Август 2002

Российские космонавты вернулись на МКС из открытого космоса

Российские космонавты-участники пятой экспедиции на Международную космическую станцию Валерий Корзун и Сергей Трещев закончили работу в открытом космосе и вернулись на станцию, сообщает Associated Press.
Все работы были выполнены успешно. Россияне смонтировали последние противометеоритные защитные панели, установили на корпусе станции две радиолюбительских антенны, а также сняли со станции японское оборудование, которое затем доставят на Землю.
Выход в космос целиком проводится по российской программе.
Во время работы россиян в космосе американская астронавтка Пэгги Уитсон (Peggy Whitson) осуществляла контроль за выходом и связь с землей.
Выход в космос задержался примерно на 27 минут из-за проблем с разгерметизацией выходного отсека.

26.08.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Экипаж Международной космической станции будет работать в открытом космосе

Командиру Валерию Корзуну и бортинженеру Пегги Уитсон предстоит провести вне корабля шесть часов. Столь длительное время необходимо для того, что установить специальные панели. Они защитят МКС от космического мусора.
В центре управления полетов говорят, что эта операция плановая, никакой повышенной опасности для станции нет. Противоосколочные панели защищают станцию от метеоритов и космического мусора, которого на орбите земли уже много. Правда, как говорят в ЦУПе, эти панели смогут защитить только от мелких осколков, крупные обнаруживает автоматика, и тогда станция начинает маневрировать. Часть защитных панелей была установлена еще на земле. Остальные монтируются на орбите. Подобные операции уже проводились, когда на станции устанавливали 13-ти метровую несущую балку и монтировали руку-автомат.
В этот раз космонавты Корзун и Уитсон установят шесть защитных панелей. Если работы будут проходить в штатном режиме, то на всю операцию монтажа потребуется около шести часов. Кроме того, космонавтам предстоит заменить научную аппаратуру, установленную возле двигателей станции. Аппарат "Кромка" следит за степенью загрязнения станции от работы двигателей, используемых при ориентации МКС. Отслуживший свое аппарат отправится на землю, а на его место будет установлен новый.

16.08.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

NASA рассматривает возможность создания корабля для эвакуации экипажа МКС

Астронавты, работающие на Международной космической станции, хорошо обучены действиям в аварийных ситуациях, но для спасения у них должен быть "запасной выход". В качестве такого запасного выхода Американское космическое агентство (NASA) рассматривает возможность создания многоразового летательного аппарата, последователя космических челноков.
Сейчас самый простой и дешевый способ эвакуации экипажа - российский модуль "Союз". Модуль может вернуть на землю трех астронавтов в случае серьезных неполадок на станции или при необходимости срочной медицинской помощи. В случае увеличения экипажа до шести человек для эвакуации могут быть использованы две спускаемых капсулы "Союз".
Однако специалисты обсуждают возможность разработки специального корабля для возвращения экипажа в критических ситуациях. Без такого корабля экипаж станции не может превышать шести человек.
Хотя астронавты обучены приемам оказания общей медицинской помощи и имеют необходимое оборудование (множество лекарств, термометры, шприцы, капельницы, аппарат искусственного дыхания и прибор для ультразвукового обследования органов), возможность проведения каких-либо медицинских операций на борту станции не предусмотрена. В ряде случаев может возникнуть необходимость срочной доставки одного их астронавтов на землю.
С одним модулем "Союз" при экстренной эвакуации станцию должны покинуть все три члена экипажа, чтобы на борту не остались люди без средств спасения. Однако корабль "Союз" не лучшее средство для перевозки пациентов.
В любом случае более предпочтительный вариант иметь два спасательных аппарата, на случай если один из них будет поврежден или недоступен. Можно, например, использовать комбинацию модуля "Союз" и нового более совершенного корабля. Сейчас сотрудники NASA рассматривают несколько планов реализации комплекса средств для спасения экипажа космической станции и ожидается, что один из них будет выбран к моменту утверждения бюджета агентства на 2004 год.
(по материалам сайта Space.com)

13.08.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Принцип домино на МКС

Отправка российского корабля "Союз" к Международной космической станции (МКС) отложена на неделю, то есть старт состоится не 22, а 28 октября. Из-за этого придется сдвигать и экспедицию "шаттла" Endeavour на МКС.
Основная цель этого полета - замена пристыкованного сейчас к МКС предыдущего корабля "Союз", который выполняет на станции функции средства аварийной эвакуации экипажа. Гарантийный срок службы кораблей "Союз" в условиях космоса составляет полгода, поэтому их меняют на МКС с такой же периодичностью.
Напомним также, что на этом корабле "Союз", возможно, в космос отправится третий космический турист участник американской поп-группы 'N Sync Лэнс Басс (Lance Bass). Но, окончательный контракт с ним еще не подписан, поэтому его полет пока под вопросом.
Из-за задержки с отправкой "Союза" американцам придется переносить запуск "шаттла" Endeavour, так как NASA категорически возражает против того, чтобы на станции одновременно находились две экспедиции посещения из опасения повреждения одного или обоих кораблей во время операций стыковки и расстыковки. Поэтому запланированный на 2 ноября старт Endeavour придется переносить. Если новый "Союз" стартует 28 октября, то его экипаж покинет МКС на старом "Союзе" 7 ноября, то есть Atlantis должен подойти к станции после этой даты. Но пока точная дата его запуска не названа.
Кстати, задерживается со стартом не только "Союз". На 10 дней откладывается и запуск к МКС беспилотного грузового корабля "Прогресс". Вместо 10 сентября он стартует 20 сентября, но эта задержка ни на какие другие запуски не повлияет.
(по материалам SpaceFlight Now)

09.08.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Экипаж МКС начал готовиться к выходам в открытый космос

В программе работ нынешнего экипажа МКС (командир Валерий Корзун, бортинженеры Пегги Уитсон и Сергей Трещев), который находится на станции уже третий месяц, есть два выхода в открытый космос. Первый из них должен состояться 16 августа, а второй - неделю спустя. В обоих будет участвовать командир Валерий Корзун, но во время первого его будет сопровождать Пегги Уитсон, а во время второго - Сергей Трещев.
Первой паре предстоит установить на модуле "Звезда" специальные панели, которые должны защитить этот модуль от ударов космического мусора, а также закрепить на внешней поверхности станции контейнеры с образцами российских материалов (это нужно для исследования воздействия на них жестких условий открытого космоса).
Во время второго выхода в открытый космос наши космонавты должны установить на МКС две дополнительные антенны для любительской радиосвязи и контейнер с образцами японских материалов (с той же целью, что и российских).
Так что сейчас экипаж занят подготовкой к этим выходам. Но не забывает о повседневных работах и экспериментах. Например, Пегги Уитсон занята выращиванием соевых бобов в условиях невесомости, экспериментом SUBSA по выращиванию бездефектных полупроводниковых кристаллов и съемкой земной поверхности. Корзун и Трещев опять занимались системой генерации кислорода "Электрон", в которой периодически возникают неполадки.
На станции опять не работает беговая дорожка, поэтому экипажу приходится заниматься физическими упражнениями на других тренажерах - на велоэргометре и на имитаторе нагрузки.

08.08.02 (источник: Россия-Он-Лайн )

Замена в следующем экипаже МКС

Следующий, шестой по счету, долговременный экипаж МКС, по идее, должен отправиться на станцию в октябре этого года. Правда, когда это произойдет, пока точно не известно, так как из-за обнаруженных в топливопроводах "шаттлов" трещинах планы запусков были нарушены.
До старта "шаттла" Endeavour еще далеко, а в составе будущего шестого экипажа МКС уже произошла замена. У Дональда Томаса (Donald Thomas) обнаружили какие-то проблемы со здоровьем, которые, как сообщается, могут повлиять на работу астронавта во время длительной экспедиции. Его заменит американский астронавт Дональд Петти (Donald Pettit) из дублирующего экипажа. Он присоединится к командиру Кеннету Бауэрсоксу (Kenneth Bowersox) и бортинженеру Николаю Бударину.
Петти по специальности химик, он имеет докторскую степень, а раньше занимался исследовательской работой в Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико. В отряд астронавтов он попал в июле 1991 г. Он принимал участие в четырех космических экспедициях и налетал в космосе в общей сложности 1040 часов.

01.08.02 (источник: Россия-Он-Лайн )