Ноябрь 2001

На МКС отправился очередной грузовой корабль "Прогресс"

Вчера вечером в 21 час 24 минуты по московскому времени с космодрома Байконур стартовала ракета "Союз" с грузовым кораблем "Прогресс 6" на борту. "Прогресс" отправился на Международную космическую станцию, он везет туда топливо, воду, продукты питания и одежду для экипажа - все общим весом 2,5 тонны. Это уже шестой грузовик, отправляемый на МКС за время ее полета.
Стыковка его со станцией должна состояться завтра 28 ноября в 22:40 мск. Предполагается, что она будет проведена в автоматическом режиме. Но если автоматической стыковки по какой-то причине не получится, то экипаж проведет ее вручную. Космонавты накануне уже проверили работу системы ТОРУ.
"Прогресс" будет пристыкован к кормовому порту российского служебного модуля "Звезда". Этот порт экипаж МКС освободил на прошлой неделе. К нему был пристыкован предыдущий грузовой "Прогресс", в который загрузили мусор и уже ненужное оборудование, отстыковали от станции и дали импульс вниз, после чего он сгорел в плотных слоях атмосферы.
Нынешний запуск был примечателен тем, что это второй старт ракеты "Союз", первая и вторая ступень которой были оснащены модернизированными двигателями. Первый полет ракеты в такой конфигурации состоялся в мае этого года.

(по материалам Spaceflight Now)

27.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Экипаж МКС начал паковать свои вещи

Вот и подходит к концу экспедиция третьего долговременного экипажа МКС - Фрэнка Калбертсона, Владимира Дежурова и Михаила Тюрина. Вчера они занимались отстыковкой от станции старого грузового корабля "Прогресс", который будет затоплен в Тихом океане. Теперь порт на модуле "Звезда", к которому он был пристыкован в течение почти трех месяцев, свободен., и скоро его займет очередной "грузовик" - запуск "Прогресса-6" назначен на понедельник 26 ноября, а 28 ноября о пристыкуется к станции.
Экипаж номер три также начал подготовку к возвращению домой. Они уже пакуют свои вещи и готовят оборудование станции к прибытию "шаттла" Endeavour, которых доставит их смену - экипаж номер четыре в составе Юрия Онуфриенко (командир) и двух американских астронавтов Дэна Бурша (Dan Bursch) и Карла Уолца (Carl Walz). "Шаттл" стартует с мыса Канаверал 29 ноября. Так что следующая неделя будет на МКС довольно напряженной.
Все системы станции работают сейчас нормально, а сама она находится на орбите высотой 397 км.

23.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Европа замораживает финансирование работ по МКС, пока NASA не определится со своим участием в этом проекте

Напомним, что недавно космическое агентство NASA сообщило о возможном сокращении своей доли в финансировании работ по проекту Международной космической станции. В ответ Росавиакосмос заявил, что если такое решение будет принято, то российская сторона выступит с предложением пересмотреть нынешнее межправительственное соглашение по МКС. Следующим был ход других участников проекта МКС. И он не заставил себя долго ждать.
Вчера Европейское космическое агентство (ESA) заявило о временном прекращении финансирования работ по МКС на общую сумму в 175 млн дол. до тех пор, пока NASA не определится со своим участием в этом проекте. Как подчеркивалось в заявлении, это решение не повлияет на выполнение срочных работ по этому проекту, а цель его - дать понять NASA, что свои обязательства должны выполнять все участники строительства станции и никто не вправе в одностороннем порядке произвольным образом менять их. Все изменения должны согласовываться со всеми участниками проекта МКС.
ESA уже вложило немалые суммы в выполнение научных экспериментов на борту МКС, и обеспокоено тем, что численность экипажа МКС в связи с новыми планами NASA теперь может в обозримом будущем и не увеличиться. А в таком малочисленном составе экипажи не смогут много времени уделять научной программе, они будут заняты в основном обслуживанием самой станции.
Следует также отметить, что ESA выделило на МКС на 5 лет 747 млн дол. и именно из этой суммы оно вычтет 175 млн дол.

(по материалам Cosmiverse)

22.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

50 тыс. часов научных экспериментов на МКС

Научными экспериментами на Международной космической станции (МКС) начинал заниматься еще первый ее долговременный экипаж (Уильям Шепперд, Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев). Правда, они были заняты в основном монтажом и наладкой оборудования жизнеобеспечения станции и на научные эксперименты у них было совсем мало времени. У второго экипажа времени на эти цели было уже побольше, а теперь наукой занимается уже третий экипаж - Фрэнк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин.
Правда, многие из этих экспериментов не отнимают много времени у космонавтов и астронавтов. Например, эксперименты по выращиванию кристаллов идут в автоматическом режиме, нужно только время от времени проверять, в каком режиме работает установка, нет ли каких отклонений.
Вот таким образом, общее время, потраченное на научные эксперименты на МКС, достигло 50 тысяч часов, что составляет 5,8 лет, хотя первый экипаж прилетел туда чуть более года назад.
Сейчас на МКС проводятся эксперименты по выращиванию кристаллов протеинов, по исследованию свойств различных материалов, по определению свойств коллоидов в космосе и т.д.
Часть оборудования и образцов исследуемых материалов должны будут вернуться на Землю вместе с этим экипажем. Другие эксперименты продолжит следующий экипаж - Юрий Онуфриенко, Дэн Бурш и Карл Уолц.

20.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

МКС рискует остаться недостроенной

Недавно независимая комиссия, занимавшаяся финансовыми делами NASA, выявила перерасход средств на строительство МКС в размере 4,5 млрд дол. Весьма сомнительно, что этот перерасход был обоснованным. Но сумма немалая, и взята она из карманов американских налогоплательщиков, поэтому комиссия настоятельно рекомендовала NASA сократить число полетов на станцию, продлив при этом каждую экспедицию "шаттлов", и не увеличивать постоянный экипаж МКС до 7 человек. В качестве еще одного способа сэкономить предлагается увеличить число полетов на МКС, выполняемых на российских кораблях "Союз", запуск которых обходится гораздо дешевле "шаттлов".
Но МКС - это не только американская вотчина, поэтому очевидно, что любые телодвижения NASA вызовут определенную реакцию со стороны других участников проекта МКС. Росавиакосмос уже заявил, что в случае, если NASA в одностороннем порядке сократит свое участие в МКС, то России придется инициировать пересмотр межправительственного соглашения по этому проекту. Обеспокоено и Европейское космическое агентство, которое запланировало проведение на МКС большой программы научных экспериментов, а теперь получается, что выполнять их будет некому.
В общем, МКС как в свое время Вавилонская башня имеет все шансы так и остаться недостроенной.

(по материалам Cosmiverse.com)

09.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

На МКС готовятся к очередному выходу в открытый космос

Последний третий выход в открытый космос, запланированный в программе пребывания на МКС третьего долговременного экипажа, должен состояться в понедельник 12 ноября. Вообще-то изначально его собирались провести 8 ноября, но по просьбе американцев перенесли. Они мотивировали сдвиг сроков тем, что экипажу нужно было отдохнуть после хлопот, связанных с экспедицией посещения, когда на МКС прилетал экипаж российского "Союза" и пробыл на станции неделю.
Если во время первых двух выходов в открытый космос на внешней поверхности станции работали Владимир Дежуров и Михаил Тюрин, то теперь вместо Тюрина пойдет командир экипажа Фрэнк Калбертсон (Frank Culbertson). Для Владимира Дежурова это будет восьмой выход в открытый космос в его жизни. Он будет одет в скафандр с красными полосками. Калбертсон выйдет в открытый космос в первый раз, и на нем будет скафандр с синими полосками. NASA будет транслировать видеорепортаж об этом мероприятии по своему телевизионному каналу, поэтому галантерейные подробности с полосками на скафандрах пригодятся телезрителям, чтобы отличать участников.
Дежуров и Калбертсон должны будут завершить все работы на новом стыковочном модуле "Пирс" и проверить состояние одной из солнечных панелей на модуле "Звезда", которая сразу после запуска в июле 2000 г. полностью не развернулась. В принципе, эта неисправность никак не влияет сейчас на работу оборудования станции. Михаил Тюрин будет следить за работой своих коллег с борта станции, а, кроме того, он должен будет управлять рукой робота-манипулятора Canadarm2, чтобы освещать им место работ и направлять видоискатели телекамер, снимающих всю процедуру для наземных ЦУПов.
Кроме подготовки к выходу в открытый космос экипаж также продолжает научные эксперименты на борту МКС - измеряет уровень космического излучения и выращивает кристаллы, которые, возможно, помогут в создании различных лекарств.

09.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Том Круз будет комментировать трехмерный фильм об МКС

Компания IMAX Corporation собирается весной будущего года выпустить в прокат трехмерный фильм о строительстве Международной космической станции (МКС), сделанный по технологии IMAX (эффект полного присутствия гарантируется). Фильм называется "Космическая станция" (Space Station) Комментировать происходящее за кадром будет небезызвестный Том Круз.
В съемках этого фильма принимали участие 25 астронавтов и космонавтов, которые прошли отдельный курс обучения работе со специальными трехмерными космическими камерами IMAX 3D. Для этого IMAX заключила специальный контракт с NASA и компанией Lockheed Martin. В съемках фильма принимали участие астронавты и космонавты из США, России, Канады, Японии и Европы, которые были в составе семи экипажей "шаттлов" и двух долговременных экипажей МКС. В период с декабря 1998 по июль 2001 года они отсняли около 20 километров 65-миллиметровой пленки.
В общем, зритель получит полное ощущение того, что он прилетает на МКС, живет на ней, принимает участие в ее сборке и превращает ее в постоянно обитаемую научно-исследовательскую станцию.

(по материалам пресс-релиза IMAX)

08.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

NASA собирается сократить полеты "шаттлов" и свое присутствие на МКС

Три месяца специальная комиссия, в состав которой вошли и два нобелевских лауреата, занималась исследованием финансового состояния космического агентства NASA. Результат ее работы будет представлен завтра на заседании Консультативного совета NASA, а комитет по науке палаты представителей Конгресса США обсудит этот отчет в среду.
В докладе говорится, что из-за неэффективного менеджмента затраты на МКС, заявленные в 1993 году в размере 17,4 млрд дол., уже превысили 30 млрд дол. В своем отчете комиссия рекомендует NASA сократить количество американских астронавтов на МКС, а также количество полетов "шаттлов" для строительства и обслуживания станции. Комиссия считает, что в NASA пора провести радикальные реформы и что в управлении агентством есть серьезные "дыры".

(по материалам Ananova)

05.11.01 (источник: Россия-Он-Лайн )

Сегодня у МКС своеобразный день рождения

Сегодня 2 ноября у Международной космической станции (МКС) своеобразный юбилей. В этот день ровно год назад на нее прибыл первый долговременный экипаж - американский астронавт Уильям Шеперд (командир), Юрий Гидзенко и Сергей Крикалев. Они прилетели на российском корабле "Союз ТМ-31", стартовавшего с космодрома Байконур.
Первыми на станцию вошли Гидзенко и Крикалев. Они включили свет, туалет, систему связи и прочее, и космос снова стал постоянно обитаем.
Тогда станция состояла из трех модулей - "Заря", Unity и "Звезда" и фрагмента будущего каркаса - фермы Z1. И весила она тогда около 70 тонн. За год к МКС добавились лабораторный модуль Destiny, огромные солнечные панели, новые элементы каркаса, рука робота-манипулятора и два шлюзовых отсека. Теперь станция весит около 150 тонн.
Если первый экипаж станции занимался главным образом налаживанием работы и обслуживанием ее систем жизнеобеспечения, а на научные эксперименты времени практически не оставалось, то теперь борьба за выживание занимает немного меньше времени и появилась возможность делать то, для чего станция, собственно говоря, и создавалась, то есть различными научными экспериментами.
За год на станции побывало три долговременных экипажа и сейчас там находятся Фрэнк Калбертсон, Владимир Дежуров и Михаил Тюрин (на снимке). В ближайших планах у них - очередной выпуск в открытый космос, который назначен на 12 ноября. А в декабре на МКС на "шаттле" Endeavour прилетит новый экипаж.

(по материалам CNN)