное оборудование.
Вчера также был произведен подъем орбиты МКС, для этого были использованы двигатели "шаттла" Atlantis. Высота МКС над поверхностью Земли была увеличена почти на 26 км, и сейчас она составляет 370 км. До отбытия Atlantis'а будет произведен еще один маневр по подъему орбиты МКС.
Сегодня астронавтам Atlantis'а Тому Джонсу и Бобу Курбиму предстоит третий и последний в этой экспедиции выход в открытый космос. Предполагается, что они будут работать на внешней поверхности станции 5 часов. За это время им предстоит установить запасную коммуникационную антенну, еще раз проверить состояние некоторых соединений между модулем Destiny и его стыковочным портом, ослабить тяги, удерживающие радиатор МКС, провести визуальную инспекцию всей станции и "учения" по эвакуации пострадавшего астронавта.
14.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

На модуле Destiny установлен стыковочный порт PMA-2

Вчера 12 февраля 2001 г. астронавты "шаттла" Atlantis Том Джонс (Thomas Jones) и Роберт Курбим (Robert Curbeam) совершили второй за эту экспедицию выход в открытый космос. Во время их первого выхода была проведена стыковка доставленного Atlantis'ом американского лабораторного модуля Destiny с Международной космической станцией (МКС), а точнее с модулем Unity. Основной задачей вчерашней операции была установка на модуль Destiny стыковочного порта PMA-2. Ранее этот порт был установлен на модуле Unity, и именно к нему причаливали "шаттлы" во время предыдущих посещений МКС (в этот раз "шаттл" пристыковался к другому порту модуля Unity - PMA-3, который "смотрит" в сторону Земли).
Так как со стороны PMA-2 к модулю Unity предстояло пристыковать модуль Destiny, то блок PMA-2 во время первого выхода в открытый космос был временно снят и установлен на ферме Z1. Эта операция была проведена с помощью робота-манипулятора "шаттла" Atlantis, управляла которым Марша Айвинс (Marsha Ivins).
Марша Айвинс управляла рукой робота-манипулятора и вчера, когда блок PMA-2 был снят со своего временного местоположения и установлен на внешний торец модуля Destiny. Первую стыковку к переставленному порту PMA-2 совершит уже следующий "шаттл", который прибудет на МКС. Это будет Discovery, его запуск назначен на 8 марта 2001 г.
На внешней поверхности станции эту операцию обеспечивали Джонс и Курбим. Их выход в открытый космос официально начался в 15:59 по Гринвичу (18:59 мск), именно в этот момент системы питания их скафандров были переключены на автономный режим. Они работали в космосе в течение 6 часов 50 минут. Кроме монтажа порта PMA-2 они установили на иллюминаторе модуля Destiny внешнюю крышку (эта операция ранее была запланирована на третий выход в открытый космос). Это окно модуля Destiny диаметром 50 см сделано из оптического стекла и предназначается для наблюдения за поверхностью Земли. Джонс и Курбим также смонтировали на модуле Destiny конструкцию, на которую потом будет установлен канадский робот-манипулятор. Этот робот предстоит смонтировать астронавтам экспедиции "шаттла" Endeavour STS-100, старт которого намечен на 18 апреля 2001 г.
Во время работы Джонса и Курбима в открытом космосе экипаж МКС Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев занимался проверкой оборудования модуля Distiny. Кроме того, они провели съемку работы Джонса и Курбима на крупноформатную камеру IMAX через уже упоминавшийся иллюминатор модуля Distiny.
13.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Модуль Destiny открыт для посещения

[NASA] 11 февраля астронавты с "шаттла" Atlantis и экипаж Международной космической станции (МКС) впервые вошли в новый лабораторный модуль Destiny, который 10 февраля был пристыкован к МКС. Как сообщается, активизация всех систем модуля Destiny прошла без проблем. Люк был открыт в 14:38 по Гринвичу (17:38 мск), и астронавтам представилась следующая картина интерьера Destiny (см. фото слева). Первыми в модуль вошли командиры экипажей Atlantis'а Кеннет Кокрелл (Kenneth Cockrell) и МКС - Билл Шеперд (Bill Shepherd). После чего в течение 8 часов астронавты занимались включением и проверкой оборудования Destiny.
Сегодня членам экипажа Atlantis'а Тому Джонсу (Tom Jones) и Бобу Курбиму (Bob Curbeam) предстоит второй выход в открытый космос для монтажа на модуле Destiny стыковочного отсека PMA-2.
12.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Лабораторный модуль Destiny пристыкован к МКС

Вчера 10 февраля астронавты "шаттла" Atlantis провели операцию по пристыковке доставленного модуля Destiny к Международной космической станции (МКС). Этот модуль нужно было пристыковать к тому порту модуля Unity, который до этого был занят стыковочным блоком PMA-2, которому во время предыдущих 5 экспедиций причаливали "шаттлы". Поэтому сначала оператору установленного на "шаттле" робота-манипулятора Марше Айвинс (Marsha Ivins) предстояло снять блок PMA-2 и установить его во временное положение на ферме Z1. Эти работы начались в 14:07 по Гринвичу (19:07 мск). Для отсоединения блока PMA-2 от модуля Unity были отвернуты 16 дистанционно управляемых болтов. В это время Том Джонс (Tom Jones) и Боб Курбим (Bob Curbeam) уже готовились к выходу в открытый космос для проведения "ручных" монтажных работ.
В 15:17 по Гринвичу блок PMA-2 был установлен в исходную позицию в нескольких сантиметрах от заданного положения на ферме Z1. Укрепить его на этой ферме предстояло уже с помощью извне. Официально выход Тома Джонса и Боба Курбима в открытый космос начался в 15:50 по Гринвичу. Именно в этот момент они переключили в автономный режим системы питания своих скафандров. Том Джонс направился к ферме Z1, чтобы завершить крепеж стыковочного блока PMA-2. А Боб Курбим сначала должен был в грузовом отсеке "шаттла" отсоединить кабели питания нагревателей модуля Destiny. Затем он удалил чехлы, защищавшие модуль Destiny от загрязнений во время полета.
В 16:39 Марша Айвинс с помощью робота-манипулятора начала перемещение блока PMA-2 с заданное положение на ферме Z1. Ее действиями руководил Том Джонс, видевший "поле боя" в непосредственной близости. Он же защелкнул потом замки, которые должны были удерживать блок в нужном положении.
В 17:23 Марша Айвинс рукой робота-манипулятора захватила модуль Destiny, чтобы извлечь его из грузового отсека "шаттла". Зазор между стенками 15-тонного модуля и грузового отсека составлял всего 6,4 см, так что Марша Айвинс проделала просто ювелирную работу, чтобы извлечь модуль ничего не повредив. При этом она видела все только на экранах двух мониторов, на которые выводились сигналы четырех телевизионных камер, установленных в каждом из углов грузового отсека. После извлечения модуля его еще нужно было развернуть на 180 градусов, чтобы его стыковочный узел встал напротив стыковочного узла Unity. Эта операция была завершена в 18:30. Теперь Марша Айвинс могла уже ориентироваться с помощью камеры, установленной в стыковочном отсеке модуля Unity. Ей также помогал Боб Курбим. Захват стыковочных узлов Destiny и Unity произошел в 19:00, после чего были закручены 16 автоматических болтов, удерживающих Destiny в данном положении. Вся операция была завершена в 19:12 по Гринвичу.
Далее в течение двух часов Том Джонс и Боб Курбим завершали операцию по подключению модуля Destiny к системам станции. Они соединили электрические кабели, магистрали системы кондиционирования и пр. Общая длительность их работы в открытом космосе составила 7 часов 34 минуты.
Затем экипаж "шаттла" в течение нескольких часов занимался подготовкой к открытию переходного люка между Destiny и Unity, и после 14-часового рабочего дня был объявлен отбой. Так что сама эта процедура открытия люка будет проведена сегодня.
11.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

"Шаттл" Atlantis состыковался с МКС

[NASA] Вечером 9 февраля состоялась стыковка "шаттла" Atlantis с Международной космической станцией (МКС). Как сообщается, процесс стыковки прошел без проблем. Контакт между стыковочными узлами Atlantis'a и МКС был установлен в 16:51 по Гринвичу (19:51 мск). В это время Atlantis и МКС находились над акваторией Тихого океана к северо-западу от Новой Зеландии. После проведения всех проверок и подготовительных работ в 19:03 по Гринвичу переходные люки были открыты, и экипажи МКС и Atlantis'a смогли поприветствовать друг друга в модуле Unity. На комплексе МКС-Atlantis сейчас находятся 8 человек: первый долговременный экипаж МКС (Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев) и экипаж Atlantis'a - командир Кен Кокрелл (Ken Cockrell), штурман Марк Полански (Mark Polansky) и специалисты Марша Айвинс (Marsha Ivins), Том Джонс (Tom Jones) и Боб Курбим (Bob Curbeam).
"Шаттл" доставил на МКС американский лабораторный модуль Destiny, который сегодня 10 февраля предстоит пристыковать к модулю Unity. Основные участники этой операции - Том Джонс и Боб Курбим (они будут выполнять работы на внешней поверхности МКС) и Марша Айвинс (она - оператор робота-манипулятора). По плану Том Джонс и Боб Курбим должны выйти в открытый космос в 15:18 по Гринвичу (18:18 мск).
10.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

На сегодня намечена стыковка космического корабля "Атлантис" с МКС

Сегодня американский космический корабль "Атлантис" с экипажем из 5 человек на борту должен пристыковаться к Международной космической станции. Корабль должен доставить на МКС изготовленный в США первый научный модуль "Дестини". Это - самый дорогостоящий американский элемент МКС стоимостью около 1,4 млрд долл. Он состоит из 415 тыс. различных деталей, весит более 14 тонн и имеет в длину 8,5 метров. Возвращение "Атлантиса" на Землю запланировано на 18 февраля, сообщает AP.
09.02.01 (источник: РИА РосБизнесКонсалтинг )

Геннадий Зюганов заявил, что Россия может выйти из проекта по Международной космической станции

Лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов в своем обращении к президенту РФ Владимиру Путину заявил, что в условиях когда руководство США твердо намерено создать национальную систему ПРО, это "вызывает принципиально новую ситуацию в вопросе об орбитальном космическом комплексе "Мир". Равноправное сотрудничество с американцами в рамках Международной космической станции (МКС) становится все более проблематичным".
Как сообщили в пресс-службе КПРФ, по мнению Зюганова, дело идет к постепенному усилению соперничества в космосе, и не исключено, что России придется выходить из проекта по МКС.
"В этих условиях, - считает Г.А.Зюгаонв, - мы должны принять принципиальное решение. Или мы уничтожаем станцию "Мир" и вполне сознательно отказываемся от собственной программы пилотируемых космических полетов с соответствующими социальными и научно-техническими последствиями. Или мы оставляем для себя такую возможность, законсервировав на орбите (после ее подъема) комплекс "Мир".
С учетом крайне важного значения вопроса о станции "Мир" для безопасности России и будущего ее науки и техники руководитель фракции КПРФ просит президента РФ принять группу ученых, специалистов и космонавтов для обсуждения вопросов будущего космического комплекса России.
09.02.01 (источник: Ореанда )

Atlantis повез на орбиту компьютеры

Первоначально старт корабля Atlantis был запланирован на 19 января, но NASA его отложило, чтобы дополнительно проверить все соединения электрокабелей между шаттлом, внешними топливными баками и ускорителями.
В пресс-службе ЦУПа корреспонденту «Газеты.Ru» сообщили, что старт американского космического корабля многоразового использования состоялся в 02.13 по московскому времени. В состав экипажа входят пять астронавтов NASA – Кеннет Кокрелль (Kenneth Cockrell), Марк Полански (Mark Polansky), Марша Айвинз (Marsha Ivins), Томас Джонс (Thomas Jones) и Роберт Кербим (Robert Curbeam). Главная задача американских астронавтов – доставить на МКС специальную лабораторию Destiny весом 16 тонн и стоимостью $1,4 млрд. Модуль Destiny, оборудованный мощными компьютерами, будет исполнять роль командного центра МКС.
По словам специалистов, уже весной на станции начнется научно-исследовательская работа. Всего на МКС будет насчитываться 6 подобных модулей. В частности, скоро на станцию будет отправлен итальянский модуль материально-технического обеспечения Donatello, который уже доставлен на мыс Канаверал.
По словам сотрудников ЦУПа, стыковка Atlantis с МКС запланирована на 19.56 по московскому времени 9 февраля. После того как они состыкуются, прилетевшие на станцию астронавты совершат три выхода в открытый космос для монтажа оборудования Destiny на внешней поверхности корпуса орбитального комплекса. Космонавты первой длительной экспедиции Уильям Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев в это время будут находиться в служебном модуле МКС и будут контролировать работу монтажников. Первый выход в открытый космос запланирован на 10 февраля, второй – на 11 февраля и третий – на 14 февраля.
Atlantis должен отстыковаться от международной космической станции 16 февраля. А уже 18 февраля корабль совершит посадку на мысе Канаверал. По словам специалистов, в зависимости от работы астронавтов Atlantis'а будет планироваться запуск с МКС очередного российского грузового корабля «Прогресс М-44». Сейчас его старт с Байконура намечен на 20 февраля.
Егор Апполонов
08.02.01 (источник: GAZETA.ru )

К МКС стартовал американский корабль Atlantis с лабораторией на борту

В четверг в 2:13 по московскому времени с космодрома на мысе Канаверал (США, штат Флорида) к Международной космической станции стартовал американский космический корабль многоразового использования Atlantis, сообщает CNN. В составе экипажа пять астронавтов NASA.
На борту корабля находится компонент МКС - научная лаборатория Destiny стоимостью 1,4 миллиарда долларов и весом 16 тонн.
Стыковка Atlantis с МКС запланирована на 19:56 по московскому времени 9 февраля.
Первый выход в открытый космос для монтажа оборудования модуля Destiny на внешней поверхности корпуса запланирован на 10 февраля, второй - на 11 февраля и третий - на 14 февраля. В выходах в открытый космос будет принимать участие экипаж американского корабля. Космонавты первой длительной экспедиции Уилльям Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев в это время будут находиться в служебном модуле МКС.
Отстыковку Atlantis от МКС предполагается произвести 16 февраля. 18 февраля корабль должен совершить посадку на мысе Канаверал.
Как сообщили "Интерфаксу" в российском Центре управления полетами, в зависимости от сроков полета Atlantis будет планироваться запуск к МКС очередного российского грузового корабля "Прогресс М-44". Сейчас старт его с Байконура намечен на 20 февраля.
08.02.01 (источник: LENTA.ru )

"Шаттл" Atlantis отправился к Международной космической станции

7 февраля 2001 г. на космодроме на мысе Канаверал во Флориде в 18 часов 13 минут 02 секунды по местному времени (8 февраля в 2:13 мск) состоялся запуск "шаттла" Atlantis миссии STS-98, который отправился к Международной космической станции (МКС). Запуск был задержан на 1 минуту 46 секунд из-за ошибочного сигнала о возможных проблемах с электропитанием.
На борту "шаттла" экипаж из 5 человек: командир Кен Кокрелл (Ken Cockrell), штурман Марк Полански (Mark Polansky) и специалисты Марша Айвинс (Marsha Ivins), Том Джонс (Tom Jones) и Боб Курбим (Bob Curbeam). В грузовом отсеке "шаттла" - американский лабораторный модуль Destiny. Основная цель экспедиции - доставка и монтаж на МКС модуля Destiny, который должен стать "научным сердцем" станции. Вес этого модуля - 14,5 тонн, общая стоимость - 1,38 млрд дол. Построен он был компанией Boeing.
Модуль Destiny будет пристыкован к тому порту модуля Unity, который сейчас занят стыковочным узлом Pressurized Mating Adapter No. 2 (PMA-2). Во время первого выхода астронавтов в открытый космос этот узел будет временно смонтирован на ферме Z1 станции. Затем к модулю Unity будет присоединен модуль Destiny, а потом уже во время второго выхода в открытый космос узел PMA-2 будет переставлен на стыковочный порт модуля Destiny. Работы на внешней поверхности станции будут вести Боб Курбим и Том Джонс. Всего в программе экспедиции запланировано три выхода в открытый космос.
Сегодня экипаж МКС Билл Шеперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев должны отстыковать от МКС грузовой корабль "Прогресс", в который предварительно сложили весь мусор. "Прогресс" закончит свое существование, сгорев в верхних слоях атмосферы. Если все пойдет нормально, то стыковка Atlantis'а с МКС состоится в пятницу 9 февраля около 17:00 по Гринвичу, а через полтора часа после стыковки произойдет встреча экипажа МКС и "шаттла".
08.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Последние приготовления к старту "шаттла" Atlantis

[NASA] Запуск "шаттла" Atlantis миссии STS-98 с космодрома на мысе Канаверал должен состояться сегодня вечером 7 февраля в 18:11 по местному времени (8 февраля 02:11 мск). Основная задача этой экспедиции - доставка и монтаж на МКС американского лабораторного модуля Destiny. По прогнозам метеорологов вероятность приемлемой для сегодняшнего запуска погоды составляет 80%. Если старт будет по какой-либо причине отложен, то вторая и, если понадобится, третья попытки состоятся в четверг и пятницу. На эти дни вероятность благоприятной погоды составляет, соответственно 70% и 80%.
Грузовой и кормовой двигательный отсек "шаттла" уже закрыты для подготовки к запуску. Заминка возникла только с закрытием переходного шлюза "шаттла" из-за незапланированной замены двух скафандров, предназначенных для выхода в открытый космос. По программе этой экспедиции три выхода в открытый космос должны совершить астронавты Томас Джонс (Thomas Jones) и Роберт Курбим (Robert Curbeam). Однако в одном из скафандров была обнаружена негерметичность клапана двигателя вентилятора, которая может проявиться при отказе системы отделения воды скафандра.
При возникновении такой ситуации во время выхода в открытый космос астронавту придется срочно возвращаться в шлюзовой отсек и переключаться на резервную систему подачи кислорода. Во втором скафандре таких неполадок найдено не было, но оказалось, что упомянутый клапан с момента его установки ни разу не проверялся. Поэтому этот скафандр также решили заменить.
07.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

NASA открыло центр управления научными исследованиями на борту МКС

[NASA] В космическом центре им. Маршалла в Хантсвилле (шт. Алабама) состоялось официальное открытие центра управления научными исследованиями на борту Международной космической станции (МКС). Этот центр, получивший название Payload Operations Center (POC) свяжет "наземных" исследователей с находящимися на борту МКС астронавтами и научной аппаратурой. Его помещение общей площадью 1235 кв.м. располагается в "историческом" двухэтажном здании ЦУПа, который осуществлял техническую поддержку полетов кораблей Apollo и космической станции Skylab, запусков "шаттлов" и работ на космических телескопах Hubble и Chandra. В этом же здании располагается центр управления научными миссиями "шаттлов", который обслуживал 25 экспедиций.
В научном ЦУПе МКС специалисты будут работать круглосуточно в три смены, в каждую смену будет дежурить от 13 до 19 инженеров. Центр POC будет определять планы научных исследований на борту МКС и следить за их выполнением. Он будет также определять порядок работы научного оборудования на борту МКС, обеспечивать связь с экипажем по вопросам выполнения научной программы, а также передачу информации на борт МКС и с МКС на землю. У научного ЦУПа будет свой позывной "Хантсвилл" (Huntsville) по своему географическому местоположению.
06.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

В космический центр им. Кеннеди доставлен модуль обслуживания Donatello для МКС

[NASA] 1 февраля в космический центр им. Кеннеди специальным рейсом грузового самолета Airbus Beluga из Милана (Италия) с завода компании Alenia Aerospazio был доставлен многофункциональный модуль обслуживания многоразового использования Donatello, предназначенный для Международной космической стации (МКС). Этот третий из трех модулей обслуживания. Первые два из них Leonardo и Raffaello прибыли в центр им. Кеннеди, соответственно 3 августа 1998 г. и 2 августа 1999 г. Модуль Leonardo отправится на МКС в марте этого года на борту "шаттла" миссии STS-102, модуль Raffaello полетит в апреле на "шаттле" миссии STS-100, а отправка на МКС модуля Donatello запланирована на сентябрь 2004 г.
Donatello - это один из вкладов Италии в строительство МКС. Длина этого цилиндрического модуля около 6,5 м, диаметр -4,5 м, вес - 4,5 тонны. Внутри него можно разместить оборудование и грузы общим весом до 9 тонн.
При отправке на МКС в модуль будут загружены научное оборудование, запчасти и комплектующие для различных систем МКС и другие грузы. Предполагается, что по прибытии на МКС модуль будет пристыкован к станции с помощью руки робота-манипулятора. Обратно с МКС на Землю этот модуль может доставить результаты экспериментов, оборудование подлежащее ремонту и просто мусор.
06.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Американский миллионер Д. Тито приступил к заключительной стадии тренировок по подготовке к полету на МКС

Шестидесятилетний американский миллионер Деннис Тито приступил к заключительной стадии тренировок по подготовке к полету на Международную космическую станцию (МКС). Сообщается, что Д.Тито заплатил 20 млн долл. за возможность присоединиться к российским космонавтам, которые доставят новый российский модуль на станцию. Участие Д.Тито в десятидневной космической миссии, запланированной на апрель, вызвало критику Европейского космического агентства и НАСА. Высказывается мнение о том, что российские власти поступают безответственно, посылая на космическую станцию туриста, до того, как будет полностью завершена ее проверка, сообщает ВВС.
05.02.01 (источник: РИА РосБизнесКонсалтинг )

Замена двух скафандров на "шаттле" Atlantis

[NASA] На "шаттле" Atlantis, который сейчас стоит на стартовой площадке и готовится к запуску, решено заменить два скафандра, предназначенных для выхода в открытый космос. Это решение было принято в связи с тем, что возникли сомнения в их герметичности. Руководство NASA также заявило, что замена скафандров никак не повлияет на сроки запуска "шаттла" Atlantis, старт которого назначен на 7 февраля в 18:11 по местному времени мыса Канаверал (8 февраля 02:11 мск). В этих скафандрах должны выполнить три выхода в открытый космос астронавты Atlantis'а Том Джонс (Tom Jones) и Боб Курбим (Bob Curbeam). Напомним, что основная задача миссии Atlantis'а STS-98 - доставка и монтаж на МКС американского лабораторного модуля Destiny.
Вчера на космодром на мысе Канаверал для подготовки к запуску прибыли все 5 членов экипажа Atlantis'а. Кроме уже упомянутых специалистов Тома Джонса и Боба Курбима, в экспедиции участвуют командир Кен Кокрелл (Ken Cockrell), штурман Марк Полански (Mark Polansky) и специалист Марша Айвинс (Marsha Ivins).
Обратный отсчет времени перед запуском "шаттла" Atlantis был начат по традиции с отметки -43 часа 4 февраля в 22:00 по местному времени (5 февраля 6:00 мск).
05.02.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Запуск транспортного корабля "Прогресс М-44" с космодрома Байконур к Международной космической станции переносится на более поздний срок

Запуск транспортного космического корабля "Прогресс М-44" с космодрома Байконур к Международной космической станции /МКС/ переносится на более поздний срок. Это связано с задержкой запуска американского многоразового транспортного космического корабля Atlantis с первым лабораторным модулем Destiny. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС в пятницу представитель космодрома Байконур.
Пока запуск Atlantis намечен на 7 февраля. После завершения своего орбитального полета через 10 дней американский корабль должен отстыковаться от МКС. Затем к ней может стартовать "Прогресс". Исходя из графика полета Atlantis, старт ракеты-носителя "Союз-У" с кораблем "Прогресс М-44" планировался на 20 февраля.
Руководство Росавиакосмоса приняло решение о переносе запуска корабля "Прогресс М-44". Новая дата старта пока не установлена. Рассматривается возможность запуска ракеты "Союз-У" с "Прогрессом" 22 и 24 февраля, отметил представитель космодрома.
02.02.01 (источник: ПРАЙМ-ТАСС )