Февраль 2002

Первый швед полетит на МКС будущей весной

Европейское космическое агентство объявило о том, что его астронавт Кристер Фьюглесанг (Christer Fuglesang) из Швеции полетит на Международную космическую станцию (МКС) весной 2003 г. в составе экспедиции "шаттла" миссии STS-116. Кристер Фьюглесанг вообще станет первым шведом, побывавшим в космосе. Мало того, во время этой экспедиции он будет участвовать в трех выходах в открытый космос с целью монтажа очередного элемента каркаса станции. Этот же "шаттл" доставит на МКС восьмой долговременный экипаж, а на обратном пути заберет со станции экипаж седьмой экспедиции.
Фьюглесанг имеет ученую степень по физике элементарных частиц. Он был отобран отряд европейских астронавтов в 1992 году и прошел полный курс подготовки в нескольких центрах - в Европейском центре в Колоне, в Звездном городке и в Хьюстоне в центре им. Джонсона. В Звездном городке в 1993 г. он готовился к российско-европейской экспедиции "Евромир 95" на станцию "Мир". Но во время этой экспедиции он из ЦУПа обеспечивал связь с европейским астронавтом Томасом Рейтером, который провел на станции "Мир" полгода.
В 1996 г. он отправился в центр подготовки в Хьюстон и получил там квалификацию специалиста экипажа для полетов на "шаттлах". В 1998 г. он вернулся в Звездный городок для продолжения курса подготовки и получил квалификацию командира экипажа корабля "Союз", то есть он может руководить посадкой спускаемой капсулы "Союза". Такую квалификацию среди иностранцев имеют очень мало людей.
(по материалам ESA)

28.02.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Поляк не полетит на МКС из-за "длинного языка" Росавиакосмоса

На прошлой неделе 41-летний польский бизнесмен Лешек Чарнецкий был объявлен представителем Росавиакосмоса кандидатом в космические туристы. Было сказано, что он полетит на МКС в октябре этого года.
Как оказалось, польские журналисты очень быстро вычислили своего соотечественника, у которого завалялись 20 млн дол. на полет в космос. А сам господин Чарнецкий заявил, что теперь он, скорее всего, никуда не полетит, поскольку представитель Росавиакосмоса разгласил его имя и планы, то есть, нарушил договоренность о соблюдении конфиденциальности.
(по материалам Ananova)

26.02.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Очередным космическим туристом может стать поп-звезда

Космический туризм, похоже, набирает обороты. Во всяком, случае, от желающих нет отбоя. На этой неделе сначала появилось сообщение о том, что третьим космическим туристом будет женщина, потом выяснилось, что к тренировкам в Звездном городке приступил польский гражданин Лешек Чарнецкий. Значит, поляки уже зарабатывают по 20 млн дол., чтобы в космос слетать. А что же наши олигархи отстают?
Ну а теперь стало известно имя еще одного горячо желающего побывать на МКС. Это лидер американской поп-группы NSync 22-летний Ланс Басс (Lance Bass). О его кандидатуре объявила компания MirCorp. Сам мистер Басс заявил, что слетать в космос - это мечта всей его жизни. Правда, его кандидатуру должен еще одобрить не только Росавиакосмос, но и все остальные участники проекта МКС. Но он уже готов отправиться на 5 или 6 месяцев в Звездный городок для подготовки к полету. Оплачивать путешествие он собирается не из своего кармана. Его спонсором собирается стать телевизионная компания Destiny Productions из Лос-Анджелеса. Само собой предполагается, что в ходе этой экспедиции будет снят фильм, который потом покажут по телевидению. Уже и название придумано: Celebrity Mission: Lance Bass ("Путешествие звезды: Ланс Басс").
Что в отсутствие своего лидера будет делать группа NSync, пока непонятно. Но 3 марта она должна начать свое очередное турне Celebrity 2002.
(по материалам Cosmiverse, Ananova)

22.02.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Новый выход в открытый космос на МКС

Вчера у экипажа МКС был очередной выход в открытый космос, он был третьим по счету за время пребывания Юрия Онуфриенко, Карла Уолца и Дэна Бурша на станции. На этот раз на внешней поверхности МКС работала чисто американская смена - бортинженеры Карл Уолц и Дэн Бурш.
В открытый космос они вышли через американский шлюзовой модуль Quest. Одной из основных задач была как раз проверка оборудования и всех систем этого шлюза. Затем Уолц и Бурш развернули и подключили несколько кабелей, соединившие оборудование лабораторного модуля Destiny с фермой Z1 Truss будущего каркаса станции, удалили два переходника, на которых был смонтирован российский грузовой кран, проверили кабельные соединения на внешне поверхности станции и провели подготовительные работы для будущего монтажа очередного элемента каркаса станции - фермы S0 Truss. Кроме того, они сфотографировали установку MISSE (Materials International Space Station Experiment), в которой образцы различных материалов подвергаются жесткому воздействию космоса (некоторые из них уже изрядно "ободрались").
Во время работы в открытом космосе на скафандрах американских астронавтов находились датчики излучения, работающие по эксперименту EVARM. Цель этого эксперимента - определение доз радиации, которые получают астронавты во время выходов на внешнюю поверхность станции.
Все работы в открытом космосе заняли в общей сложности 5 часов 47 минут.
Пока американцы работали за бортом, их действия записывались на видео с помощью камер, установленных на "руке" канадского робота-манипулятора, смонтированного на внешней поверхности МКС в прошлом году. Управлял работой камер командир экипажа Юрий Онуфриенко.
Таким образом, к настоящему моменту все члены нынешнего экипажа МКС совершили в этой экспедиции по два выхода в открытый космос.

21.02.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Будущий космический турист застраховал свой полет

Второй космический турист миллионер Марк Шаттлворт из ЮАР собирается слетать на МКС в конце апреля этого года. Он полетит на российском корабле "Союз", который стартует с Байконура и отправится на станцию в недельную экспедицию посещения. Командиром экипажа будет Юрий Гидзенко, а бортинженером - итальянский астронавт Роберто Виттори.
На прошлой неделе весь экипаж вернулся из американского центра подготовки астронавтов в Хьюстоне, где проходил недельный курс подготовки. А в пятницу Марк Шаттлворт застраховался в компании Megaruss, которая занимается страхованием космических рисков. Страховой период охватывает время пребывания Шаттлворта в Звездном городке перед полетом, его пребывание на МКС и реабилитационный период после возвращения на Землю. Как всегда, сумма страховки не называется.
(по материалам Space.com)

11.02.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Компьютер на МКС снова работает нормально

Вчера нормальная работа главного компьютера модуля "Звезда" на МКС была вновь восстановлена. Из-за этого сбоя на несколько часов вышла из строя система управления ориентацией станцией, и солнечные панели потеряли направление на Солнце. Однако после перезагрузки компьютер снова стал работать нормально, правда, эта процедура заняла довольно много времени.
NASA подчеркивает, что и во время поломки экипажу, который находится на МКС, ничего не угрожало. Командир Юрий Онуфриенко и бортинженеры Дэн Бурш и Карл Уолц после объявления "тревоги" быстро стали выключать электропитание некоторых экспериментов на тот случай, если мощность, вырабатываемая солнечными панелями, начнет снижаться. Но после этого они вручную сориентировали солнечные панели, и никаких перебоев с электричеством на МКС не случилось.
По какой причине произошел сбой в работе компьютера, пока не известно, но специалисты российского ЦУПа стараются это выяснить.

06.02.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Отказ компьютера вызвал сбой системы наведения МКС

5 февраля отказ бортового компьютера вызвал сбой в работе системы наведения Международной космической станции (МКС) не позволил раскрыться солнечным батареям, сообщил представитель американского центра управления полетом Джеймс Хартфилд.
Представитель центра отметил, что благодаря слаженным действиям экипажа ситуация опасности не представляет. В качестве меры предосторожности два американских астронавта и российский космонавт развернули дублирующую систему.
Причина сбоя компьютера неизвестна. Российскому центру управления полетом его удалось быстро вновь запустить, сообщают специалисты NASA. Однако, по их мнению, потребуется несколько часов для того, чтобы он стал полностью работоспособным. Отказ компьютера вызвал сбой в системе наведения МКС, в результате чего космическая станция не могла сориентировать свои солнечные батареи и направить их точно в сторону Солнца, что необходимо для выработки электричества.

05.02.02 (источник: Коммерсантъ )

NASA не допустит на МКС пьяниц и дебоширов

На прошлой неделе американское космическое агентство NASA опубликовало правила посещения МКС для астронавтов и космических туристов. Документ имеет официальное название "Principles Regarding Processes and Criteria for Selection, Assignment, Training and Certification of ISS (Expedition and Visiting) Crewmembers". Он определяет принципы и критерии отбора любых посетителей МКС (и профессиональных астронавтов, и туристов), а также правила для их подготовки и сертификации.
Этот 9-страничный документ подытоживает два года работы МКС. Когда на МКС летал первый космический турист Дэнис Тито, этих правил еще не было. Напомним, что тогда NASA было резко против этого полета, но в итоге все-таки согласилось, оговорив его пребывание на станции массой условий. Однако при составлении "Правил" NASA явно учло опыт первого туриста. Скоро на МКС должен отправиться второй турист - Марк Шаттлворт из ЮАР, и против него NASA уже не возражало.
Резюме этих правил можно сформулировать следующим образом. Несмотря на то, что космические туристы платят за полет на МКС многие миллионы долларов, тем не менее это не означает, что на станцию пустят любого. Правонарушителям, лжецам, мошенникам, любителям спиртного, наркоманам и прочим недостойным личностям будет в любом случае отказано в доступе на МКС, даже если кандидаты нагрешили в далеком прошлом.
Кроме того, потенциальные посетители станции должны уметь читать и говорить по английски, пройти медицинские тесты, в числе которых будут и психологические, а также соответствующую подготовку в центрах подготовки в Звездном городке и в Хьюстоне.
Теперь этот документ должны одобрить другие участники проекта строительства МКС.
Представитель NASA, однако, подчеркнул, что принятие этого документа не означает, что американцы сами собираются в ближайшее время начать возить на станцию туристов на "шаттлах".
(по материалам CNN)