Октябрь 2002

Противорадиационные щиты МКС малоэффективны

Исследования уровня на радиации на Международной космической станции показали низкую эффективность разработанных в США экранов, призванных уменьшить воздействие радиации на космонавтов. Достаточно высокий уровень радиации на МКС и ее предшественнице станции "Мир" обусловлен столкновениями тяжелых ионов, входящих в состав космических лучей, с алюминиевым корпусом станции. При таких столкновениях высвобождается большое количество вторичных частиц, таких как нейтроны, которые легко проникают внутрь станции.
Для снижения уровня радиации на МКС американские специалисты разработали новый экранирующий материал на основе полиэтилена. Молекулы полимера образованы из более легких, чем алюминий, атомов, менее склонных к выбросу нейтронов. Однако измерение уровня радиации на МКС, проведенное специалистами из России, Австрии и США, показало что полиэтиленовые экраны снижают уровень радиации всего на несколько процентов. В целом, экипаж МКС подвергается воздействию тех же доз радиации, что и экипажи станции "Мир".
Уровень радиации на МКС вполне соответствует санитарным нормам NASA и других космических агентств. Однако в случае выхода в более отдаленные области космоса, где отсутствует защитный эффект магнитосферы Земли, уровень радиации заметно вырастет. В NASA предполагали, что проблему удастся решить за счет использования полиэтиленовых щитов, однако даже после их доработки снижение уровня радиации составит не более 30%. Это означает, что космонавты, отправляющиеся на длительные сроки, например, в первую точку Лагранжа, подвергнут свое здоровье серьезному риску.
(по материалам New Scientist)

25.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Росавиакосмос отложил экспедицию на МКС из-за взрыва ракеты "Союз У"

Экспедиция на МКС отложена из-за аварии при запуске спутника "Фотон-М". Решение о переносе старта на 28 октября было принято на заседании в Росавиакосмосе 18 октября, сообщает Газета.Ру со ссылкой на сотрудника пресс-службы агентства Вячеслава Михайличенко.
Дело в том, что космический корабль с участниками экспедиции должна вывести на орбиту ракета-носитель "Союз У". Неисправность в точно такой же ракете стала причиной аварии во время запуска "Фотона".
Выяснением причин аварии занимается специальная экспертная комиссия, которая пока не пришла ни к каким выводам.
"Мы хотим быть уверены, что с космонавтами ничего не произойдет в полете, и поэтому будем ждать заключения экспертов, которое поступит не раньше 22 октября", - заявил собеседник интернет-издания из Росавиакосмоса.
Согласно предварительным заключениям экспертов, авария произошла из-за неполадок в ракетном блоке "Д". "Отклонения в работе двигателя начались сразу после старта. Эксперты установили аномальные пульсации в двигателе, которые в пять-шесть раз превышали нормы среднестатистического давления. Затем произошел резкий скачок давления вниз, что, скорее всего, было связано с протеканием перекиси водорода на одной из соединительных труб двигателя", - сказал Михайличенко.
Он не исключил, что старт может быть отложен и на более поздний срок. "Если выяснится, что это серийный брак, то мы конечно же отменим запуск", - заявил представитель Росавиакосмоса.
Между тем, в среду основной и дублирующий экипажи очередной четвертой экспедиции посещения МКС прибыли на космодром Байконур для прохождения тренировок.
Напомним, что в результате аварии ракеты-носителя "Союз-У" со спутником-лабораторией "Фотон-М" на космодроме Плесецк погиб один человек, ранения получили восемь.

18.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Из-за аварии в Плесецке может быть отложен запуск очередной экспедиции к МКС

Основной и дублирующий экипажи очередной четвертой экспедиции посещения МКС в среду прибыли на космодром Байконур для прохождения тренировок.
Однако специалисты не исключают того, что намеченный на 28 октября старт пилотируемого корабля "Союз-ТМА" может быть отложен из-за аварии во вторник на космодроме "Плесецк" ракеты-носителя аналогичной серии.
Как сообщает агентство "Интерфакс", специалисты считают целесообразным дождаться, когда будут известны причины этой аварии, и уже после этого осуществлять пилотируемый запуск с Байконура.
"В четверг экипажи весь день будут тренироваться в корабле "Союз-ТМА" и вечером возвратятся в Звездный", - сообщил агентству "Интерфакс-Казахстан" начальник отдела внешних связей центра подготовки космонавтов имени Гагарина Юрий Богородский.

17.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

На МКС завершилась грандиозная стройка

Во вторник на Международной Космической Станции астронавты Пирс Селлерс и Дэвид Вулф завершили последний за эту экспедицию выход в открытый космос.
Они установили 22-ти метровую алюминиевую ферму, по которой будет двигаться специальный манипулятор для транспортировки грузов. Цена всех работ, включая стоимость конструкции, около 400 миллионов долларов. Работы по возведению этого сооружения длились полгода.
После успешного завершения своей мисси, астронавты в среду на шатле «Атлантис» отправятся на Землю.

15.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС ВЫШЛИ 2 АМЕРИКАНЦА. НАШИ СТРАХУЮТ

В понедельник в 18.41 мск в открытый космос на поверхность Международной космической станции (МКС) вышли два астронавта США - Дэвид Вулф и Пирс Селлерс.
Как сообщили в российском Центре управления полетами (ЦУП), работу американских астронавтов подстраховывают российские космонавты 5-й длительной экспедиции на МКС Валерий Корзун и Сергей Трещев: они ведут из российского служебного модуля станции фото- и видеосъемку их работы и в случае возникновения непредвиденных обстоятельств готовы оказать им необходимую помощь.
Американские астронавты Дэвид Вулф и Пирс Селлерс, прилетевшие на МКС в шаттле "Атлантис" 9 октября, в свой завершающий, третий выход в открытый космос (предыдущие два выхода они совершили в конце минувшей недели) проводят дооснастку МКС устройствами, необходимыми для размещения на станции солнечных батарей.
В открытом космосе астронавты будут работать около 6,5 часов, отметили в ЦУПе.

14.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Астронавты с МКС совершили первое космическое путешествие на дрезине

Астронавты на Международной Космической станции испытали мини-железную дорогу, новый участок которой был смонтирован на корпусе станции два дня назад, сообщает Reuters.
С учетом нового участка длина рельсов первой космической железной дороги теперь достигла 30 метров. В дальнейшем она составит 105 метров.
Пока на ней находится специальная ручная дрезина на которой астронавты передвигаются вдоль станции, но в перспективе по рельсам будет перемещаться кран, который будет использоваться для дальнейшего строительства станции и моторизованная тележка которая вместе с краном уже находится на МКС.

13.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

На МКС построили 30-метровую железную дорогу

Американские астронавты Дэвид Вулф (David Wolf) и Пирс Селлерс (Piers Sellers) в четверг присоединили к корпусу Международной космической станции (МКС) новый участок фермы с узкоколейкой, привезенный шаттлом Atlantis, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на NASA.
Перед выходом двух астронавтов в космос члены экипажа Atlantis с помощью дистанционного манипулятора-штанги вывели 15-метровую 14-тонную ферму из грузового отсека шаттла и поместили ее рядом с первым, центральным участком фермы, установленным вдоль корпуса МКС еще в апреле.
С учетом нового участка фермы длина рельсов первой космической железной дороги теперь достигла 30 метров. По ним в перспективе будет перемещаться кран, который будет использоваться для дальнейшего строительства станции. Atlantis также привез с собой тележку, которая будет передвигаться по рельсам.
Вулф и Селлерс совершат еще два выхода в космос - в воскресенье и понедельник.

11.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

"Шаттл" Atlantis состыковался с МКС

Вчера 9 октября в 15:17 по Гринвичу (19:17 мск), то есть на 12 минут раньше срока состоялась стыковка "шаттла" Atlantis с Международной космической станцией. Это произошло на высоте более 320 км над территорией Азии. Два часа спустя открылись переходные люки между "шаттлом" и МКС, и два экипажа смогли встретиться и поприветствовать друг друга. Пятый экипаж МКС (Валерий Корзун, Пегги Уитсон и Сергей Трещев) находится на станции с начала июня и это первые их гости с момента пребывания на МКС. Экипаж Atlantis'а привез на МКС не только очередную ферму для ее каркаса, но и подарки для ее обитателей - свежие фрукты и пирог.
Сейчас на МКС находятся трое российских космонавтов (третьим на Atlantis'е прилетел Федор Юрчихин) и шестеро американских астронавтов. Долго радоваться встрече на орбите им было некогда, так экипажу Atlantis'а нужно было готовиться к первому выходу в открытый космос, который должен состояться сегодня 10 октября. Всего в программе экспедиции запланировано три выхода в открытый космос, каждый длительностью порядка 6 часов. Их выполнят Дэвид Вулф и Пирс Селлерс. Они доставленную в грузовом отсеке Atlantis'а 14-метровую ферму каркаса станции. Первую ферму S0 установили на модуле Destiny во время предыдущей экспедиции Atlantis'а, а теперь ее удлинят фермой S1. Еще на подлете к МКС экипаж Atlantis'а провел проверку робота-манипулятора, с помощью которого предстоит извлечь ферму из грузового отсека и установить ее на предназначенное для нее место.
(по материалам CNN)

10.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Atlantis наконец стартовал

Шаттл Atlantis в понедельник стартовал с миссией к МКС с площадки космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал, сообщает Reuters. Запуск произошел в 15:46 по местному времени. Задача Atlantis - доставить на МКС новый сегмент станции.
Нынешний старт - первый после того, как в июне во всех шаттлах NASA были обнаружены неполадки в системе топливопроводов. Несмотря на устранение всех неисправностей, Atlantis так и не смог стартовать по графику - из-за пришедшего в Мексиканский залив урагана "Лили" (Lili) запуск опять был отложен, так как стихия угрожала находящемуся в Хьюстоне контрольному центру NASA, откуда осуществляется руководство миссией.
В понедельник утром, несмотря на установившуюся хорошую погоду, старт опять перенесли, так как на корабле вновь были обнаружены неполадки: на этот раз в одной из резервных водоотводных систем, обслуживающих топливные электрогенераторы.
К середине дня все неисправности устранили, и шаттл смог взлететь. Старт космического аппарата был заснят камерой, установленной на поверхности топливного бака ракеты-носителя. NASA получило видеоизображение первых двух минут полета - до момента отделения твердотопливных ускорителей. Кадры транслировались по всем телеканалам, передававшим репортаж о запуске корабля.
В настоящее время на МКС находится экипаж в составе американки Пегги Уитсон (Peggy Whitson) и двух россиян - Валерия Корзуна и Сергея Трещева. Экипаж Atlantis везет им в подарок свежие фрукты и ореховый пирог.

08.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Судьба МКС решится в декабре

В течение этого года основные участники проекта строительства Международной космической станции уже неоднократно заявляли о планах сокращения финансирования. Сначала Конгресс США бурно обсуждал перерасход 4 миллиардов долларов, который допустило космическое агентство NASA, после чего было решено в дальнейшем поэкономить и урезать деньги, выделяемые на МКС. Американцы тогда заявили, что в связи с сокращением финансирования увеличить численность экипажей МКС с трех до шести человек в обозримом будущем не представляется возможным.
Сразу стало ясно, что в этом случае научная программа МКС, ради которой, собственно говоря, все и затевалось, полетит под откос, так как сил и времени трех членов экипажа не обслуживание станции и выполнение полной программы научных экспериментов не хватит. Против этого резко возразило Европейское космическое агентство, которое запланировало для МКС обширную научную программу. К тому же тогда, оно не сможет отправлять на МКС своих астронавтов, как предполагалось ранее (согласно договору, начиная с 2004 г. в составе каждого долговременного экипажа должен быть хотя бы один европеец). Но доплачивать из своего кармана оно не собирается и даже заявило о планах сократить свое финансовое участие в проекте МКС на 60%. Отметим еще, что постройка японского лабораторного модуля для МКС по тем же финансовым причинам была перенесена на 2007 год.
А на прошлой неделе Росавиакосмос заявил о катастрофическом положении с государственным финансированием участия России в проекте МКС, и о невозможности в связи с этим оправлять на станцию с той же частотой грузовые корабли "Прогресс" и пилотируемые корабли "Союз", которые используются в качестве средства аварийной эвакуации экипажа. А если на МКС постоянно не будет находиться "Союз", гарантийный срок службы которого в космосе составляет полгода, то и постоянный экипаж держать на станции будет невозможно. Поэтому Росавиакосмос предлагает временно перевести МКС в беспилотный режим полета, хотя все прекрасно понимают, что беспилотный режим чреват всякими сбоями в работе станции.
В общем, получается, что вкладывать деньги в строительство МКС никто не может (или не хочет), и она рискует так и остаться недостроенной, как Вавилонская башня. История повторяется: люди, говорящие на разных языках, не могут договориться, чтобы довести общее дело до конца. И все обвиняют друг друга в невыполнении своих обязательств.
Но очередная попытка договориться будет сделана: на 5 декабря назначены переговоры между экспертами, представляющими Росавиакосмос и NASA. Правда, эти люди все равно не отвечают за выделение денег, и аналогичная встреча, состоявшаяся в июне этого года, закончилась ничем.
(по материалам Spacedaily)

07.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Хьюстонский ЦУП опять управляет МКС

На прошлой неделе в районе Хьюстона, где находится американский ЦУП, проходил ураган, получивший название Лили. Накануне его прихода персонал ЦУПа был эвакуирован, все его оборудование было накрыто полиэтиленом, а управление Международной космической станцией было передано российскому ЦУПу. На самой же станции положение солнечных панелей было жестко зафиксировано, а экипаж отключил освещение и систему кондиционирования воздуха в некоторых отсеках станции. Кроме того, был отложен запуск "шаттла" Atlantis, который был назначен на 2 октября.
В связи с отключением американского ЦУПа российский ЦУП решил перенести запланированную на 2 октября проверку работы двигателей корабля "Прогресс", который сейчас пристыкован к МКС, и подъем орбиты МКС с помощью этих же двигателей.
Ураган Лили оказался в районе Хьюстона не так силен, как прогнозировали синоптики, поэтому выходные в ЦУПе продолжались недолго. Его системы были отключены утром в среду 2 октября, а уже утром в четверг их вновь начали включать, и к вечеру 3 октября управление МКС опять перешло в руки американцев. При этом обе стороны отметили, что передача управления прошла гладко и четко.
В пятницу экипаж МКС (Валерий Корзун, Пегги Уитсон и Сергей Трещев) вернулись в нормальный режим работы и продолжили проведение научных экспериментов и обслуживание станции. Часть рабочего времени они посвятили разгрузке корабля "Прогресс".
Старт "шаттла" Atlantis, который должен отправиться к МКС и доставить туда очередную ферму ее будущего каркаса, судя по всему, состоится сегодня вечером, во всяком случае, пока сообщений о новой задержке не поступало.

07.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Запуск "шаттла" Atlantis из-за урагана отложен до понедельника

Руководство NASA решило отложить запуск "шаттла" Atlantis как минимум до понедельника 7 октября. Во всем виноват ураган Лили (Lili), который приближается к Хьюстону, где в космическом центре им. Джонсона находится американский ЦУП. Персонал ЦУПа решено эвакуировать, все системы отключить, а управление МКС полностью передать в российский ЦУП, где российским специалистам будут помогать несколько сотрудников NASA, которые находятся постоянно.
Пик урагана должен был пройти в районе Хьюстона в среду 2 октября, и если он не нанесет каких-то серьезных повреждений ЦУПу, то его системы начнут включать сегодня, и "шаттл" Atlantis сможет взлететь в понедельник.
Из-за переноса старта был остановлен обратный отсчет времени на космодроме на мысе Канаверал, и техники прекратили подготовительные работы к запуску. Когда решено будет вновь начать работы, то обратный отсчет будет продолжен с отметки -11 часов. Если "шаттл" взлетит в понедельник, то это произойдет в период с 14 до 18 часов по местному времени, а более точное время будет объявлено за сутки до запуска.
(по материалам SpaceFlight Now)

03.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Из-за урагана "Лили" контроль над МКС может перейти к России

Контроль за полетом Международной космической станции может быть полностью передан российскому Центру управления полетами. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", причиной таких перемен может стать временная остановка работы американского центра управления полетами, расположенного в Хьюстоне (Houston), в связи с надвигающимся на город ураганом "Лили" (Lili).
Напомним, "Лили" идет на Техас с Мексиканского залива. Ураган, по прогнозам синоптиков, пройдет в непосредственной близости от Хьюстона 2-3 октября. Предполагается, что центр управления полетами будет на время законсервирован, поскольку его сотрудники не смогут добраться до рабочих мест. По данным российского информагентства, ожидается также, что даже после ухода "Лили" работа американского ЦУП в полном объеме возобновится не сразу.
Как сообщили РИА "Новости" в ЦУПе в Хьюстоне, в связи с ураганом NASA уже приняло решение перенести минимум на сутки запланированный на 3 октября старт шаттла "Атлантис" (Atlantis) к МКС. В связи с возможной необходимостью эвакуации сотрудников Центра не исключаются и дальнейшие отсрочки запуска "Атлантиса".

02.10.02 (источник: Россия-Он-Лайн )